Стили руководства

Вопрос использования социально-психологических методов управления во многом вопрос стиля руководства. Под стилем руководства понимают относительно устойчивую систему методов и форм практической деятельности менеджеров. Принято различать общий стиль руководства и личный или индивидуальный.

Личный стиль руководства описывает образец поведения, когда руководитель независимо от той или иной ситуации занимает соответствующее положение по отношению к подчиненным. Макс Вебер различает три варианта:

бюрократический стиль руководства, ориентированный на установленные «сверху» предписания, регулирующие отношения с подчиненными;

патриархальный стиль руководства, ориентированный на унаследованный порядок, который определяет отношения с подчиненными;

харизматический стиль руководства, исходящий от признанной в качестве «вождя» личности, окруженной ее приверженцами.

Все эти «исторические» стили руководства имеют одно общее: ориентацию подчиненных на выполнение поставленной задачи. Сотрудники – лишь средство для достижения цели. Современный подход, учитывающий влияние теории человеческих отношений, ориентирован на личность. Все задачи решаются людьми, чьи представления и желания должны быть учтены в той же мере, что и их социальные роли. На рис.. изображена управленческая таблица, имеющая два измерения. Понятие «забота о» используется в данном случае для того, чтобы определить, в какой степени руководитель ориентирован на решение производственных задач, а в какой на личностный фактор производства. Из описания позиций в пространстве следует что недопустим стиль руководства, строго ориентированный как на личность, так и на задачи. Естественными являются смещения ориентаций на личность и задачи, достижение компромисса.

9 1.9. Управление посредством проявления внимания к запросам людей, что ведет к созданию благоприятного морального климата   9.9. Работа выполняется сознательно и самостоятельно ввиду понимания общих задач организации при полном доверии и уважении к людям
Забота о людях          
  5.5. Достигаются хорошие показатели в работе путем поддержания равновесия между потребностями производства и людей  
         
1 1.1. Управление посредством проявления незначительного внимания как к производству, так и к людям. Моральный дух коллектива невысок   9.1. Максимальное внимание производству. Человеческий фактор играет незначительную роль.
1 9 Забота о производстве
Рис.Управленческая таблица.

Д.Харрингтон считает, что время авторитарных руководителей прошло, на смену им должен прийти руководитель нового типа, руководитель-помощник, выполняющий функции скорее слуги, чем хозяина. Это означает

создание так называемого партисипативного стиля управления, т.е. такого стиля, когда все служащие компании принимают участие в решении проблем, возникающих в ходе их деятельности. Подобный стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Взаимоотношения между теми, кто управляет, и теми, кем управляют, можно охарактеризовать их позициями в пространстве, описанным шкалами целей и средств (рис..). Этими позициями определяются характеристика стилей руководителей от абсолютной автократии, когда одно лицо обладает властью принятия всех решений, влияющих на положение членов социальной системы, до полно демократии, когда в соответствии с идеями партисипативного управления в определении целей и средств участвуют все члены социальной организации.

Создание партисипативного стиля – длительный процесс. Начинается этот важный процесс с высшего руководства. От него зависит создание такой демократической системы управления, которая основана на 14 принципах, выдвинутых Э.Демингом.

Автократия средств Абсолютная автократия  
Демократия средств   Полная демократия
  Автократия целей Демократия целей
Рис. Шкала целей и средств

Среди них: создание в организации атмосферы, устраняющей страх быть наказанным за упущения в работе, за сообщения о поломках и авариях; оказание всемерной помощи тому, кто пытается внести в производственный процесс какие-либо усовершенствования, кто стремиться к исследованиям, кто вообще хочет знать больше; отказ от использования пустых призывов повышать производительность труда без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями со стороны руководства, без налаженной системы профессионального обучения; постоянное совершенствование методов трудовой деятельности, периодический отказ от устаревших приемов.

Реализация этих принципов зависит, в первую очередь, от стиля работы высшего руководства. Но каждому руководителю нужна особая подготовка для понимания новых требований к стандартам деятельности и связанных с ними методов улучшения работы. Такая подготовка должна начинаться сверху и «смывать» все старые представления о взаимодействии руководителей и подчиненных с каждого уровня управления.




double arrow
Сейчас читают про: