Музыкальные игры

Уже говорилось о том, что весь урок музыки должен быть максимально насыщен играми. Дадим краткое описание части музыкальных игр, и главное - назовем необходимый для их проведения музыкальный материал.

1. ИГРА «КТО ДОЛЬШЕ СЛЫШИТ ЗВУК»

Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше и, когда перестают его слышать, тихо поднимают руку. Игра хорошо концентрирует внимание, помогает настроить детей на слушание.

2. ИГРА «КАКОЙ ЗВУК ВЫШЕ — ПЕРВЫЙ ИЛИ ВТОРОЙ?»

Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой - в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру надо проводить в течение первых лет обучения. Она хорошо развивает звуковысотный слух, подготавливает освоение интервалов.

Игра на определение направления мелодии является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Вот некоторые художественные примеры из музыкальной литературы:

Э. Григ. «Концерт для фортепиано с оркестром» (фрагмент главной темы).

Л. Бетховен. «Соната № 8» (главная партия).

С. Прокофьев. «Тема Джульетты - девочки» из балета «Ромео и Джульетта».

3. ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИСТРА

Вначале учитель знакомит детей с характерными пьесами в низком и высоком регистре (Г. Галынин «Медведь»; С. Майкапар «Мотылек»). Выясняется эмоционально - образное содержание пьес, исходя из содержания пьес называются звуки низкие (тяжелые, сердитые, темные) и звуки высокие (легкие, звонкие, летящие, как колокольчики). Некоторое время дети играют в игру, различая звуки высокие и низкие. Когда высокие и низкие звуки дети различают без ошибок, вводятся средние звуки (звуки, которые мы поем). Для определения среднего регистра надо предлагать детям мелодии песен. По мере усвоения сути явления учитель сообщает детям, что высотой звуков в Музыкальном королевстве командует министр Регистр. С этого времени дети играют в регистры. Учитель постоянно пользуется этим термином, и к концу года дети обычно тоже им овладевают (второй класс).

Музыкальные произведения для игры на определение регистра

Г. Свиридов. «Колдун».

Г.Свиридов. «Зима».

В. Ребиков. «Медведь».

Г. Галынин. «Медведь».

Г. Галынин. «Слон».

Э. Григ. «В пещере горного короля».

B. Моцарт. «Откуда приятный и нежный звон» из оперы «Волшебная флейта» (вступление к хору).

А. Гречанинов. «Необычайное происшествие».

C. Майкапар. «Мотылек».

С. Майкапар. «Капельки росы».

Г. Фрид. «Ночью в лесу».

М. Мусоргский. «Старый замок» (начало).

М. Мусоргский. «Быдло» (начало).

Э. Григ. «Весна».

А. Бородин. «Вторая Богатырская симфония» (главная тема).

В. Кубинская. «Сказка».

П. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (начало).

М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (вторая часть).

К. Сен - Санс. «Слоны» из цикла «Карнавал животных».

Д. Шостакович. «Вальс - шутка».

И. Стравинский. «Вальс» из «Сюиты № 2».

Э. Григ. «Птичка».

Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» из «Альбома для юношества».

М. Глинка. «Жаворонок» (вступление).

Л. Бетховен. «Немецкий танец».

Г. Свиридов. «Ласковая просьба».

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Новая кукла» из «Детского альбома».

П. Чайковский. «Полька» из «Детского альбома».

С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами».

В. Ребиков. «Елка» (начало вальса).

А. Лядов. «Музыкальная табакерка» (второй период).

Пьесы с изменением регистра

Г. Фрид. «Флейта и контрабас».

А. Александров. «Медведь танцует под флейту».

Р. Шуман. «Дед Мороз» из «Альбома для юношества».

Д. Кабалевский. «Зайчик дразнит медвежонка».

М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (вторая часть).

Э. Григ. «Птичка» (игра с инсценировкой, на основе изменения регистра).

Игра в «Маскарад» (изменение регистра в произведении, надо узнать его по интонационной и ритмической структуре).

4. ИГРА «СОЛНЫШКО - ТУЧА»

(третья четверть, второй класс)

Это игра на определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка; «Солнышко» — нисходящее трезвучие в мажоре. «Ту-у-ча» — одноименное минорное нисходящее трезвучие. Попевка поется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и показать условными обозначениями, что дети слышат. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них - круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют мажор (написать на доске большими буквами) - слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать маленькими буквами) — слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самых первых шагов детей по освоению ладовой окраски не связывать лад напрямую с эмоционально однозначной окраской.

Прежде всего лучше слушать непрограммные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, И. Гайдна, прелюдии И. Баха до мажор, ре минор, ми-бемоль минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и фа минор из второго тома и так далее.

5. ИГРА «КОНСОНАНС - ДИССОНАНС.

Это первый шаг к слышанию гармонии. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы скрючиваются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу через сказку.

Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:

Д. Кабалевский. «Ежик».

П. Чайковский. «Тема Феи Карабос» из балета «Спящая красавица».

И. Стравинский. «Русский танец» из балета «Петрушка».

И. Стравинский. Фрагменты из «Сюиты №2».

А. Пярт. «Танец маленьких утят».

Г. Устводьская. «Пляска и плакса».

М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент).

6. ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

Как правило, к моменту поступления в школу дети имеют представление о марше и танце. После введения в тему следует предлагать детям игру - движение на определение этих двух жанров. Договорившись о характере движений (под марш - маршируем, под вальс делаем мягкие кругообразные движения руками, под польку - легкие подскоки с ноги на ногу, держа руки на поясе), учитель предлагает детям различные, всегда завершенные по форме фрагменты маршей и танцев. Учитель изменяет жанр, не предупреждая детей. Те, кто прослушал и не изменил движение, «вылетают» из игры, садятся. На каждый урок надо подготовить пять - шесть фрагментов, какие - то произведения повторяются, но обязательно включаются каждый раз три - четыре новых произведения. Помимо определения жанра в процессе игры необходимо следить за правильностью выполнения метрической пульсации, за красотой и грамотностью выполнения движений. В эту игру дети играют в первых -третьих классах, причем в первом - втором классах игра повторяется практически на каждом уроке.

Музыкальным материалом могут служить и знакомые детям песни, прослушанные ранее пьесы, а также фрагменты пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С. С. Прокофьева, «Танцев кукол» Д. Д. Шостаковича, а также специальные пособия по ритмике: Т. Бырченко «С песенкой по лесенке»; Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике»,

7. ИГРА «РИТМИЧЕСКОЕ ЭХО»

Самым простым видом этой игры является такая: учитель прохлопывает фразу - ребенок без паузы (ведь музыка продолжается) ее повторяет. Фраза вначале состоит из двух тактов в размере 2/4. Затем учитель исполняет уже предложение - его надо запомнить и повторить, в итоге получается период. Можно и усложнить это задание, например: в ответе изменить динамику, тембр (использовать элементарные музыкальные инструменты). Следующий этап - варьирование ответа учеником, то есть ответ с изменением:

Учитель: I I П I (четверть, четверть,2 восьмые, четверть)

Ученик: П I I I (2 восьмые, четверть, четверть, четверть)

По сути дела, это пример ритмической импровизации. Еще интереснее дать детям задание прохлопать ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (фразы, предложения со знакомым ритмом).

Роль учителя со временем могут выполнять музыкально способные дети, кто - то из детей будет оценивать и работу учителя, и работу ученика. По мере освоения метроритма игра будет усложняться: вводятся новые длительности, паузы, пунктирный ритм; новые размеры - 3/4 и 4/4; увеличивается объем задания до периода (восьмитакт). Эта игра рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе.

8. РИТМИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Эта игра сближает в сознании ребенка закономерности речи и музыки, ритм стихотворения, ритм речи и ритм музыки. Через ритмизацию стихотворений ребенку легче освоить понятие долгих и коротких звуков, особенности метра, музыкальной формы (фраза, предложение и так далее).

В основе ритмизации обычно слог - звук; единица ритма - восьмая; строчка - обычно фраза.

Начинать надо с двухдольного стихотворного размера с ударением на первом слоге.

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Мы получили классический восьмитактный период.

Начинать надо с одной - двух фраз, постепенно увеличивая объем стихотворных строчек. Для знакомства с размером, освоения понятия о сильной и слабой доле ритмизация - незаменимый метод. Через ритмизацию легко объяснить и понятие о такте и тактовой черте. Естественно, что ритмизация не заменяет звучания музыки. Все тексты, которые используются для ритмизации, как правило, предлагаются детям для вольной импровизации, сочинения мелодии.

9. ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ

Первые игры, в процессе которых происходит осознание формы, - это игры - движения, игры -

- инсценировки. Педагог исполняет простую пьесу («Мазурку» А. Гречанинова), затем, после обсуждения содержания пьесы, педагог предлагает показать, как растет цветок (дети присаживаются на корточки и, понемногу поднимаясь, раскрывают руки, как бы раскрывая цветок). Педагог просит остановиться в тот момент, когда изменится музыка. Во второй части дети выполняют мягкие, кругообразные движения корпусом и руками, а вот третью часть педагог играет без предупреждения - кто догадается, что надо делать? Дети обычно предлагают сами повторить движения первой части, ведь музыка повторяется, другой цветочек вырастает и тянется к солнцу.

С помощью детей можно придумать и «игру в солдатиков» («Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского), и игру «Происшествие в кукольном городе» («Марш» Д. Д. Шостаковича), и игру «Дождик» («Дождик» В. Косенко) и так далее.

Есть еще одна игра, помогающая осознанию музыкальной формы. Для каждого из детей приготовлен конверт с разноцветными квадратами (10x10 см): шесть красных, шесть зеленых, шесть синих, шесть желтых, шесть белых (можно и большее количество цветов). У педагога набор тот же. Начинать надо со знакомой музыки, лучше в трехчастной форме на первых порах, и следует обязательно договориться о цвете первой карточки. Учитель играет на рояле, дети выкладывают карточки перед собой, потом поднимают и показывают учителю. Если дети хорошо поняли суть игры, можно пригласить к роялю одного из способных детей. Когда пьеса закончится, дети одновременно с учеником, находящимся у рояля, показывают свои карточки; обязательно исправляются ошибки, причем сами дети объясняют, как надо правильно выполнить предложенное задание.

В третьем классе, когда вопросы построения музыки выходят на первый план, эту игру необходимо использовать на каждом уроке, причем ее можно постепенно усложнять: дети сами должны определить цвет первой карточки (мажор - красная, минор - синяя), если же все три части в одном ладу, то надо подобрать цвета соответствующим образом. После определения формы можно, усложняя игру, предложить детям определить: что изменилось в музыке? Почему они изменили цвет карточки? Для подобного продолжения игры необходимо, конечно, повторное, а иногда и неоднократное прослушивание всей пьесы.

Усложняется игра и по мере увеличения объема произведения. Если на первых порах педагог подбирает пьесы, написанные для фортепиано, то постепенно вводятся и произведения, исполняемые другими музыкальными инструментами, симфоническим оркестром. Проводя игру, педагог должен постоянно опираться на музыкальный образ, на характер музыки, на ее содержание, на смысловое значение формы. Тема повторяется, потому что композитор хотел, чтобы мы запомнили и хорошо поняли главную мысль, основное настроение. Так можно играть во все репризные формы, включая рондо. Для вариаций же необходимо много оттенков одного цвета, что довольно трудно обеспечить, поэтому там стоит перейти к буквенному обозначению.

Музыкальный материал для игры предложен в программе третьего класса.

10. «ИГРА В ПРЯТКИ»

Игра на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины форте и пиано.

Игра проводится так: учитель играет пьесу на фортепиано, если фраза исполняется громко, дети хлопают пульс (метр) или ритм (что труднее), если фраза исполняется пиано - хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Можно сопровождать хлопки энергичным шагом в марше, но на пиано - идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются, каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, пока ошибок станет совсем мало, затем можно предложить детям и сюрпризы - неожиданное изменение динамики, стараясь при этом не нарушить смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно - вариантным построением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку, в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.

11. ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМБРА

Игра вводится во втором классе в связи с появлением произведений, где тембр является важным выразительным средством. Кульминация этой работы - в конце второго класса на материале симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и Волк». В первой четверти дети знакомятся с тембром флейты («Вальс - шутка» Д. Д. Шостаковича) и контрабаса («Слоны» К. Сен-Санса), со звучанием всего симфонического оркестра. На материале «Марша мальчишек» Ж. Бизе из оперы «Кармен» дети закрепляют тембр флейты, сравнивая его с тембром трубы. Звучание скрипки и струнно - смычковой группы оркестра учащиеся запоминают слушая музыку В. Моцарта и И. Гайдна. В третьей четверти уже пора проводить игры в форме тестов на определение тембров групп симфонического оркестра (тембра «семьи» скрипки, «семьи» флейты, «семьи» трубы), постепенно называя детям инструменты, входящие в эти инструментальные «семьи». Обычно в тесте три - четыре фрагмента из различных музыкальных произведений, где либо ярко представлена какая - нибудь группа инструментов симфонического оркестра, либо сольно звучит один из знакомых детям инструментов. Тесты выполняются письменно, названия групп инструментов даются в сокращении (с.-с. - струнно - смычковые, д. д. - деревянные духовые, м. д. - медные духовые), поэтому времени на запись уходит немного. Названия групп и условные сокращения должны быть написаны на доске, чтобы дети могли ими пользоваться как справочным материалом и не делали ошибок.

1. С.-с.

2. Д. Д.

3. С.-с.

4. М. д.

В столбик пишутся цифры (по количеству фрагментов), а затем дети вписывают свои ответы. На первых порах обсуждается каждый фрагмент сразу после звучания, проверяется ответ, прослушивается, если надо, еще раз. На следующем этапе слушается весь тест, с повтором музыкальных фрагментов по необходимости (если детям неясно, если они просят повторить, и тому подобное), а затем проверяется весь тест. Такие тесты нужно давать в течение всех лет обучения музыке, постепенно усложняя задания и музыкальный язык предлагаемых произведений. Можно предложить услышать несколько инструментов в сочетании, знакомя с неизвестными разновидностями инструментов. В средней школе полезно увязать тембровую палитру симфонического оркестра с художественным музыкальным стилем эпохи, с индивидуальным композиторским стилем.

Музыкальные произведения для тестов

Л. Бетховен. «Пятая симфония» (начало финала, м. д.).

П. Чайковский. «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» (рефрен, д. д.).

П. Чайковский. «Марш» (начало, д. д.).

П. Чайковский. «Четвертая симфония» (вступление, начало, м, д.).

Р. Вагнер. «Полет Валькирий» из оперы «Валькирия» (м. д.).

И. Бах. «Шутка» (флейта).

A. Лядов. «Я с комариком плясала» из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра» (флейта).

B. Косенко. «Дождик» (д. д.).

B. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (с.-с.).

C. Рахманинов. «Вокализ» (труба).

М. Старокадомский, «Марш Победа» (духовой оркестр).

И. Стравинский. «Полька» из «Сюиты № 2» (труба).

И. Стравинский. «Вальс» из «Сюиты № 2» (флейта - пикколо).

Н. Римский - Корсаков. «Тема Шехеразады» из оперы «Шехеразада» (скрипка).

П. Чайковский. «Тема лебедей» из балета «Лебединое озеро» (вступление ко второму действию, гобой, д. д.).

П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (первая часть, д. д.).

П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» (труба).

Н. Римский - Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (вступление - труба, первое чудо - флейта, второе чудо — м. д.).

Н. Римский - Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (труба).

К. Сен - Санс. «Лебедь» (виолончель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: