Роль СМИ в становлении информационного общества

Для начала необходимо определиться с термином «информационное общество». Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Общество переходит к новому этапу развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом

Далее нужно привести отличительные черты информационного общества:

* увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

* возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

* нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

* развитие электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных сетей;

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Кроме положительных моментов, прогнозируются и опасные тенденции:

* все большее влияние на общество средств массовой информации;

*информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

* существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

* многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

* существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Известные зарубежные ученые, которые сформулировани концепцию информационного общества:

1. Элвин Тоффлер — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Автор книги "Третья волна". В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общества. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

2. Дэниел Белл — американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. В работе «Грядущее постиндустриальное общество» (The Coming of Post-Industrial Society, 1973) Белл показал, что а «индустриальное общество», которое всемерно развивало технику, перейдет в новую фазу социального развития — «постиндустриальное общество», основанное на знаниях (knowledge society), которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ и централизацией принятия решений.

3. Ёнэдзи Масуда — японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 представил «План для информационного общества — национальная цель к 2000», который позже был расширен и вышел в виде книги «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980).

Проблема информационного общества становится сейчас в повестку дня как одна из важнейших. В мире происходят важные процессы в обмене информацией. Это глобализация, то есть быстрый обмен информацией со всем миром. Интернет выполняет важнейшую функцию, включая Беларусь в международное информационное пространство. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения. Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют интернет для своего распространения как в с регионе, так и в мире. И провинциальная газета с незначительным тиражом может стать глобальной газетой.

Приведем несколько цифр. Радио понадобилось 38 лет, чтобы завоевать аудиторию в 50 млн слушателей. Телевидение достигло того же показателя за 13 лет, а Интернет – за 4 года. Менее чем за девять месяцев аудитория социальной сети Facebook превысила 100 млн пользователей.

Для жителей Беларуси интернет стал полноценной частью современной медиасистемы. Доля аудитории, использующей интернет как средство массовой коммуникации, стремительно растет. По данным исследовательской компании «Акавита», если в 2002 г. интернетом пользовались 175 тыс жителей Беларуси, в 2005 г. – 900 тыс, в 2007 г. – 1,6 млн, в 2009 г. – 3,2 млн человек, то в 2010 г. было зафиксировано 3,68 млн интернет-пользователей.

По данным же Министерства связи и информатизации, в 2010 г. в Беларуси насчитывалось 4,4 млн. пользователей интернета, из которых стационарным широкополосным доступом было охвачено 1,5 млн абонентов. Сегодня в Байнете насчитывается около 70 тысяч сайтов. Доменов в зоне.BY -- около 35 тыс.

Проникновение интернета в Беларуси в 2010 г. составило около 35%. Среди всех стран Центральной и Восточной Европы лидером является Эстония с 71%. Для сравнения, в России проникновение интернета составляет 36%, Румынии – 41%, Словакии – 49%, Болгарии и Польше – 50%, Словении – 62%, Латвии – 65%, Эстонии – 71%. В Западной Европе лидером является Исландия (90%), за ней следуют Норвегия (88%), Нидерланды и Швеция (по 86%).

Для Беларуси весьма остро стоит вопрос адаптации к «третьей волне» цивилизации. Важно не опоздать, вовремя вскочить на подножку быстро мчащегося интеллектуального поезда.

При этом можно ометить следующие напарвления вхождения СМИ Республики Беларусь в информационное общество:

1. Из 136 региональных государственных изданий более 120 за посдедий год-два создали свои сайты в Интернете. Создан портал белорусских СМИ по адресу www.belsmi.by На сайте чформирован подробный каталог печатных изданий и их сайтов в интернете;

2. До 2015 г. в Беларуси будет внедрено цифровое телевизмионное и радиовещаие.

3. Большинство радиостанций и телеканалов можно смотреть и слушать через интернет.

4. Создан сайт Belarus. by как точка входа в белорусский национальный сегмент сети Интернет.

По инициативе Министерства информации Республики Беларусь в 2011 г. был создан портала СМИ Беларуси http://www.belsmi.by/, одна из задач которого - содействие популаризации белорусских СМИ в интернете. Ежедневно здесь появляется 10-15 иллюстрированных новостей, основная часть которых посвящена событям в регионах. На сайте сформирован подробный каталог печатных изданий Беларуси, который содержит около 200 наименований. Особое внимение уделено районным изданиям.

Портал http://www.belsmi.by/ представляет собой

новостной агрегатор

По данным рейтингов «Акавiта», в категории «Печатные СМИ в интернете» наиболее посещаемы веб-ресурсы газет "Комсомольская правда" в Белоруссии" (http://www.kp.by), «Автобизнес» (http://www.abw.by/), "Прессбол" (http://www.pressball.by), "Советская Белоруссия" (http://www.sb.by), "Народная газета" (http://www.ng.by), "Рэспублiка" (http://www.respublika.info).

По статистике, с большим отрывом в категории " Печатные СМИ в интернете " в начале 2011 г. лидирует газета "Комсомольская правда" в Белоруссии" (свыше 85.000 уникальных посетителей в день). Далее в рейтинге следуют "Прессбол" (до 12.000), "Советская Белоруссия" (до 10.000), "Рэспубліка", "Народная газета" (до 6000 посетителей). Посещаемость остальных республиканских печатных СМИ ("Знамя юности", "Аргументы и факты в Беларуси", "Звязда", "Белорусская нива") не превышает 2000-2500 человек в сутки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: