Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда

Тема 3. Смысловые (методологические) основания профессиональной педагогической этики

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда.

2. Профессиональные моральные риски в деятельности педагогов.

3. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики.

Литература

1. Бакштановский, В.И., Согомонов Ю.В. Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. – Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007. – С. 125-217. (Глава 2. «Сфера образовательных услуг» и/или «высокая профессия»?).

2. Белухин. Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах / Д.А. Белухин. – М., 2006.

3. Великая Хартия Европейских Университетов // Электронный ресурс: http://www.russianenic.ru/int/bol/charter.html

4. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: учебное пособие / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2004. – С. 11-18.


Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда

Переходя от формально-логической к содержательной стороне педагогической этики, нам следует определиться с рядом принципиальных вопросов, которые носят методологический и мировоззренческий характер.

Первый вопрос касается миссии педагогической деятельности.

Миссия – это предназначение профессии, это то, что отвечает на вопрос «ради чего» совершается данная деятельность. Определение миссии одновременно является процессом самоидентификации профессионалов («кто ты?», «в чем смысл твоей деятельности?»). Понимание миссии как предназначения профессии, конечных целей деятельности специалиста упрочивает мотивацию (а иногда и создает ее), является опорой в трудных ситуациях морального выбора.

В настоящее время очевидными являются два варианта ответа на этот вопрос.

Первый вариант: педагогическая работа представляет собой «сферу услуг» («образовательная индустрия»). Если согласиться с этим утверждением, то ответ на вопрос «ради чего» будет следующим – «ради получения прибыли», что автоматически превращает учреждение образования в разновидность «бизнес-корпорации», а профессиональная этика выражается формулой – «клиент (учащийся, его родители) всегда прав» (как в сфере услуг).

Однако обладание большим запасом знаний (информации) «не есть необходимый признак культуры и, в крайнем случае, отлично уживается с варварством» (Ф. Ницше). Естественно, что само профессиональное сообщество педагогов не склонно к подобного рода аберрации. Так, академик А.А. Гусейнов высказался следующим образом о пагубности рыночных отношений в образовательной деятельности:

Существуют такие пространства общественной жизни, для которых подчинение механизмам рыночной эффективности является губительным. Пространство профессиональной научно-образовательной деятельности, несомненно, – и даже в первую очередь – относится к ним. Здесь рыночные механизмы могут быть с пользой применены в крайне ограниченных размерах и только в тех пунктах, в которых речь идет об условиях научно-образовательной деятельности, но не о ней самой. За примерами далеко ходить не приходится. Достаточно сослаться на то, какой деградацией для высшего образования (особенно гуманитарного, а вслед за ним и гуманитарной науки) обернулось его превращение в постсоветских условиях в вид частного предпринимательства.

Второй вариант: традиционно педагогической деятельности придавался статус «высокой профессии». Так, в императорском Указе об основании Казанского университета (1804 г.) создаваемое учебное заведение именуется «благотворным заведением».

Что означает метафора «высокая профессия»?

Во-первых, характеристика «высокая профессия» ак­центирует установку не на прагматическую (прибыль!), а на мировоззренческую ориентацию процесса образования (обучение + воспитание), призванного развивать личность, а не предоставлять образовательно-информационные услуги. Образование в данной парадигме рассматривается как всеобщая и самая перспективная форма культуротворчества и формирования человеческого капитала. Не случайно некоторые исследователи (А.М. Новиков) считают, что слово « образование » происходит от корня «образ» и может трактоваться как создание у человека (ребенка) образа окружающего мира и своего «я» в этом мире.

Во-вторых, конкретизируется миссия через те общественные запросы (цели, задачи), которые стоят перед педагогами и определяют «благородство» их профессии. Они направлены на развитие:

а) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство;

б) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества;

в) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство,склонного и способного к самообучению на протяжении всей своей профессиональной и служебной карьеры (А.А. Гусейнов).

В-третьих, характеристика «высокая профессия» ак­центирует установку на «служение в профессии» (в противовес понимания службы как привычной, поденной лямки). Не отменяя стремления к «че­стному заработку профессионала» (М. Вебер), она ограничива­ет для педагога возможность пре­следовать собственную выгоду столь же целеустремленно, как это характерно, например, для бизнесмена. При этом если общество что-то и «даровало» высокой профессии, то лишь сверхнагрузку.

Результатом дуального (дилеммного) характера решения вопроса о миссии современного образования возникает необходимость обеспечения баланса между функцией образования как “высокого” общественного блага и коммерциализацией его услуг при сохранении фундаментальных образовательных ценностей. В свою очередь, подобная постановка вопроса актуализирует исследование этических “измерений” образования не только в контексте традиционной этики, но и в соответствии с миссией учебных заведений в зарождающемся “обществе знаний” (ключевые интеллектуальные и культурные обязанности). Именно представление о миссии определяет круг профессионально-этических ценностей педагогического корпуса, содержание профессионального долга педагога и характер его ответственности.

(См. подробнее на эту тему: Бакштановский, В.И., Согомонов, Ю.В. Ойкумена прикладной этики: модели нового освоения. Том первый / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. – Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2007. – С. 125-217. (Глава 2. «Сфера образовательных услуг» и/или «высокая профессия»?).

2. Профессиональные моральные риски в деятельности педагогов

Второй вопрос – это вопрос о профессиональных рисках педагогической деятельности с точки зрения этического подхода. Вопрос о рисках в профессии является этическим, если речь идет о моральном риске. Моральный риск, как правило, затрагивает конкретные человеческие интересы и возникает в том случае, если автор деяния ради достижения результата имеет возможность и готовность использовать неадекватные морали средства (по принципу «цель оправдывает средства»). Нередко риск связан с пренебрежением к правилам, инструкциям, а также с неосведомленностью о возможных последствиях.

Ответ на вопрос о профессиональных рисках в педагогической деятельности определяется особенностями положения педагога в отношении субъекта своей деятельности (ученика, студента).

Первая особенность: асимметричность отношений педагога и учащихся, что выражается в зависимости последних от учителя («над-позиция»). Преподаватель представляет для учащегося авторитетный источник знаний, Он также наделен полномочиями оценивать его успеваемость и поведение. Объективное присутствие зависимостиобусловливает риск манипулирования сознанием и поведением учащихся со стороны педагога. Данное обстоятельство налагает на педагога особую ответственность за свои действия и за результаты своего труда.

Вторая особенность: педагог постоянно находится в ситуации, когда ему приходится определять,что есть благо или зло для другого человека. (Каждому известна сентенция: «Деточка! Я желаю тебе добра! И нечего нос воротить, потом спасибо скажешь!»). Данное обстоятельство обусловливает риск морализирования, сопрягаемого с возможностью вмешательства во внутренний мир другого человека с использованием психологического давления (насилия). Очень добрый и мягкий человек, оказавшись в рамках определенной системы профессиональных ценностей, может быть жестким и даже жестоким, если он уверен, что это необходимо для блага его подопечного. Основная этическая проблема, которая здесь возникает, заключается в том, чтобы установить границы педагогического вмешательства. Для этого и нужны стандарты поведения, которые выступают ограничителями возможного произвола со стороны педагога.

(В психологии есть такое понятие – «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ребенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов).

Третья особенность: специфический характер педагогической деятельности, который обнаруживается в основной функции педагога – трансляции знаний.

Трансляция – это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. Но и это проблема не столько «технологического», сколь­ко профессионально-этического характера, поскольку передача информации всегда сопровождается ее интерпретацией через призму личности транслятора, его жизненного опыта и проч. Данное обстоятельство обусловливает риск субъективизма и консерватизма суждений. Поэтому полученная учеником информация может вызвать у него разное отношение и к самой информации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «уже достала своим занудством» и т.д.). Это обусловливает необходимость критической рациональности педагога в отношениисвоей мировоззренческой (моральной) позиции.

Четвертая особенность: высокая степень индивидуализации труда педагога. Данное обстоятельство обусловливает риск вседозволенности. Уровень информированности родителей (да и всего общества) о реальном стиле взаимоотношений педагогов с учащимися достаточно низок. Как правило, родители знают, чему учат ребенка, с кем он дружит или конфликтует, иногда они замечают особенности поведения педагога. Однако это поведение корректируется в присутствии родителей или других лиц и в слабой степени позволяет судить о том фундаменте, на котором строится взаимодействие с ребенком. В этих условиях только развитое моральное сознание специалистов выступает гарантом непричинения вреда ученикам (особенно младшего возраста), которые беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и фактически не имеют права подвергнуть их поведение критике.

Пятая особенность: высокаястепень стрессогенности труда педагога. К числу стрессогенных факторов можно отнести: 1) ненормированность труда, 2) повышенные требования со стороны общества к личности педагога, которым он должен соответствовать «денно и нощно», 3) боязнь оказаться в «недостойной» профессиональной позиции пред лицом информированных учеников, 4) необходимость «держать удар» в условиях непредсказуемости, нередко агрессивности поведения учащихся, 5) повышенные притязания со стороны родителей, 6) бюрократизация процесса обучения и др. Все это в совокупности может привести к риску раннего профессионального выгорания. Крайним проявлением этого состояния выступает смена установки «любовь к ученикам» на установку прямо противоположную – «ненависть к ученикам» (мизантропия). Проблема состоит в мере включенности педагога в профессию. Педагогическая этика со своей стороны есть попытка найти данную меру («на работе надо работать, а не жить»).

Итак, обладание знанием о профессиональных моральных рисках – необходимое условие профессионального роста педагога. Чем более осмотрителен специалист в своей работе, чем более он внимателен и осторожен, тем более точной является его профессиональная практика, чем более свободно он принимает решения, тем больше встречает понимания.

Таким образом, особая миссия,а также наличие моральных рисков в деятельности педагогов требует обоснования свода этических правил, ограничивающих профессиональное пространствос целью недопущения произвола над личностью (будь то формирующаяся личность ученика или сложившаяся личность коллеги по профессиональному цеху). Это делает необходимым вычленение из структуры моральных ценностей тех, которые субстанциональны для педагогической этики, т.е. «задают» ей специфическое содержание и составляют основу того, что может быть названо «профессиональной идеологией».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow