double arrow

Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики

Третий вопрос, на который следует ответить, – на каком этическом «фундаменте» мы будет обосновывать модель педэтики как ценностного ориентира.

Изучение истории этики позволяет выделить две основные поведенческие модели – авторитарную и гуманистическую этику. Их подробный анализ в середине XX в. произвел философ, психолог и этик Эрих Фромм в работе “Человек для себя”.

Сравнение данных моделей по определенным основаниям позволяет выделить одну из них в качестве перспективной, поскольку она отражает тенденции современного развития человека и общества.

Авторитарная этика

а) Авторство и исполнение. «Автором» данной этики выступает некий авторитет, который определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения. Люди их только исполняют. Базируется на иррациональном авторитете; его источником служит власть над людьми; строится на неравенстве. Не только не нуждается в критике, но и запрещает ее.

б) Цели и средства. Высшей ценностью и целью является нечто внешнее по отношению к человеку (интересы государства, корпорации, идеи и др.). Человек рассматривается лишь как средство достижения цели, поэтому формируется под некий «социальный заказ». При этом он действует под принуждением или добровольно.

в) Методы регуляции. Основным методом выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или психологическое). Желаемые качества – исполнительность и послушание. Приветствует унификацию личностных качеств, взглядов и интересов («быть как все»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: