Применение этого метода наиболее эффективно для слабоармированных конструкций - фундаментов, колонн, стен и перегородок, плоских покрытий и бетонных подготовок.
Электродный прогрев монолитных конструкций может быть совмещен с другими способами интенсификации твердения бетона, например с предварительным прогревом бетонной смеси и с использованием различных химических добавок.
№73. Технология выдерживания бетона методом предварительного электроразогрева бетонной смеси в зимних условиях.
Суть метода заключается в том, что бетонную смесь перед укладкой в опалубку в течении 5…15 минут интенсивно разогревают до 70…90С в специальных бадьях, оснащенных электродами, или в кузовах автомобилей с помощью пропускной гребенки электродов, сразу укладывают в неутепленную или малоутепленную опалубку и уплотняют до начала схватывания смеси без дальнейшего обогрева (в отдельных случаях при сильных морозах или в конструкциях с повышенным модулем поверхности электроразогрев бетонной смеси может сочетаться с дополнительным обогревом). Разогрев бетонной смеси производится в бункерах емкостью 0,7—2 м3 при напряжении электрического тока до 380 в с помощью пластинчатых электродов, изолированных от корпуса бункера. Бункер изготавливается сварным из листовой стали 4— 8 мм. Электроды могут быть стационарными или опускными. В качестве изолирующих материалов применяют резину, текстолит, стеклопластик и др. В целях нормальной организации, технологического процесса и соблюдения требований техники безопасности бункера устанавливают на специальной площадке размером 6,5X6 м, огражденной щитами высотой 1,9—1,7 м из металлической сетки.
Недостатки применяемых способов электроразогрева бетона:
- невозможность получить прочность бетона выше 50% от R.з.д, т.к. электричество проходит между электродами через влажный бетон и при его высыхании прогрев прекращается
- вероятность пересушивания бетона в электродных зонах
- увеличенный расход арматурной стали.
№74. Технология выдерживания бетона с применением греющей опалубки.
Греющую опалубку широко используют для прогрева горизонтальных и вертикальных поверхностей тонкостенной конструкции. Выполнена эта опалубка в виде металлических утеплённых щитов, в которые вмонтированы электрические нагреватели из кабеля, тканые, латунные или токопроводящие графитовые сетки, трубчатые электронагреватели и др.
В настоящее время получили широкое распространение различные конструкции крупнощитовых и объемно-переставных опалубок с формующими поверхностями в термоактивном исполнении.
Термоактивная опалубка работает от электрического тока напряжением 40…121 и 220В, ориентировочный расход электроэнергии на 1 м3 прогреваемого бетона 100…160 кВт ч.
При использовании термоактивной опалубки температура бетонной смеси в момент укладки не должна быть ниже +5С. Прогрев ведут в зависимости от модуля поверхности при 35…60С со скоростью подъема температуры 5…10С/ч.
Для уменьшения теплопотерь и создания в прогреваемой зоне режима пропаривания бетонируемые участки конструкций в процессе прогрева рекомендуется укрывать полиэтиленовой плёнкой, брезентом или рубероидом. Это же рекомендуется и после снятия термоактивной опалубки, чтобы исключить резкое охлаждение бетона и появление трещин в результате температурных напряжений.
Стыки и другие участки ж.б. конструкций, где применение термоактивной опалубки неудобно, а прогрев электродами может привести к пересушиванию бетона, прогревают другими способами.
№75. Метод индукционного прогрева бетона в зимних условиях.
этот способ нагрева основан на использовании тепла, выделяемого от прохождения вихревых токов в металлической опалубке и арматуре нагреваемой конструкции, находящихся в электромагнитном поле индуктора (многовитковой катушки), через который пропускают переменный ток промышленной частоты напряжением 36—126 В. Тепло от арматуры и металлической опалубки передается бетону и нагревает его.
Индукционный нагрев применяют в основном для термообработки бетона конструкций небольшого сечения: колонн, ригелей, балок, элементов разных конструкций; стыков конструкций; сооружений, возводимых в скользящей, подъемно-переставной и катучей опалубках.
В зависимости от вида и конструктивных особенностей железобетонных конструкций термообработка их индукционным нагревом может осуществляться двумя принципиально отличающимися способами: по схеме индуктивной катушки с железом и по схеме трансформатора с сердечником.
Более широко применяется схема индуктивной катушки с железом. При такой схеме обмотку устраивают из изолированных проводов с медной или алюминиевой жилой марок ПРГ и АПРГ, наматываемых на деревянные шаблоны, установленные на наружных гранях конструкции. Обмотку присоединяют к трансформатору. Прогреваемая конструкция находится в полости индукционной обмотки, выполненной в виде цилиндрического или прямоугольного соленоида. Тепло выделяется стальной опалубкой или арматурой, направление которой совпадает с осью соленоида. По достижении бетоном расчетной температуры напряжение либо отключают, и бетон выдерживают методом «термоса», либо переходят на изотермическое выдерживание. Достоинствами метода индукционного нагрева являются: равномерность нагрева конструкций по длине и сечению; возможность предварительного отогрева арматуры и металлической опалубки (до укладки бетонной смеси в опалубку) без привлечения дополнительных источников тепла; исключение бросовых расходов металла (на электроды).
№76. Конвективный метод прогрева бетона в зимних условиях.
При конвективном способепередача тепла от искусственных источников нагреваемым объектам (опалубке или бетону) происходит через воздушную среду путем конвекции.

Схема конвективного нагрева монолитных конструкций:
1 — забетонированная стена; 2 — электропушка (электрокалорифер); 3 — опалубка; 4 — теплоизоляция; 5 — направление теплового потока вдоль стены; 6 — инвентарный полог из брезента; 7 — нагреваемая воздушная среда; 8 — принудительная конвекция
Технология реализуется в замкнутых контурах с применением технических средств (электрокалориферов, газовых конвекторов и пр.), преобразующих различные энергоносители (электроэнергия, газ, жидкое или сухое топливо, пар и пр.) в тепловую энергию. Метод применим для прогрева тонкостенных стеновых конструкций и перекрытий. Достоинства конвективного метода — незначительная трудоемкость работ и замкнутое пространство вокруг прогреваемой конструкции посредством инвентарных ограждений и пологов, например, из брезента. Недостатки: значительные потери тепловой энергии на нагрев посторонних предметов и воздуха, большая продолжительность цикла обогрева (3...7 сут) и, как следствие, высокий показатель удельного расхода энергии (свыше 150 кВт · ч на прогревание 1м3 бетона).
№77. Комбинированные методы зимнего бетонирования. Их сущность.
представляют собой сочетание двух или более традиционных способов, например, термос + применение бетонов с противоморозными добавками, электропрогрев или обогрев в греющей опалубке бетонов, содержащих противоморозные добавки, электротермообработка бетона в тепляках и др. Т.к. каждый из способов имеет свои недостатки рациональным решением может служить применение комбинированных методов. Это позволяет повысить эффективность ведения бктонных работ в химнее время. Например, эффективность комбинированного метода, в сравнении с чисто электрическим, выражается в:сокращении расхода электроэнергии и величины необходимой электрической мощности в 2-3 раза; уменьшении затрат на энергоносители в 1,5-2 раза; снижении трудоёмкости процесса.
№78. Режимы тепловой обработки бетона с применением греющей опалубки.
Тепловая обработка бетона с применением греющей опалубки это метод «термоса».
Метод «термоса» является безобогревным методом. Он заключается в том, что бетон с заданной начальной положительной температурой укладывают в утепленную опалубку. За счет тепла, внесенного в бетон, и тепла, выделенного цементом в процессе гидратации (явление экзотермии), бетон набирает заданную прочность до того момента, когда температура в какой-либо части забетонированной конструкции снизится до 0°С.
Чем бетонируемая конструкция массивнее и, следовательно, чем меньше площади ее охлаждаемых поверхностей, тем эффективнее метод «термоса».
Степень массивности бетонной или железобетонной конструкции характеризуется модулем поверхности, который представляет.собой отношение суммарной площади охлаждаемых поверхностей конструкции к ее объему:Mетод «термоса» наиболее эффективен для конструкции с модулем поверхности меньше 6
Эффективность метода «термоса» в значительной мере зависит от температуры •бетона в момент его укладки в опалубку. Во избежание потери подвижности температура бетона при. выходе из бетоносмесительной машины не должна превышать 35...45°С. В процессе перевозки и укладки смеси при температуре ниже -20°С бетонная смесь остывает на 15...20°С.
Режимы метода термоса:
Метод «термоса» заключается в том, что бетонную смесь с температурой 15-30ºС укладывают в утепленную опалубку. За время остывания бетон конструкции успевает набрать заданную прочность. Модификации метода «термоса» позволяют расширить область его применения.
Метод «горячего термоса» заключается в кратковременном разогреве бетонной смеси до температуры 60-80ºС, уплотнении ее в горячем состоянии и выдерживании термосном или с дополнительным обогревом.
«Термос с добавками-ускорителями» осуществляется введением в бетон незначительного количества химических веществ (хлористый кальций, поташ, нитрат натрия и др.), ускоряющих процесс твердения бетона и снижающих температуру замерзания.
№79. Способы возведения заглубденных сооружений. Их сущность.
Метод «стена в грунте» применим в любых нескальных грунтах и при любых соотношениях плановых размеров сооружения и его глубины.
Эффективность применения метода опускного колодца являются грунты, исключающие возможность суффозии – массового выноса грунта внутрь опускаемого колодца, и ограничение плановых размеров (менее глубины), что снижает вероятность перекосов колодца при погружении.
Выбор метода диктуется конструкцией сооружения и грунтовыми условиями.






