Многосторонняя дипломатия

Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Прежде всего, Россия — не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь — партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государствучастников СНГ еще более осложнилось после череды прокатившихся по постсоветсткому пространству «цветных революций

Республика Беларусь не только декларирует, но и планомерно реализует на практике принципы многовекторной внешней политики, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено исторической общностью совместных интересов государств-участников. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как определенные сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - Россия, Украина, Казахстан, Молдова - важнейшие торгово-экономические партнеры Республики Беларусь. Кроме того, Республика Беларусь активно участвует в деятельности ЕврАзЭС, выступает за скорейшее формирование Единого Экономического Пространства Украины, Беларуси, России и Казахстана в рамках Содружества.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организации с большой перспективой.

10 октября 2000 года президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), тем самым развив ранее заключенные этими странами договоры о формировании таможенного союза и единого экономического пространства и учредив организацию более интенсивной экономической интеграции, чем в рамках СНГ. С мая 2002 года в ЕврАзЭС на правах наблюдателей входят Молдова и Украина, с 2003 года – Армения. В 2006 году в члены Сообщества вступила Республика Узбекистан.

Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях — от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

Важной составляющей внешней политики белорусского государства является участие в процессах региональной безопасности. Прежде всего речь идет о членстве Беларуси в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую, помимо нашей страны, вошли Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ существует с целью укрепления стабильности в Евразийском регионе, противодействия распространению на континенте терроризма и экстремизма, проведения совместных миротворческих операций в регионе.

ОДКБ вносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в регионе. На повестке дня этой организации — противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.

Беларусь вносит существенный вклад в мировые, региональные и субрегиональные процессы. На международной арене страна проявила себя активным борцом с торговлей людьми, наркотрафиком, нелегальной миграцией. Беларусь последовательно выступает против применения двойных стандартов и ультиматумов в отношении тех или иных наций, поддерживает международные инициативы по защите прав детей, женщин и пожилых людей во всех уголках планеты.

Из всех союзных республик в 1945 г. только Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в области борьбы с международным терроризмом.

Как неотъемлемая часть европейского континента и сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в переживающем непростые времена диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США по всем направлениям. Понимая, что потенциал взаимных отношений далек от своего максимума, Республика Беларусь приглашает США и ЕС к конструктивному диалогу на равных условиях.

В качестве одного из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. В основе его потенциала лежит и созвучность позиций по вопросам актуальной международной тематики, и реальные договоренности, и открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты, прогнозируемый экономический рост Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, их высокая платежеспособность создают предпосылки для серьезного наращивания торгово-экономического сотрудничества и успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

В Иране организовано сборочное производство белорусских грузовых автомобилей «МАЗ», в августе 2006 года в Беларуси открыто сборочное производство иранских легковых автомобилей «Саманд».

Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобретают характер стратегического партнерства, подтверждая тем самым серьезные намерения к долгосрочному обеспечению взаимных интересов по всем ключевым вопросам двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Установление политического диалога на высшем и высоком уровне с ключевыми государствами латиноамериканского региона — Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной — позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, подогрело интерес к совместной реализации крупных экономических проектов. Эффективно развиваются отношения с нашим традиционным и надежным партнером — Кубой.

Сегодня достигнуты конкретные результаты по вопросам добычи Беларусью нефти в Венесуэле, поставки в Венесуэлу белорусских калийных удобрений, карьерных самосвалов, грузовых автомобилей, тракторов.

НЕДАВНИЕ ВИЗИТЫ И ВСТРЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА БЕЛАРУСИ:

07.06.2011 -- Встреча с руководством Китайской промышленной корпорации «Великая стена»

31.05.2011 -- Встреча с главами министерств иностранных дел государств-членов ОДКБ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: