Скульптура

Владимир Жбанов: Для художника важно, когда ему отпускают поводья, и он "скачет", как хочет

Без скульптур Владимира Жбанова Минск уже невозможно представить. Не только гости столицы, но и сами минчане стремятся запечатлеть себя на фоне его работ в Михайловском сквере или возле Комаровского рынка. Благодаря работам Жбанова молодое поколение стало проявлять интерес к такому виду искусства, как скульптура. Ведь раньше-то Минск и другие белорусские города в основном "украшали" монументальные памятники культовым советским персонажам. Работы Жбанова "зазвучали" по-новому, добавили Минску европейского шарма.

В конце 80-х изготавливал памятники воинам-интернационалистам. С 1997-1998 годов занимается парковой и уличной скульптурой. Самые известные его работы: группа скульптур в Михайловском скверике ("Девушка на скамейке", "Девочка с зонтиком", "Прикуривающий") и у фонтана Комаровского рынка ("Фотограф", "Дама с собачкой", "Лошадь" и "Два гуся").

«Другое дело, если я получил какой-то конкретный заказ, как, например, у меня было с "Почтальоном". Ко мне обратилась газета "Из рук в руки" с предложением сделать такую скульптуру (почтальон на велосипеде развозит почту). Мы предлагали установить ее возле Главпочтамта. Казалось бы, самое идеальное место. Однако один из чиновников отказался, мотивируя это тем, что голуби будут "гадить", поэтому почтальона им придется постоянно мыть. Поэтому главным архитектором города Виктором Дмитриевичем Никитиным было предложено место у кинотеатра "Октябрь". Там рядом находятся и Дом прессы, и Дом печати. Творческие люди будут проходить мимо, и эта скульптура будет на виду. То есть место должно быть не случайным. Отлично, когда оно попадает в тему. Например, возле бани стоит моя скульптура банщика с портфелем, веником и рыбой.

А вот на Комаровском рынке сначала стоял один фонтан. Однако мэру Минска показалось, что когда водичка не льется, получается как-то скучновато. Поэтому было предложено всю эту композицию оживить. Я предложил дохлую лошадь, которая оглядывается и ждет когда придет хозяин (раньше же ведь на лошадях приезжали на рынки), скульптор Куприянов сделал бабку с семечками. Потом я выставил на конкурс еще несколько работ. "Дама с собачкой" и "Фогограф" вообще пылились у меня на заводе, как сейчас у меня пылится "Поручик Ржевский". И дирекции рынка понравились эти работы».

Бывает, что скульптуру повернут не в ту сторону. К примеру, с "Почтальоном" произошла такая история. Когда возле "Октября" было дерево, то скульптура смотрелась органично. Однако стоило дерево спилить, как и мне, и архитектору Юрию Михайловичу Градову показалось, что почтальон с велосипедом не так повернут. Скульптура находится в контражуре, с ней сложно сфотографироваться.

- Ваши работы стоят не только в Минске, но в других городах Беларуси и за рубежом: в Могилеве, Витебске, под Гомелем, в Светлогорске, в Подмосковье, в Дюссельдорфе. Какая из них для Вас особо памятна или дорога?

- В Могилеве стоит мой "Звездочет". Эта скульптура для меня в некотором смысле знаковая. Во-первых, средневековье, готика. Это само по себе манит, захватывает дух. Во-вторых, эту скульптура мне никто не навязывал, я все делал, как мне видится. Для художника очень важно, когда ему отпускают поводья, и он "скачет", как хочет. Когда на тебя начинают давить, что-то требовать… Это тоже, бывает, хорошо. В некотором плане облегчает задачу. Однако иногда хочется делать такие работы, когда ты ни от кого не зависишь. Ты свободен, волен выбрать образ, который ты хочешь. Это, по-моему, мечта любого творца, художника.

БАЛЕТ

Валентин Николаевич Елизарьев, народный артист СССР и Беларуси, бывший художественный руководитель Театра балета

Народный артист БССР (1979), народный артист СССР (1985)

С 1973 главный балетмейстер Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси. Приход 26-летнего балетмейстера открыл новую страницу в истории белорусского балета. Уже первый спектакль «Кармен-сюита» стал прорывом к ассоциативной и философской хореографии, к постижению современных средств выразительности. Балеты «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Страсти (Рогнеда), «Жар-птица» сформировали новый тип балетной драматургии, основанной на сквозном развитии действия, на метафоричности и многообразии пластики, на тонком взаимодействии хореографии и музыки со сценографией. На белорусской сцене В. Елизарьев поставил также классические балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

В 1993 году на VII Международном конкурсе артистов балета в Москве Валентин Елизарьев удостоен специальной премии за лучшую современную хореографию. В 1996 году удостоен звания «Лучший хореограф года» и премии «Benois de la Danse», учрежденной Международной ассоциацией танца, за хореографию балета «Страсти (Рогнеда)». В 1996 году за создание хореографии и постановку спектакля «Страсти (Рогнеда)» награжден Государственной премией Республики Беларусь.

Валентин Елизарьев ставил спектакли в Ленинграде («Легенда об Уленшпигеле», Ленинградский академический театр оперы и балета им.Кирова), Москве («Настроение», Большой театр СССР), Любляне («Жизель», Театр оперы и балета), Стамбуле («Дон Кихот», Театр оперы и балета), Варшаве (хореографический триптих «Балеты Валентина Елизарьева», Варшавский Большой театр), Токио («Эсмеральда», балетная труппа NBA), Анкаре («Спартак», Театр оперы и балета).

Спектакли В. Елизарьева неоднократно показывались в Венгрии, Польше, Болгарии, Югославии, Германии, Кувейте, Сирии, Египте, Турции, Франции, Испании, Норвегии, Греции, Португалии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Индии, Китае, Гонконге, Таиланде, Сингапуре, Вьетнаме, Кипре, Японии, Великобритании и других странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: