Третий вопрос, на который следует ответить, – на каком этическом «фундаменте» мы будет обосновывать модель педэтики как ценностного ориентира.
Изучение истории этики позволяет выделить две основные поведенческие модели – авторитарную и гуманистическую этику. Их подробный анализ в середине XX в. произвел философ, психолог и этик Эрих Фромм в работе “Человек для себя”.
Сравнение данных моделей по определенным основаниям позволяет выделить одну из них в качестве перспективной, поскольку она отражает тенденции современного развития человека и общества.
Авторитарная этика
а) Авторство и исполнение. «Автором» данной этики выступает некий авторитет, который определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения. Люди их только исполняют. Базируется на иррациональном авторитете; его источником служит власть над людьми; строится на неравенстве. Не только не нуждается в критике, но и запрещает ее.
б) Цели и средства. Высшей ценностью и целью является нечто внешнее по отношению к человеку (интересы государства, корпорации, идеи и др.). Человек рассматривается лишь как средство достижения цели, поэтому формируется под некий «социальный заказ». При этом он действует под принуждением или добровольно.
|
|
в) Методы регуляции. Основным методом выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или психологическое). Желаемые качества – исполнительность и послушание. Приветствует унификацию личностных качеств, взглядов и интересов («быть как все»).