Как же строится система стратегического анализа затрат на предприятии?

Цепочка образования стоимости (ЦОС) разделяет отрасль на отдельные стратегические звенья. Таким образом, начальная точка анализа затрат - это определение ЦОС отрасли, отнесение затрат, доходов и активов к различным ее звеньям. Затем определяются факторы, от которых зависят затраты на каждом звене ЦОС - кост-драйверы.

Драйвер - это количественно измеряемое действие, производимое отделом, которое является причиной действительного расхода средств компании. Иными словами, драйвер, в соответствии с названием, «несет» на себе затраты по процессу.

Кост – драйвер – это индекс распределения затрат.

И, наконец, строится система действий, в результате которых фирма может получить конкурентные преимущества.

Рассмотрим подробнее каждый из этих из этих элементов.

Звенья отраслевой ЦОС, это, говоря проще, основные массивы затрат в бизнес-процессах, например, закупка сырья, транспортировка и т. д. (естественно, для каждой отрасли они различны). Кост-драйверы для каждого звена ЦОС также выделяются отдельно.

Диагностика кост-драйверов для понимания характера поведения затрат в каждом звене - второй шаг в создании и анализе ЦОС. В отличие от традиционного управленческого учета, где единственным кост-драйвером считается объем выпуска, в стратегическом анализе затрат рассматриваются структурные и операционные виды кост-драйверов.

Структурные кост-драйверы определяются особенностями экономической политики компании. SCA предлагает пять критериев для выбора структурных кост-драйверов: масштаб производства, определяющий объем инвестиций в производство, НИОКР, маркетинг; охват - степень вертикальной интеграции; опыт - каков экономический опыт осуществления предполагаемых операций; технологии и их специфика; сложность - широта номенклатуры продукции (услуг).

Операционные кост-драйверы характеризуют способность фирмы успешно реализовывать свою структурную политику. Перечень основных операционных кост-драйверов содержит:

· вовлечение персонала - в какой степени персонал вовлечен в достижение общих целей фирмы;

· всеобщий контроль качества (TQM - Total Quality Management);

· уровень загрузки мощностей;

· эффективность расположения мощностей;

· конструкция изделий;

· связи с поставщиками и потребителями.

Третий шаг в анализе ЦОС - создание устойчивого конкурентного преимущества. Для каждого звена ЦОС формулируются два ключевых вопроса - могут ли быть снижены затраты на звено при том же уровне потребительной стоимости (дохода)?- и - может ли быть увеличена потребительная стоимость (доход) без увеличения затрат? Таким образом, идея состоит в лучшем контроле затрат, чем у конкурента, или в реорганизации ЦОС для получения большей потребительной стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: