Тема 7. Познавательная сфера

Сенсорно – перцептивные процессы: ощущение и восприятие

Понятие об ощущении. Значение ощущений в жизни человека. Рецепторы и анализаторы. Классификация ощущений. Виды ощущений.

Количественные характеристики ощущений. Абсолютная и. относительная чувствительность. Пороги ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Совершенствование ощущений в результате упражнений.

Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Восприятие и установка личности. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Классификация восприятия. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движений. Восприятие человека человеком.

Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения. Принципы деления мышления на виды: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое); по степени развернутости и осознанности (дискурсивное и интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое).

Логические операции мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение, конкретизация. Мышление и речь. Значение речи в жизни личности. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).

Понятие о внимании. Основные функции внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся. Внимание как важнейшее условие успешности учения.

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности личности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти и их особенности. Принципы классификации памяти на виды по срокам хранения информации, по силе волевого усилия, по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Смысловое и механическое запоминание. Произвольное и непроизвольное запоминание. Условия успешного запоминания учебной информации. Рациональные приемы запоминания.

Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия и памяти. Воображение и творческое мышление. Функции воображения. Виды воображения. Способы возникновения образов воображения: схематизация, агглютинация, гиперболизация.

Методы изучения и развития психических познавательных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: