Биологические факторы риска. Грудное вскармливание

Тема 8: Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: определения «биологический анамнез», «аномалии развития», «вскармливание», «естественное вскармливание»; преимущества естественного вскармливания перед смешанным и искусственным; преимущества женского молока перед коровьим, принципы успешного грудного вскармливания

понимать: особенности формирования здоровья в различные периоды онтогенеза

В ходе самостоятельной работы студент должен

овладеть навыками (уметь): оценивать биологический анамнез, уровень стигматизации ребенка.

2. ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 90 мин.

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Детская поликлиника №1 МУЗ ГКБ№6

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

1. Проверка посещаемости -3 мин.

2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 42 мин.

3. Перерыв – 10 мин

4. Текущий контроль знаний студентов, корректировка знаний (см. «Тесты и типовые задачи заключительного уровня») - 30 мин.

5. Заключение по занятию - 12 мин.

6. Задание к следующему занятию - 3 мин.

5. ОСНАЩЕНИЕ СЕМИНАРА:

· Мультимедийная презентация

6.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определения «биологический анамнез», «факторы риска биологического анамнеза», «малые аномалии развития», «уровень стигматизации», «вскармливание», «Естественное вскармливание»

2. Перечислите периоды онтогенеза.

3. Укажите факторы риска в каждом из периодов онтогенеза.

4. Приведите примеры малых аномалий развития различных систем и органов.

5. Назовите преимущества естественного вскармливания перед смешанным или искусственным.

6. Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.

7. Назовите принципы успешного грудного вскармливания по Совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ.

Самостоятельная работа:

Оценить биологический анамнез по предложенной истории развития ребенка и дать заключение.

Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

Биологический анамнез. Оценка биологического анамнеза. Понятие о малых аномалиях развития. Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья. Преимущества грудного вскармливания.

Содержание:

Биологический анамнез (особенности онтогенеза) включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:

· • антенатальный (I и II половина беременности),

· • интранатальный,

· • ранний неонатальный,

· • поздний неонатальный,

· • постнатальный ранний,

· • постнатальный поздний.

1) антенатальный (раздельно о течение 1-ой и 11-ой половины беременности):

• токсикозы I и II половины беременности;

• угроза выкидыша;

• экстрагенитальные заболевания у матери (соматические заболевания);

• профессиональные вредности у родителей;

• отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;

• хирургические вмешательства;

• вирусные заболевания во время беременности;

• посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода.

2) интранатальный и 3) ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

• характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);

• пособие в родах;

• оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);

• оценка по шкале Апгар;

• крик ребенка;

• диагноз при рождении и выписке из родильного дома;

• срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;

• срок вакцинации БЦЖ;

• время отпадения пуповины;

• состояние ребенка при выписке из родильного дома;

• состояние матери при выписке из родильного дома

4) поздний неонатальный:

• родовая травма;

• асфиксия;

• недоношенность;

• гемолитическая болезнь новорожденного;

• острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

• ранний перевод на искусственное вскармливание;

• пограничные состояния и их длительность

5) постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:

• повторные острые инфекционные заболевания;

• наличие рахита;

• наличие анемии;

• расстройства трофики тканей в виде дистрофии типа гипотрофии или паратрофии;

• наличие диатезов.

Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Оценка биологического анамнеза:

Наличие факторов риска Отягощенность по биологическому анамнезу Группа риска по биологическому анамнезу
В 5-6-ти периодах онтогенеза Высокая отягощенность Диспансерные
В 3-4-х периодах онтогенеза Выраженная отягощенность Группа высокого риска
В двух периодах онтогенеза Умеренная отягощенность Группа риска
В одном периоде онтогенеза Низкая отягощенность Группа внимания

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным.

О степени неблагополучия в период внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации.

Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода. В зависимости от силы повреждающих факторов дизэмбриогенез может выражаться в грубых пороках развития или в стигмах дизэмбриогенеза (малых аномалиях развития - MAP), не приводящих к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм, отражающих индивидуальные особенности организма, составляет 5-7. Превышение порога стигматизации может рассматриваться как фактор риска еще не проявившейся патологии.

Сводный тератогенный календарь.

Пороки развития Сроки беременности в неделях
Мозг 2-14
Глаза 3-7
Сердце 3-7
Конечности 2-8
Зубы 6-10
Уши 6-11
Губы 5-6
Зев 10-11
Пищеварительные органы 11-12
Половые органы 14-15

Список малых аномалий развития.

Голова и лицо: микроцефалия; дол ихоцефалия; башенный череп; плагиоцефалия (косоголовие); скафоцефалия (ладьевидный череп); низкий лоб; узкий лоб; плоский профиль лица; вдавленная переносица; поперечная складка на лбу, низкое стояние век, резко выраженные надбровные дуги, широкая переносица, плоская переносица, искривленная носовая перегородка, искривленная спинка носа, раздвоенный подбородок, микростомия, микрогнатия, макрогнатия, прогнатизм, прогения, скошенный подбородок, клиновидный подбородок, синофриз (сросшиеся брови), удвоение бровей, гипертелоризм. Глаза: микрофтальм; колобома радужки; макрокорнеа; микрокорнеа; гетерохромия радужки; косой разрез глаз; эпикантус.  
Уши: расположенные высоко, расположенные низко, расположенные асимметрично, аномальной формы, микротия, макротия, добавочные, плоские, мясистые ушные раковины, "уши сатира", прирощенные мочки, отсутствие мочек.  
Рот и язык: борозда на альвеолярном отростке; губы с бороздами; небо короткое; небо узкое; готическое небо; сводчатое небо; протрузия языка; раздвоенный кончик языка; укороченная уздечка языка; складчатый язык; макроглоссия; микроглоссия. Позвоночный столб: дополнительные ребра, сколиоз, сакрализация V поясничного позвонка, люмбализация i крестцового позвонка, сращение позвонков, расщепление остистых отростков.
Шея: короткая, отсутствие, крыловидные складки.
Кожа и волосы: гемангиомы, полимастия, родимые пятна, обесцвеченная кожа, шагреневая кожа, рост волос низкий, рост волос высокий, очаговая депигментация, гипертрихоз. Туловище: короткое, длинное, короткие ключицы, воронкообразная грудная клетка, куриная грудная клетка, короткая грудина, множественные соски, асимметрично расположенные соски.
Рука: арахнодактилия, клинодактилия, короткие широкие кисти, укороченные пальцы, изогнутые концевые фаланги пальцев, камптодактилия, синдактилия, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, поперечная ладонная борозда. Нога: синдактилия, симфалангия, камптодактилия, деформация пальцев, захождение пальцев, плоскостопие, поперечная борозда подошвы, клинодактилия, сандалевидная щель.

Оценка уровня стигматизации.

Количество стигм Уровень стигматизации
До 7 стигм Низкий уровень
До 5 стигм Считается нормой
8-10 стигм Умеренная стигматизация
11-15 стигм Выраженная стигматизация
16 и более стигм Высокий уровень стигматизации

ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

На первых этапах постнатального онтогенеза большую роль играет характер вскармливания. Питание детей является актуальнейшей проблемой современности, т.к. оно определяет уровень развития и здоровья ребенка.

Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей.

А.Ф.Тур

Материнское молоко - идеальный продукт питания для детей первого года жизни. Тем не менее, распространенность грудного вскармливания в России находится на достаточно низком уровне. Раннее искусственное вскармливание, как известно, является фактором риска развития патологических состояний у детей раннего возраста, таких как рахит, железодефицитной анемии, гиповитаминозов; более поздних заболеваний - ожирения, сахарного диабета 2 типа у подростков, атеросклероза.

Таким образом, подготовка женщины во время беременности к лактации, благоприятное течение родов, правильное питание женщины в период лактации, психологический комфорт - все это поможет сохранить способность к лактации и защитить организм будущего ребенка от заболеваний.

Вскармливание – это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года. По характеру различают 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма.

Прикорм – это введение с определенного возраста физиологически-необходимых для нормального роста и развития ребенка продуктов (каша, овощное пюре, кефир, мясо, яйцо, сок, фруктовое пюре и т.д.).

Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма.

Докорм - введение ребенку адаптированной молочной смеси на основе коровьего молока в объеме, который необходим для восполнения суточной потребности в питании. (Когда молока у мамы мало, то остаток объёма суточной потребности ребенка в питании она восполняет смесью).

Искусственным вскармливанием называют вскармливание ребенка заменителями материнского молока (молочными смесями) при дефиците молока у матери.

Необходимо отметить, что принципиально ребенку важна каждая капля материнского молока и необходимо воспитывать в кормящих матерях, теряющих лактацию, что даже 50-100 мл в одно кормление на ночь благоприятнее для ребенка, нежели его отсутствие.

Преимущества грудного вскармливания:

● Грудное молоко - свежий, стерильный, оптимальной температуры, готовый к употреблению продукт для младенца.

● Оптимальный состав грудного молока наилучшим образом удовлетворяет потребности растущего организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах.

● Благодаря сбалансированному составу, наличию в грудном молоке специальных ферментов, которые участвуют в процессе переваривания и всасывания, питание грудным молоком не сопровождается какими-либо пищеварительными расстройствами.

● Грудное молоко способствует заселению кишечника ребенка «полезными» микроогранизмами, препятствуя размножению патогенных бактерий, что обеспечивает профилактику дисбактериоза кишечника.

● Грудное вскармливание снижает риск развития аллергических заболеваний, хронических заболеваний органов пищеварения.

● Известно, что дети, вскармливаемые грудным молоком, реже болеют, так как в молоке содержаться защитные факторы - материнские антитела, макрофаги, лимфоциты.

● Женское молоко содержит факторы, которые защищают ребенка от злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, снижают риск развития синдрома "внезапной смерти".

● Женское молоко богато таурином (аминокислотой), ненасыщенными жирными кислотами, которые обеспечивают развитие тканей мозга и формируют нормальный интеллект ребенка.

● Замечено, что дети, находившиеся на естественном вскармливании, более доброжелательны, приветливы, общительны, имеют более тесный контакт с матерью.

● Грудное вскармливание положительно сказывается и на здоровье матери, снижается риск развития мастита, рака молочной железы и яичников.

● Вскармливание грудным молоком - эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья.

Грудное молочное вскармливание явилось одной из наиболее гениальных находок естественной эволюции жизни. Феномен питания материнским молоком является «золотым стандартом» биологии питания.

Преимущества женского молока перед коровьим ( так как большинство современных молочных смесей сделаны на основе коровьего молока)

Представлены 4 группами:

1. Преимущества пищевых ингредиентов;

2. Иммунологическая защита ребенка;

3. Биологически активные вещества в оптимизации функций;

4. Психо - эмоциональный контактный фактор.

I. Пищевые ингредиенты представлены белками, жирами и углеводами, причем соотношение их в женском молоке более оптимально и составляет 1: 3: 6, а в коровьем – 1: 1: 1,5, что ухудшает усвояемость и органолептические свойства.

Белок женского молока имеет следующие отличия от белка коровьего молока: •идентичен сыворотке крови;

•содержит микропротеины, основу ферментов и биологически активных веществ;

•содержит незаменимые аминокислоты;

•соотношение альбумин (сывороточный белок)/казеин составляет 3: 2 (коровье – 1: 4) что способствует лучшему усвоению и не вызывает аллергии.

Жиры женского молока содержат:

•больше ненасыщенных жирных кислот, чем жиры коровьего молока (линолевая, линоленовая, арахидоновая).

•много лецитина (фосфатидилхолина) (в 30 раз больше, чем в коровьем молоке), а это основной компонент клеточных мембран,

•фермент липаза женского молока в 100 раз активней коровьей, что не приводит к формированию ожирения у ребенка

Углеводы женского молока:

•количественно превышают «коровьи» в 1,8-2,0 раза (грудное молоко слаще и вкуснее для ребенка)

•состоят из β-лактазы, которая способствует росту бифидум-флоры в кишечнике, в то время как углеводы коровьего молока состоят из α- лактазы, которая вызывает рост кишечной палочки, что ведет к дисбиоценозу.

II.Иммунологическая защита представлена прежде всего иммуноглобулинами и антителами, позволяющими реализовать пассивный иммунитет; лимфоцитами Т и В, моноцитами, нейтрофилами; системами миело- и лактопероксидазы (мощным антиинфекционным фактором), лизоцимом, ингибинами стафилококковой флоры и вирусов. То есть, с молоком матери поступают «готовые» клетки защиты от различных инфекционных агентов, и ребенок практически не болеет инфекционными заболеваниями.

III.Регуляция функций новорожденного осуществляется наличием в грудном молоке матери: гормонов, ферментов, витаминов, биологически активных веществ, микроэлементов и других полезных веществ, сразу включающихся в метаболизм ребенка.

IV.Психо-эмоциональный контактный фактор – исключительно важный фактор оздоровления (выхода из стресса) матери и новорожденного

Во время кормления грудью происходит:

• мощное воздействие на кору и гипоталамо-гипофизарную систему;

• выделение эндорфинов (гормонов радости и оздоровления);

•сокращение матки у матери, что приводит к уменьшению послеродовых кровотечений, снижается послеродовый стресс (в т.ч. и психоза), у матери формируется чувство материнства;

•для ребенка важен запах матери, создание биополя, т.е. единение ребенка и матери.

Таким образом, сохранение естественного вскармливания – это защита прав ребенка на здоровье; это важный фактор, который определяет здоровье человека в будущем.

ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали совместную декларацию «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания», где отражены принципы успешного грудного вскармливания.

Принципы успешного грудного вскармливания

(Совместная Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания»):

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить их до сведения медицинского персонала и рожениц.

2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления правил грудного вскармливания.

3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.

5. Показывать матерям как кормить грудью, и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.

6. Не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом, в одной палате.

8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.

9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь.

10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома.

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание:

Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Темы рефератов:

1. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка.

2. Тератогенные факторы риска.

Задание к самостоятельной работе:

Оценка биологического анамнеза ребенка по предложенным выпискам из истории развития ребенка.

8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Электронный учебно-методический комплекс «ОФЗ» для студентов 3 курса лечебного факультета

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонова Л.К., Кулакова, С.М. Кушнир Н.И. Принципы рационального вскармливания детей первых лет жизни. – Тверь, 2003.

2. Алексеева Ю.А., Апенченко Ю.С., Гнуса С.Ф., Федерякина О.Б. Вскармливание детей первого года жизни. – Тверь, 2005

3. Лукушкина Е.Ф. Руководство по питанию здорового и больного ребенка. – Нижний Новгород - 1997

4. Верещагина Т.В., Михеева И.Г. Питание детей первого года жизни. Часть 1. Естественное вскармливание (Учебно-методическое пособие).- «Династия» – 2003.

5. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка (Учебное пособие для студентов и врачей). - С-Пб., «Фолиант», 1998.

Примеры тестовых заданий заключительного уровня:

1. Отягощенность по биологическому анамнезу является выраженной при наличии факторов риска: (выберите правильный ответ):

А) в одном периоде онтогенеза;

Б) в 2-х периодах онтогенеза;

В) в 3 - 4 периодах онтогенеза;

Г) в 5 - 6 периодах онтогенеза.

2. Найдите соответствие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: