Тема учебного года

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ»

В основе тематизма третьего года обучения лежит дальнейшее освоение учащимися первичных жанров, расширение и углубление понятия о жанровых признаках, введение понятия жанровость, актуализация знаний об основных театральных (опера, балет) и симфонических жанрах на новом музыкальном материале.

К концу учебного года дети должны полностью освоить музыкальный букварь.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

В третьем классе в течение всего учебного года перед педагогом и учащимися ставятся задачи, решение которых поможет детям подняться еще на одну ступеньку в развитии способностей воспринимать, различать и усваивать музыку.

1. Педагог продолжает работу по развитию эмоциональной сферы, эмоциональной отзывчивости на музыку, уделяя все большее внимание работе по осознанию детьми своих музыкальных впечатлений.

2. Учить понимать содержание музыкальных произведений и различать основные выразительные средства музыки (темп, ритм, размер, интонация, мелодия, мажорный и минорный лад, регистр, динамика, тембр), понимать их содержательное значение и уметь связать содержание музыкального произведения с использованием различных выразительных средств музыки.

Основная цель педагогической работы — целостное и полное восприятие музыкального произведения детьми.

3. Продолжать работу по воспитанию у детей умения вслушиваться в музыку на всем временном протяжении звучания музыкального произведения, постепенно увеличивая длительности звучания предлагаемых для прослушивания произведений.

4. Развивать музыкальное мышление учащихся в процессе восприятия музыки и анализа прослушанных произведений. Учит при сравнении двух или нескольких пьес находить общее и разное и в содержании, и в комплексе используемых композитором выразительных средств. Особое внимание педагог уделяет развитию музыкальной памяти: дети должны запоминать прослушиваемую музыку,

узнавать ее при повторном звучании.

Необходимо знакомить детей с тематическим материалом, исполнять, вокализируя основные интонации и темы в удобной для детей тональности, в процессе анализа постоянно возвращаться к живому музыкальному звучанию, учить детей узнавать темы оркестровых и вокальных произведений в звучании фортепиано, тактично привлекать двигательное звуковысотное моделирование в процессе игры там, где это позволяет музыкальный образ произведения.

5. Расширить и углубить понимание значения интонации в музыке. Расширить круг внутриладовых интонаций, освоенных детьми. Учить узнавать особенно яркие из знакомых интонаций в песнях и музыкальных произведениях, например: интонацию трезвучия мажорного и минорного, полутона восходящего и нисходящего, чистой квинты (V – I вниз),чистой кварты (V – I вверх), поступенное гаммообразное движение и так далее.

Дети учатся внутренним слухом следить за интонационным развитием в процессе звучания музыкальной ткани. Должны понимать термин интонация и уметь им пользоваться.

6. Дети учатся определять на слух первичные жанры и их признаки. Осваивают понятие жанровость.

7. Учащиеся должны уметь объяснить в самом общем виде жанровые особенности оперы, балета, симфонии, концерта.

8. Освоить в практической музыкальной деятельности принципы развития музыки, музыкальной драматургии: повторности, периодичности, контрастности, варьированной повторности. Эти принципы рассматривать с точки зрения эмоционально - образной драматургии музыкального произведения как способ познания содержания музыки.

Учитель знакомит детей с музыкальной формой в узком смысле, как с конструкцией. Они, в свою очередь, должны осознанно воспринять двухчастную, трехчастную формы, форму рондо, вариационную форму (вернее, на этом этапе вариационный принцип развития) и уметь определять названные конструкции - формы на примерах доступной, яркой и достаточно простой по форме музыки, уметь импровизировать (вокальная и ритмическая импровизация на элементарных музыкальных инструментах) простую двухчастную форму, простую трехчастную форму, элементарное рондо.

9. Педагог учит осознанному пониманию развития (изменения) выразительных средств музыки в процессе становления музыкального образа; неразрывная связь интонационных, ладовых, метро - ритмических, динамических и тембровых изменений.

10. Продолжает дальнейшую работу по развитию тембрового слуха у детей, продолжает знакомство с тембрами ведущих инструментов симфонического оркестра. Закрепляет представления о тембрах основных групп симфонического оркестра.

11. Дети должны знать имена и портреты композиторов: П. И. Чайковского, Э. Грига, Ж. Бизе,

С. С. Прокофьева, В. Моцарта, К. Сен-Санса и других (по выбору учителя).

12. Уметь полностью и грамотно назвать музыкальное произведение и его автора.

13. Регулярно вести тетради по музыке, где записывать основные термины, названия прослушиваемых произведений и их авторов. Вести дома «Дневник музыкальных впечатлений», куда записывать названия и авторов музыкальных произведений, прослушанных дома, на концерте, в театре.

ТЕМА ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ: «ТЕАТР КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Ж. Бизе. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» (повторение).

Ж. Бизе. «Марш Тореадора» из оперы «Кармен»,

Ж. Бизе. «Увертюра» из оперы «Кармен».

К. Хачатурян. «Тарантелла» из балета «Чиполлино».

К. Хачатурян. «Сеньор Груша успокаивает Чиполлино» из балета «Чиполлино».

К. Хачатурян. «Строительство дома кума Тыквы» из балета «Чиполлино».

С. Прокофьев. «Вальс и Полночь» из балета «Золушка».

С. Прокофьев. «Урок танцев» из балета «Золушка».

С. Прокофьев. «Седьмая симфония» (первая часть, фрагмент).

Ф. Шуберт. «Восьмая симфония» (первая часть, фрагмент).

П. Чайковский. «Первый концерт для фортепиано с оркестром» (первая часть, фрагмент).

Ж. Визе. «Фарандола» из музыки к драме А. Доде «Арлезианка».

Повторение

П. Чайковский. Фрагменты из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

М. Коваль. «Сцены и игры козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».

В. Моцарт. «Концерт для фортепиано с оркестром № 21» (вторая часть).

В. Моцарт. «Симфония № 41» (первая часть, фрагмент).

Самостоятельные работы на определение жанров. Проводятся в виде тестов, письменно, например:

1 П (песня);

2 М (марш);

3 Т (танец);

4 П и М (песня и марш).

Материалом для подобных работ могут служить как знакомые, так и новые пьесы из детских циклов П. И. Чайковского, Р. Шумана, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси («Детский уголок»).

Прекрасным материалом для самостоятельной работы является цикл К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Дополнительный материал

Р. Щедрин. Фрагменты из балета «Конек - Горбунок».

Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Золотой петушок».

М. Стравинский. Фрагменты из балета «Жар-птица».

ТЕМА ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ:

«КАК РОЖДАЕТСЯ И РАСТЕТ КОРОЛЕВА МУЗЫКИ»

Интонация - полутон.

П. Чайковский. «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (повторение).

В. Моцарт. «Лакримоза» из «Реквиема» (фрагмент).

Интонация - кварта.

П. Чайковский. «Шестая симфония» (третья часть, фрагмент).

Ж. Визе. «Фарандола» из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (повторение).

Первоначальный материал для осознания формы

Двухчастная форма.

П. Чайковский. «Итальянская песенка» из «Детского альбома».

М. Глинка. «Полька».

Э. Григ. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».

М. Старокадомский. «Любитель - рыболов».

Трехчастная форма.

П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Баба - Яга» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Вальс» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Сладкая греза».

П. Чайковский. «Новая кукла» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Песня жаворонка».

Р. Шуман. «Смелый наездник» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Дед Мороз» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Отзвуки театра».

Д. Шостакович. «Шарманка».

Д. Шостакович. «Вальс - шутка».

Д. Шостакович. «Полька».

Э. Григ. «Листок из альбома» (ми минор).

Э. Григ. «Шествие гномов».

Э. Григ. «Норвежский танец» (ля мажор).

Э. Григ. «Поэтическая картинка № 1».

Э. Григ. «Вальсы» (ми минор, ля минор).

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» (фа минор).

Ф. Шуберт. «Вальсы» (по выбору).

Ф. Шопен. «Мазурка» (ля минор, соч. 68, № 2).

М. Глинка. «Арагонская хота» (танцевальная тема, фрагмент).

М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Форма рондо.

Д. Кабалевский. «Зачем нам выстроили дом».

Г. Гладков. «Птичий рынок».

Л. Бетховен. «К Элизе».

Д. Кабалевский. «Рондо - марш».

С. Слонимский. «Рондо».

С. Прокофьев. «Болтунья».

Г. Свиридов. «Парень с гармошкой».

Вариационная форма.

А. Эшпай. «Перепелочка».

П. Чайковский. «Камаринская».

П. Чайковский. «Четвертая симфония» (финал, фрагмент).

Н. Римский-Корсаков. «Белка» — первое чудо из оперы «Сказка о царе Салтане».

Э. Григ. «Утро».

Э. Григ. «В пещере горного короля».

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Задачи на учебный год

1. Педагог продолжает развивать и совершенствовать певческие навыки у детей, полученные в первом и втором классах, а именно: дети должны уметь сохранять правильную певческую установку; петь мягким, округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку; овладевать правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу, за счет увеличения фразы увеличивать продол-жительность певческого выдоха.

2. Развивая и совершенствуя навык кантиленного пения, дети овладевают пением стаккато и нон легато, учатся сочетать в пении различные приемы звукоизвлечения.

3. Учитель ведет дальнейшую работу над совершенствованием вокальной дикции, над правильным произношением звуков, окончаний слов в песнях у детей. Продолжает работу над позиционной ровностью звучания гласных в пении. Продолжает работу над дальнейшим развитием вокального слуха детей. Дети должны уметь слушать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звучания своего голоса, а также качество звучания класса в целом.

4. Педагог продолжает работу по овладению детьми вокальной орфоэпией.

5. Постепенно расширяет динамическую палитру в исполнительской певческой деятельности детей.

6. Совершенствует навык унисонного пения, продолжает работу по выравниванию звучания «гудошников». Учит слушать себя и класс во время исполнения.

7. Постепенно расширяет диапазон звучания класса: до1—ре2. Расширяет рабочий диапазон, перенося правильные певческие навыки учащихся с примарной зоны на крайние части диапазона.

8. Начинает освоение с классом простейших видов многоголосия: пение с выдержанным звуком в одном из голосов, мелодическое остинато в одном из голосов, простейшие подголоски.

9. Учит импровизации подголосков в песнях.

10. Начинает освоение с детьми полифонического многоголосия: пение простых канонов в приму.

11. Работает над ансамблем и строем в хоровом пении.

12. Работает над выявлением и развитием тембровых качеств певческого голоса.

13. Учит детей выразительному исполнению разучиваемых песен, подчинению всей технической работы задачам создания художественного музыкального образа в процессе исполнения.

14. В области певческой деятельности материал постепенно усложняется, в соответствии с возрастающим уровнем сложности исполнительских задач, дирижерского жеста педагога.

15. К концу года дети должны уметь самостоятельно или с поддержкой инструмента исполнить три - пять любимых песен.

16. В течение каждой четверти выучить четыре–пять-шесть песен разной сложности из предложенного списка.

ПЕСНИ

Первая четверть

Р. Роджерс. «До, ре, ми» (с авторским текстом).

Р. Паулс. «Сверчок».

И. Гайдн. «Мы дружим с музыкой».

Ц. Кюи. «Осень».

К. Мясков. «Зайчики - мячики».

В. Калинников. «Тень - тень».

Ж. Люлли. «Жан и Пьерро».

Т. Попатенко. «Скворушка прощается».

Ю. Чичков. «Восемь поросят».

Польская народная песня «Охотничья шуточная» в обработке М. Феркельмана.

М. Красев. Заключительный хор из оперы «Муха - цокотуха».

Русская народная песня «А я по лугу» (со второй, на два голоса).

Русская народная песня «На горе - то калина» (с выдержанным остинато на тонике).

Литовская народная песня «Птичий ужин» в обработке Т. Попатенко.

Вторая четверть

Д. Кабалевский. «Кто дежурные?»

3. Левина. «Тимоти - Тим».

Г. Эрнесакс. «Паровоз» (повторение).

A. Бирнов. «Праздник в зоопарке».

Т. Попатенко. «Котенок и щенок».

B. Герчик. «К нам елочка пришла».

М. Парцхаладзе. «Дед Мороз».

В. Витлин. «Ах, какой хороший».

Эстонская народная песня «Хор нашего Яна».

Русская народная песня «Как на тоненький ледок».

Русская народная песня «Не летай, соловей» (двухголосие).

Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент» (двухголосие в припеве) в обработке X. Кирвите.

В. Калинников. «Мишка».

П. Чайковский. «Старинная французская песенка».

Третья четверть

3. Левина. «Замерзает пруд» из цикла «Десять музыкальных картин».

3. Левина. «Как там живется слону одному» из цикла «Десять музыкальных картин».

В. Калистратов. «Пешком шагали мышки».

Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит?»

Болгарская народная песня «Свищет вьюга».

И. Бах. «За рекою старый дом».

Французская народная песня «Пастушка».

Русская народная песня «Коровушка».

Е. Тиличеева. «Наша мама».

Кубинская народная песня «Моя мама» в обработке С. Соснина.

М.Старокадомский. «Любитель - рыболов».

О. Тевдорадзе. «Красный шар».

Е. Тиличеева. «Музыка».

Е. Зарицкая. «Где зимуют зяблики?»

Четвертая четверть

Д. Кабалевский. «Зачем нам выстроили дом?»

В. Ребиков. «Лягушка».

И. Иорданский. «У дороги чибис».

Я. Дубровин. «Добрый день».

Ц. Кюи. «Пришла весна».

Ю. Чичков. «Музыкант - турист».

Б. Савельев. «Из чего наш мир состоит».

Р. Паулс. «Кашалотик».

Русская народная песня «Во поле береза стояла» (исполнение каноном, повторение).

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек».

ПЕВЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Дети должны понимать роль и значение распеваний.

2. Сознательно относиться к учебно - тренировочным задачам, которые ставит педагог в процессе распевания.

3. Уметь использовать для распевания трезвучия, отрезки звукоряда на различные гласные звуки (у, а, о, и) и

слоги (ля, лю, ле, лё, ли, ма, мо, му и тому подобное).

4. Использовать для распевания упражнения А. Яковлева на гласном у в сочетании легато и стаккато.

5. В качестве распевания использовать попевки и небольшие песенки, сольфеджируемые на уроках.

6. В основной материал для распеваний входят народные песни и попевки, фрагменты из песен и вокализы на основе тем прослушиваемых произведений.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. В центре всей педагогической работы по развитию музыкального восприятия и освоению музыкальной грамотности лежит дальнейшее освоение детьми понятия интонация.

2. Закрепляются понятие мелодия и различные виды движения мелодии. Дети учатся дальнейшему использованию различных видов графической записи звуковысотности, особенно кисти руки.

3. Педагог ведет работу по закреплению понятия регистр. Проводить музыкальные игры, связанные с закреплением этого понятия на более сложном музыкальном материале, отражающем изменения регистра, в течение всего учебного года.

4. Учит определению лада на слух; вводит понятие лад (игра «Солнышко — туча» — в течение всего года).

Учащиеся должны уже знать термины мажор и минор, понимать их и пользоваться ими в процессе анализа звучащей музыки. Определять на слух звучание консонанса и диссонанса.

5. Учитель работает с детьми по дальнейшему освоению лада и внутриладовых тяготений, соотношений устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Учит осознанию тоники как центрального по значению, самого устойчивого звука лада.

6. Знакомит с тоническим трезвучием, его местом в ладу. Учит интонированию различных попевок и упражнений, включающих тоническое трезвучие (первая и вторая четверть).

Проводит игры - импровизации на допевание тоники, диалогические импровизации (вопрос — ответ) учителя и ученика (в течение учебного года).

7. Дети должны уметь определять на слух и петь тон и полутон.

8. Дети осваивают неустойчивые ступени лада (II, IV, VII) и интонации, связанные с ними. Учатся опеванию устойчивых ступеней и разрешению неустойчивых ступеней в устойчивые.

9. Осваиваю мажорный звукоряд. Получают общее представление о тональностях: до мажор, ля минор натуральный, соль мажор - ми минор натуральный (фа мажор - ре минор, по желанию учителя). Сольфеджируют в этих тональностях (третья и четвертая четверти).

10. Педагог знакомит со знаками альтерации (диез и бемоль), учит пониманию их значения в практическом музицировании. Ведет работу с наглядным пособием «немая клавиатура». Клавиатура должна быть выполнена на плотной бумаге или картоне в натуральную величину в объеме полутора октав в количестве, необходимом для раздачи каждому ребенку. Все попевки и песенки начиная со

второй четверти дети сольфеджируют и «играют» на клавиатуре, затем они по очереди играют их на рояле.

Учитель «играет» на большой клавиатуре, расположенной на доске, показывая аппликатуру и некоторые приемы игры на фортепиано.

11. Идет постепенное освоение названий и расположения нот первой октавы на нотном стане детьми. Параллельно педагог проводит работу по освоению изучаемых понятий в системе относительной сольмизации (начиная с первой четверти и в течение всего учебного года). Проводит игру в музыкальные ребусы: (на нотном стане нарисованы ноты фа, ми, и «лия»; на нотном стане нарисована си и «рень».)

Дети знакомятся со скрипичным ключом, его ролью в нотной записи.

12. Сольфеджирование проводится на доступных фрагментах песен, тем из прослушиваемых роизведений, всех предлагаемых детям попевок и упражнений. В течение четверти дети должны сольфеджировать не менее пяти - шести попевок и песенок.

13. Педагог знакомит с понятием интервал и ведет работу по освоению детьми интервалов секунды (большой и малой), кварты, терции (большой и малой).

14. В области метро - ритма необходимо провести работу по следующим направлениям:

а) осознание, понимание и употребление детьми термина ритм;

б) закрепление простейших ритмослогов в размере 2/4, состоящих из четверти, восьмых, половинной длительностей и четвертной паузы (повторение материала второго класса);

в) определение на слух двухдольности и трехдольности (первое полугодие);

г) закрепление понятия о такте и тактовой черте;

д) освоение простейших ритмослогов в размере 3/4:

половинная нота с точкой;

ритмизация стихотворений в трехдольном размере;

е) половинная и восьмые паузы;

ж) умение читать ритм в объеме изученных длительностей, умение повторять на слух более сложный ритм в процессе ритмических игр типа «Эхо» и в процессе разучивания песен;

15. Закрепление представлений о различных динамических изменениях в музыке. Овладение понятиями форте и пиано в исполнительской деятельности. Умение слышать динамические изменения в прослушиваемых произведениях.

16. Учитель развивает в детях умение слышать в музыкальных произведениях, прослушиваемых на уроке музыки и вне его, знакомые элементы музыкальной речи, умение следить за их изменением, то есть применять на практике свою музыкальную грамотность.

ПОПЕВКИ, РАСПЕВАНИЯ

Основной задачей третьего года обучения является освоение мажорного звукоряда полностью через овладение детьми различными внутриладовыми интонациями, связанными с развитием ладового чувства, соотношением устоев и неустоев внутри лада. Параллельно осваивается натуральный минор. В основном, попевки связаны с освоением II и IV ступеней лада и поступенного движения. Все попевки обязательно вначале сольфеджируются по алгоритму, затем выучиваются с текстом, а затем используются как материал для распевания. Вся работа проводится только без сопровождения инструмента.

Первая четверть

Повторение основных попевок, выученных во втором классе, основанных на интонациях, связанных с V - III; V - VI; V - I; V – III - I ступенями.

Русская народная песня «У кота воркота» (исполнение каноном; II ступень).

Русская народная песня «Ходит зайка по саду» (II ступень).

Русская народная песня «Звоны» (II ступень).

В. Калинников. «Тень-тень» (первая и вторая фразы, II ступень).

Венгерская народная песня «Гусенок» (исполнение каноном, II ступень).

Русская народная песня «Старый заяц» (II ступень).

А. Филиппенко. «Мы на луг ходили» (повторение, сольфеджирование до конца, II ступень).

Венгерская народная песня «Зайчик» (II ступень).

Закрепление интонаций, связанных с тоникой и тоническим трезвучием в мажоре.

Чешская народная песня «Жучка» (исполнение каноном).

Русская народная песня «Кукушечка» (исполнение каноном).

Французская народная песня «Пастушья песня» (исполнение каноном).

Венгерская народная песня «Новый дом».

М. Котляревская - Крафт. «Зяблик»

Немецкая народная песня «Лягушки».

Вторая четверть

Освоение поступенного движения, IV ступени.

А. Александров. «К нам гости пришла».

Русская народная песня «Как под горкой, под горой».

Русская народная песня «Василек».

Ю. Литовко. «Моется цапля» (исполнение каноном).

Т. Попатенко. «Цинци - бринци».

Греческая народная песня «Колечко».

Третья четверть

Освоение неустойчивых терций: II - IV ступени, IV - VI ступени.

Освоение интонации кварты: V-I ступени.

3. Ринкявичус. «Я гуляю с папой» (двух голосие).

Русская народная песня «Вьется речка».

А. Рубанов. «Солнышко».

Французская народная песня «Братец Яков» (исполнение каноном).

Ю. Литовко. «Две веселые лягушки» (исполнение каноном).

Ю. Литовка. «Колокольчик» (исполнение каноном).

Русская народная песня «Около сырого дуба».

Чешская народная песня «Пение птиц».

Четвертая четверть

Закрепление всех внутриладовых интонаций, образующих мажорный лад.

Повторение и закрепление материала, пройденного в течение учебного года.

М. Котляревская - Крафт. «Гав - гав».

М. Котляревская - Крафт. «Зяблик».

Н. Потоловский. «Раз, два, три, четыре, пять».

Немецкая народная песня «Сапожник» (исполнение каноном).

Н. Римский - Корсаков. «Колыбельная царевичу» из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент).

Русская народная песня «Небылицы».

Русская народная песня. «Слава».

ВОКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

1. Импровизация - диалог.

На стихи С. Маршака:

— Где ты была сегодня, киска?

— У королевы у английской.

— Что ты видала при дворе?

— Видала мышку на ковре.

Из армянской народной песни в переводе И. Токмаковой:

— Что случилось, козочка?

— Я споткнулась, матушка!

— Где споткнулась, козочка?

— Возле речки, матушка!

— Обо что же, козочка?

— О травинку, матушка!

— Ведь неправда, козочка?

— Me, ме, ме, матушка!

Из английской народной песни в переводе С. Маршака:

— Маленькая девочка,

Скажи, где ты была?

— Была у старой бабушки

На том конце села.

— Что ты пила у бабушки?

— Пила с вареньем чай.

— Что ты сказала бабушке?

— «Спасибо» и «прощай».

На стихи Р. Сефа:

Если спросишь ручеек:

— Ты куда бежишь?

То ответит ручеек:

— В речку, мой малыш.

Если спросишь речку:

— Ты куда бежишь?

То ответит речка:

— В море, мой малыш.

Если спросишь море:

— Ты зачем шумишь?

Скажет море:

— Поскорее засыпай, малыш.

2. Импровизация мелодий на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально -образным содержанием, например:

К. Чуковский. «Тараканище» (начало; первая и вторая четверть).

К. Чуковский. «Доктор Айболит» (начало; первая и вторая четверть).

А. Плещеев. «Осень» (начало; первая и вторая четверть).

3. Импровизация мелодий в определенном жанре как вокализом, так и на заданный текст (в течение года).

4. Импровизация - диалог вопросно - ответной структуры в форме предложения и периода. Исполняется вокализом (см. раздел «Вокальная импровизация», первая - вторая четверть).

5. Импровизация на определенную интонацию: на интонацию чистой кварты и нисходящего полутона (третья четверть).

6. Импровизация на заданный ритм (в течение года).

7. Импровизация в заданном размере (2/4 и 3/4, в течение года).

8. Импровизация в определенной форме: в одночастной форме (период), в трехчастной форме, в форме рондо, в форме вариации (четвертая четверть).

Исполняются подобные импровизации в основном вокализом, но возможно и на специально подобранные тексты.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1. Дети должны уметь передавать в движении характер музыки, менять характер движения в связи с изменением эмоционально-образного содержания музыки.

2. Педагог проводит сюжетно - образные игры (пластическая импровизация) и закрепляет с детьми уже знакомый материал.

Ж. Визе. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» (повторение).

К. Сен - Санс. «Слоны» из цикла «Карнавал животвых» (повторение).

К. Сен - Санс. «Королевский марш львов» из цикла «Карнавал животвых».

К. Хачатурян. «Сеньор Груша утешает Чиполлино» из балета «Чиполлипо».

Н. Римский - Корсаков. «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Э. Григ. «Танец эльфов».

Э. Григ. «Шествие гномов» (после прослушивания и предварительного анализа).

Э. Григ. «В пещере горного короля» (после прослушивания и предварительного анализа).

А. Гречанинов. «Мазурка».

Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» из «Альбома для юношества».

М. Красев. «Зайцы и лиса».

3. Дети наблюдают и передают в движении метрическую пульсацию. Импровизируют движения в связи с изменением жанра. Продолжают освоение и закрепление элементов танцевальных движений, различных видов ходьбы.

Педагог ведет повторение музыкального материала второго класса по выбору.

И. Дунаевский. «Спой нам, ветер».

Ж. Базе. «Марш Тореадора» из оперы «Кармен».

И. Дунаевский. «Полька».

Ф. Шопен. «Вальсы» (ля минор, до-диез минор, фрагменты).

К. Вебер. «Экоссез» (фа мажор),

Э. Григ. «Вальс» (ми минор, первая часть).

Ф. Шуберт. «Экоссезы». (соч. 49, № 3, № 4).

С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков».

С. Майкапар. «Маленький командир».

С. Майкапар. «Детский танец».

4. Дети продолжают учиться передавать в движении ощущение метрической пульсации, чередования сильных и слабых долей. Учатся определению в движении размера 2/4 и 3/4.

В. Ребиков. «Лягушки» (повторение).

A. Гречанинов. «Моя лошадка» (повторение).

Л. Бетховен. «Экоссезы» (повторение).

Ж. Бизе. «Марш Тореадора» из оперы «Кармен».

Ш. Гуно. «Марш» из оперы «Фауст».

Ф. Шуберт. «Экоссезы» (по выбору).

К. Вебер. «Экоссез» (фа мажор).

5. Учатся передавать в движении изменения темпа.

Г. Ломова. «Ускоряй и замедляй» (повторение).

Е. Тиличеева. «Марш».

Е. Тиличеева. «Бег».

B. Носенко. «Дождик» (игра).

6. Учитель формирует у детей восприятие фразы как простейшего элемента музыкальной формы через ее передачу в движении, как основу для восприятия и осознания музыкальной формы.

П. Чайковский. «Декабрь» из цикла «Времена года» (повторение).

П. Чайковский. «Итальянская песенка».

П. Чайковский. «Старинная французская песенка» (повторение).

Ф. Шуберт. «Вальсы» (ля - мажор, ре - мажор, си - минор и так далее).

Ф. Шопен. «Прелюдия № 7».

В. Ребиков. «Колыбельная».

В. Ребиков. «Елка» (вальс).

А. Дворжак. «Юмореска».

Л. Ружицкий. «Песенка Катон» из оперы «Казакова».

7. Дети должны осваивать музыкальную форму в процессе движения посредством изменения характера и движения в связи с развитием музыкальной мысли: пластические этюды, музыкальные игры, пластическая импровизация.

Л. Бетховен. «Вальс» из «Семи легких пьес».

Э. Григ. «Норвежский танец» (ля мажор, без репризных повторений).

Э. Григ. «Листок из альбома» (ми минор).

В. Косенко. «Дождик».

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из балета «Щелкунчик».

П. Чайковский. «Новая кукла» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».

A. Гречанинов. «Моя лошадка».

Р. Шуман. «Смелый наездник» из «Альбома для юношества».

Р. Шуман. «Дед Мороз» из «Альбома для юношества».

B. Ребиков. «Беззаботность».

8. Педагог продолжает формировать у детей умение слышать в музыкальных произведениях и передавать в движении динамические оттенки и их изменения.

Игра «Прятки».

B. Моцарт. «Прятки»,

К. Вебер. «Экоссез».

Ж. Люлли. «Гавот».

Д. Верди. «Марш» из оперы «Аида».

И. Гайдн. «Менуэт» из «Детской симфонии».

C. Майкапар. «Эхо в горах».

Ф. Шуберт. «Экоссез» (ре мажор).

К. Вебер. «Эхо».

9. В свободном дирижировании освоить показ начала и конца фразы в исполняемых и прослушиваемых произведениях, показ различных штрихов, различной динамики; показ развития музыкальной мысли как внутри фразы, так и в произведении в целом (от начала - к кульминации

и к завершению развития).

10. Уметь прохлопывать ритмический рисунок, ритмическое эхо.

Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель».

Б. Барток. «Пьеса».

Б. Барток. «Детская пьеса».

Французская народная песня «У меня есть хороший табак».

Р. Шуман. «Мотылек».

Ф. Шуберт. «Экоссез» (ре мажор, фрагмент).

ИГРА НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

1. Уметь играть на всех инструментах, имеющихся в «оркестре» в данной школе (треугольник, бубен, барабан, маракасы, кастаньеты, пандейра, металлофон, ксилофон, инструменты оркестра К. Орфа и так далее).

2. Исполнять метрическую пульсацию и акценты в песнях и в прослушиваемых произведениях для создания более яркого музыкального образа.

Г. Эрнесакс. «Паровоз».

Ж. Бизе. «Фарандола» из музыки к драме А. Доде «Арлезианка».

Д. Кабалевский. «Игра в слова».

М. Старокадомский. «Любитель - рыболов».

Д. Кабалевский. «Рондо - марш».

3. Исполнять двухголосные, трехголосные и четырехголосные партитуры на материале некоторых музыкальных произведений. Таким образом развивать гармонический слух и умение слышать «вертикаль» в музыкальной ткани, подготавливая детей к многоголосному пению.

В. Калинников. «Тень - тень».

Л. Сидельников. «Мврш солдатиков».

П. Чайковский. «Камаринская».

В. Моцарт. «Менуэт» из оперы «Дон Жуан».

В. Косенко. «Старинный танец».

Л. Бетховен. «Немецкий танец».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: