Формирование коллектива

Оно начинается с лидера или группы лидеров. До начала создания группы они должны хорошо узнать друг друга во всех отношениях, сформулировать свою идейную платформу, причем, в таких частностях, которые имеют "подзаконный" характер, но не­редко приводят к гибельным конфликтам.

(Примером такой работы может служить аксиоматика клуба "Восход" - см. гл.V.)

Лидеры должны также сформулировать критерии членства в группе. В большинстве коммунарских клубов таковыми являются критерии "воспитательного" коллектива (см. там же).

Идейные лидеры коммунарских групп называются, как прави­ло, комиссарами и осуществляют функции идейного руководства. А так как на практике, чаще всего, в "идейных" оказываются воп­росы этического и даже общефилософского свойства, так как с позиции "идеи" рассматриваются суждения и поступки членов группы (а также любые другие, волнующие их умы), - фактически получается, что комиссар - это педагог. Вот и все.

Прием в члены группы (не путать с набором в кандидаты!) осуществляется в индивидуальном порядке по мере "созревания" кандидата в идейном, деловом и психологическом отношении.

Группа в каждый момент времени имеет задачу, гарантирую­щую трудовую занятость каждого ее члена. Среди работ должны встречаться не только приятные, интересные, физически легкие; причем, процент их должен быть весомым. Это - "проверка на вшивость", тренинг на "преодоление", важный момент отбора по нравственным качествам.

Направленность деятельности группы - предпочтительно, внешняя. Высший ранг имеют дела, выполняемые для кого-то, на­ходящегося вне группы (для детдома, окрестных ветеранов, дру­гой группы), затем идут дела, направленные на группу в целом (зарабатывание денег на покупку общественного оборудования, ремонт помещения и т.п.), и лишь в последнюю очередь - имеющие индивидуальную внутригрупповую направленность. Из них предпоч­тительнее те, что делаются не для себя, а для товарища.

Для становления коллективных взаимоотношений нужны рабо­ты, производимые группой участников. Состав такой группы за­висит от навыков ее членов и от необходимости укрепить те или иные межличностные связи. Желательно учитывать моменты психо­логической совместимости, чтобы не усугублять конфликты.

Наибольшим воспитательным эффектом обладают дела, твори­мые бескорыстно. Однако не следует пренебрегать и оплачиваемы­ми работами, особенно если заработанные средства идут на об­щегрупповые или благотворительные цели.

Мощнейшим средством "технологии" коммунарства является "ситуация-образец", когда группа в более или менее полном составе живет в течение некоего периода времени (несколько су­ток или недель подряд) на определенном отдалении от общества, по своим законам, в интенсивном рабочем и эмоциональном режи­ме, например, во время похода или лагерных трудовых сборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: