Предпосылки формирования

Тема. Формирование классической школы политической экономии

  1. Общая характеристика классической школы. Этапы развития
  2. Классическая школа до А.Смита. У.Петти как основатель трудовой теории стоимости
  3. Система взглядов А.Смита
  4. Экономическое учение Д.Рикардо

Период: вторая половина ХVII – первая половина XIX вв.

Предшественники: У.Петти, Буагильбер

Основоположники: А.Смит, Д.Рикардо

Последователи: Жан-Батист Сэй, Дж. Ст. Милль, Т.Мальтус

Классическая теория – это фундамент и строительные леса науки.

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Предпосылки формирования

- с начала 18 в. – процессы индустриализации, в Великобритании, «первой в истории индустриальной нацией» или страной «промышленного переворота». В 1640 г. началась буржуазная революция (Кромвель), в 1688 г. – конст.монархия.

Термин «промышленный переворот» широко принят для обозначения периода британской экономической истории, во время которого в основном осуществилась механизация текстильной промышленности, началось использование усовершенствованных паровых машин и «восторжествовал» фабричный способ производства (приблиз. 1760 – 1830гг).

Таким образом, промышленный переворот – скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактурного производства, основанного на использовании ручного труда, к фабричному, основанному на машинной технике. Промышленный переворот – это мировой процесс, который характеризовался общими закономерностями и одновременно имел свои особенности в отдельных странах. Первой страной промышленного переворота является Англия.

- Перемены в рассматриваемый период происходили не только в промышленной, но также в социальной, интеллектуальной, коммерческой, финансовой, сельскохозяйственной и политической сферах.

- В результате огораживаний возобладала тенденция к укрупнению хозяйств. Коммерциализация сельского хозяйства отражала общий процесс коммерциализации всей нации. Уже в конце 17 в. Англия по объему внешней торговли в пересчете на душу населения опережала все страны кроме Нидерландов.

- развитие финансовой организации. Зарождение английской банковской системы связывают прежде всего с деятельностью ряда лондонских «золотых дел мастеров» (ювелиров), начавших функционировать в качестве банкиров (выписанные ими депозитные квитанции обращались фактически как банкноты) с 1660-х гг. Учреждение Английского банка в 1694г. в качестве утвержденного законом монопольного акционерного банка вынудило частных лондонских банкиров прекратить выпуск банкнот, но они продолжали действовать как депозитные банки.

- в конце 17 – начале 18 вв. появление ряда акционерных компаний, часть из которых получала королевские хартии на монополию. Спекулятивный финансовый бум, связанный с надеждами на быстрое обогащение от колониальной торговли, и последовавший скандальный крах некоторых из этих компаний привели, в 1720г., к законодательному запрету на учреждение акционерных обществ иначе, чем с особого разрешения парламента (дававшегося крайне неохотно). Закон действовал до 1825г., и в результате Англия вступила в «промышленный переворот» с законодательным барьером против корпоративной формы организации бизнеса, принимавшего, следовательно, форму товариществ или простого частного предприятия.

- установление контроля парламента над государственными финансами: это значительно удешевило государственные заимствования и, следовательно, высвободило капитал для частных инвестиций.

Социально-экономические последствия промышленного переворота сводятся к следующему:

- полному господству буржуазии в экономике;

- резкому повышению удельного веса городского населения;

- возникновению новых городов и промышленных центров;

- увеличению удельного веса занятых в промышленности;

- росту интенсивности труда;

- широкому привлечению неквалифицированных рабочих и замены труда мужчин более дешёвым трудом женщин и детей;

- низким уровнем заработной платы.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в.

Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половине XVIII в.. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети ХVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его "экономический человек" и "невидимая рука" убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж.С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества.

Классическая школа сложилась как единство двух начал:

- Теории производства (богатства), отвергавшей меркантилизм за его переоценку роли торговли. Меркантилисты отмечали только внешние проявления богатства (в торговле и денежном обращении).

- Теории обмена (рынка) развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практике гос. протекционизма.

Сначала (первый этап) – развивались обе теории вместе.

В рамках классической школы – расхождения (линия Сэя и линия Рикардо).

В ходе маржиналистской революции – размежевание (70-е гг. 19 в.).

Характерные признаки классической школы:

1. неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

2. преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

3. выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.

4. опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

5 категория "стоимость" признавалась исходной категорией, от которой происходили другие производные категории.

6. деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.




double arrow
Сейчас читают про: