Краткое содержание дисциплины
Тема 1. Методологические основы психологии как науки
Условия и закономерности развития психологических знаний. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Методологические принципы психологии. Психология и философия. Психология и естественные науки. Психология и педагогика. Значение психологии для педагогической практики.
Основные отрасли психологии. Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки. Возникновение "стыковых" отраслей психологии.
Общая психология и ее место в системе знаний о человеке. Методы психологии. Основные требования, предъявляемые к методам. Эмпирические методы добывания научных знаний. Организация и проведение психологического исследования. Методы обработки полученных данных. Использование методов психологии в практической работе учителя. Интерпретация фактов, полученных в результате исследования.
Основные этапы становления психологии как науки. Естественно-научные, генетические и философские предпосылки возникновения научной психологии.
|
|
Возникновение и развитие психологических воззрений в античной философии. Психологические воззрения в эпоху средневековья. Идеалистические и материалистические ориентации в психологии.
Развитие психологии как науки о сознании. Становление психологии как самостоятельной науки. Возникновение экспериментальной психологии.
Поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. Зарождение новых психологических школ: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология. Формирование отечественной психологии.
Тема 2. Психика человека как предмет системного исследования
Психика и эволюция нервной системы. Сигнальный характер психики. Отражательная и регуляторная функция психики. Этапы развития психики в филогенезе.
Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Структура сознания. Сознание и бессознательное как особая форма отражения внешнего мира.
Мозг и психика. Динамическая системность и целостность в работе мозга. Основные функциональные блоки мозга, их роль в управлении поведением. Функциональная асимметрия коры больших полушарий мозга. Функции левого и правого полушарий в осуществлении психики.
Тема 3. Психология личности.
Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.
Основные подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии. Системно-структурное представление о личности. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.
|
|
Понятие самосознания, его структура. Образ «Я». Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Оценка и самооценка, ее роль для становления самосознания личности. Условия формирования самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценка, влияние ее на поведение личности.
Направленность личности: Мотивы и мотивация поведения. Виды мотивов. Осознанные мотивы – интересы, стремления, убеждения, их становление в связи с мировоззрением личности. Понимание личности в работах отечественных психологов.
Неосознаваемые мотивы поведения — установки и стереотипные формы поведения личности: Внушение. Конформизм.
Личность как предмет психологического познания. Методы исследования личности: личностные опросники, проективные методы, рисуночные тесты. Эксперимент в исследовании личности. Методы исследования самосознания и самооценки. Методика самосознания Столина. Методика Дембо-Рубинштейн.
Методы исследования мотивов. Методика диагностики направленности личности. «Методика ценностных ориентаций Рокича».
Тема 4. Индивидуально-типологические особенности личности:
Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Типы темпераментов, их характеристика. Физиологические основы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности.
Понятие о характере. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера.
Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Мыслительный и художественный тип как один из видов индивидуально-психологических различий, от которых зависит своеобразие способностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Общие умственные способности.
Методы исследования темперамента. Методы исследования характера. Исследование акцентуаций характера. Проблема диагностики способностей. Тесты способностей и их оценка. Тесты на IQ. Тесты на креативность.