Спортивный стресс

Как изложено выше, спортивные упражнения вызывают такое повышение Т тела (39 – 40 и более градусов), которое в обычных условиях считается патологией. Причём, как показано ранее, повышение Т тела сочетается с увеличением показателей специальной работоспособности спортсменов. Почему?!

В настоящее время стало принятым говорить об “ эрготропном синдроме ”, без которого, по мнению многих авторов, невозможен спорт. Поэтому уже стал распространённым термин “спортивный стресс”.

Среди всех переработанных нами источников литературы по проблемам спортивного стресса наибольшей интерес представляет монография Л.Д.Гиссена “Время стрессов” (1990). Автор убеждён, что спорт невозможен без “эрготропного синдрома”. Однако в условиях спортивной деятельности наряду с физиологическими компонентами и психические аспекты могут стать сильными стрессорами. Исследователи отмечают, что психическая адаптация в спорте связана с интеллектуальными и эмоциональными процессами. Не сама ситуация, конечно, является стрессором, а отношение спортсмена к ситуации может сделать её стрессовой. Вообще, нет ни одной абсолютно стрессогенной ситуации, но каждая ситуация, в зависимости от отношения к ней, может оказаться стрессором. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение.

Роль психического компонента стресса в спорте отмечают не только исследователи. Многие выдающиеся тренеры мира, воспитавшие победителей крупнейших соревнований, основывают свою систему тренировки с учетом особенностей психики спортсменов. Американский тренер Джордан (цит. по Гиссен, 1990, с.13) считает, что для достижения успеха в спортивных соревнованиях эмоциональная сторона состояния как минимум так же важна, как и физическая. Известный тренер по академической гребле К.Адам (цит. по Гиссен, 1990, с.14) даже посвящает стрессу у гребцов специальные исследования. Воспитатель целой плеяды олимпийских победителей в плавании Д. Каунсилмен отводит стрессу специальный раздел в своей монографии “Наука о плавании”. В частности, он пишет: “мы есть то, что мы есть, потому что мы подвергаемся воздействию стресса и адаптируемся к различным видам стресса. Состояние нашего тела, нашего ума и нашего характера есть результат этих адаптаций”.

Всё приведенное подчёркивает не только актуальность проблемы стресса вообще, но и, в частности, проблемы психического стресса для спортивной науки, и обосновывает интерпретацию многих явлений, наблюдающихся в спортивных ситуациях, с позиций современного понятия о стрессе.

Один из исследователей психического стресса в спорте П.Шмидт (высшая гимнастическая школа Меклинген в Швейцарии) рассматривает психический стресс следующим образом: “сам по себе психический стресс приводит к симптому напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение ненужной мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса” (цит. по Гиссен, 1990, с.14).

Л.Леви (1970) обнаружил положительную корелляцию между интенсивностью эмоционального возбуждения, выделением адреналина и норадреналина с мочой. Ф.Элмадъян и др. (1957: цит. по Гиссен, 1990) указывали на такие же результаты, сравнивая выделение катехоламинов во время напряжённых ситуаций у хоккеистов и боксёров. Отмечено, что сама утомительная физическая нагрузка изменяет выделение катехоламинов. У лыжников и марафонцев после тренировки их выделение было в 4 – 8 раз больше, чем в покое. Сходные итоги получены при сравнении выделения катехоламинов и у хоккеистов (до, во время и после игры). По данным В.И.Баландина (1973), сдвиги во время тренировочной нагрузки оказываются у лыжников всё же в 2 раза меньшими, чем во время соревнования.

Г.Крахенбал также изучал (1971: цит. по Гиссен, 1990) выделение катехоламинов у теннисистов в четырёх ситуациях: обычные условия, тренировка, ожидание соревнования, соревнование. Различия между обычными условиями и тренировкой получились недостоверными. Достоверные различия между тренировками и соревнованиями подтвердили, что психические стрессоры вызывали значительное увеличение выделения катехоламинов. В данном эксперименте психическая переменная имела большее влияние на усиление стрессовой реакции, чем нагрузочный физиологический компонент.

Интересно отметить, что по данным Б.Е.Мельника и М.С.Кахана (1981), у тренированных животных спустя 24 часа после нагрузки количество адреналина и норадреналина в гипоталамусе превышало исходные цифры; у нетренированных животных при тех же условиях количество адреналина долго оставалось сниженным. Кстати, авторы отметили, что в обычных условиях наиболее мобильным медиатором является норадреналин, наименее – адреналин. Однако при физических нагрузках главную роль играет все же адреналин.

Б.Е.Мельник и М.С.Кахана (1981, с.156) полагают также, что “животные в сравнении с человеком значительно легче переносят стрессовые ситуации, поскольку животные немедленно используют стрессовую энергию на реализацию физических реакций, связанных с бегством или нападением. Человек же этой возможности не всегда имеет, точнее: он не всегда может реализовать стрессовую энергию, и его физиологические системы продолжают работать на больших оборотах, что при неоднократном повторении может привести к истощению и болезни”.

Наблюдения адаптации спортсменов к условиям стресса в значительной мере касаются и изучения сердечно-сосудистой системы. Некоторые авторы отмечают, что сердечно-сосудистые проявления стресса могут стать существенным фактором ограничения работоспособности. Канадский учёный Р.Шефард (1968) изучал состояние сердечно-сосудистой системы в условиях Олимпийских игр. Он отмечал, что в наибольшей степени стрессовые проявления фиксируются при ожидании старта и что они по-разному оказывают своё влияние в зависимости от предстоящего вида деятельности. Телеметрический метод регистрации позволил определить обычную частоту (195 – 220уд/мин) сердечных сокращений у спортсменов во время выполнения упражнений в соревнованиях. Однако проблема соотнесения частоты сердечных сокращений и выполняемого объема максимальной нагрузки пока не решена.

Важно отметить, что еще пока нет единой теоретически обоснованной практической системы регистрации динамики состояния спортсменов в экстремальных условиях деятельности. Пока сохраняется “ разнобой ”, что не позволяет сравнивать и обобщать данные разных авторов.

Отдельно выделяется психическое состояние, которое определяется как “состояние психической готовности”, как оптимальное “боевое состояние” и т.д. И здесь наблюдается разнообразие методологических решений. Часто исследования, несмотря на важные результаты, оказываются слишком громоздкими и почти не приемлемыми в условиях практики, требующей оперативности и большой пропускной способности.

П.К.Анохин (1970) рекомендовал для суждения о состоянии спортсмена ориентироваться на три параметра: психическое возбуждение, показатель биоэнергетики и показатель двигательного навыка. Условием высокой результативности спортсмена П.К.Анохин считал согласование в динамике этих трёх показателей. Значит - эмоция, энергетика, движение. Для суждения о динамике состояния спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности необходимо всегда одномоментно регистрировать показатели, характеризующие психическую сферу (уровень психического возбуждения), функциональную сферу (уровень энергетических процессов), двигательную сферу (уровень стабильности двигательного навыка).

Многообразие ситуаций, вызывающих психическое напряжение у спортсменов, можно обобщить в пяти наиболее характерных групп:

1. Ситуации, содержащие опасность физической травмы,

2. Ситуации, выявляющие несостоятельность психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы,

3. Ситуации с неожиданной “аварийностью” (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычное опробование или разминку, неожиданная неудача и т.п.),

4. Ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с “нелюбимого” вида программы, выполнить зачётный подход с одной попытки, “невыгодная” жеребьевка),

5. Ситуации, вызванные нежелательными действиями других лиц (недоброжелательность зрителей или судей, суета тренера, успех противника).

При такой классификации состояния тревоги и страха возникают чаще всего в следующих ситуациях: 1). Опасность получения физической травмы – 68,4%, 2). Психическая неподготовленность к ведению борьбы – 52,7%, 3). Аварийная ситуация – 52%, 4). “Невыгодные” правила соревнований - 31,4%, 5). Помехи другими лицами – 27,5%. Но в двух последних ситуациях отмечается и мобилизация функционального состояния организма, - соответственно в 37,5% и 36,9% случаев. В первых же трех вариантах мобилизация отмечается спортсменами в 21 – 23% случаев. Анализ вышеизложенных данных, проведенный методами математической статистики, не выявил достоверных различий в показателях в зависимости от пола, возраста, квалификации, образования и спортивного стажа спортсменов.

Вполне понятно, что тенденция добиться успеха способствует возникновению у спортсменов положительного эмоционального отношения к соревнованиям, формированию состояния надежды на успех, для которого характерна мобилизация. И напротив, тенденция к предупреждению неудачи способствует возникновению отрицательного эмоционального возбуждения, появлению страха перед неуспехом, в котором отмечается чрезмерное эмоциональное возбуждение, с тревогой, порождающей чувство неуверенности.

По мнению А.Ц.Пуни, спортивная деятельность представляет собой одну из “ особенных ”, исторически, сложившихся, социально обусловленных разновидностей активности людей. Характеризуя спортивную деятельность и отмечая её специфические особенности, А.Ц.Пуни, прежде всего указывал на ее экстремальный характер. “ Экстремальность условий деятельности – характерная черта современного спорта, кульминационным моментом которой является соревнование”.

Давно известно, что спортивная тренировка как стрессор обычно вызывает в организме быстро преходящее повышение частоты пульса, артериального давления и многих других физиологических и биохимических показателей. Таким образом, после мышечных упражнений динамический гомеостазис биохимических, физиологических, и психологических реакций быстро должен восстанавливаться. По мнению А.А.Виру (1969),это связано с тем, что организм спортсменов адаптирован к воздействию спортивной тренировки.

Однако значительнее тренировки воздействуют на организм спортсмена спортивные состязания. Они не идут в сравнение ни с какими другими эмоциональными состояниями обыденной жизни человека, которые можно было бы так легко изучать и наблюдать. В условиях соревнований ничего не надо воспроизводить и искусственно создавать, надо лишь иметь какой-то разумный критерий, показывающий психофизиологические различия в реакциях в условиях максимума (к примеру, в ответственных соревнованиях) и минимума (например, в ординарной тренировке) эмоций.

Таким образом, спортивные соревнования независимо от наличия физических напряжений можно отнести к ситуациям, вызывающим эмоциональный стресс. Если при “чисто” физическом стрессе наблюдаются в основном физиологические реакции на реальный раздражитель – мышечную нагрузку; при спортивном стрессе – конгломерация физиологических реакций как на реальный стрессор – мышечную нагрузку, так и на саму стрессорную ситуацию – значимость соревнования, результативность противников, место соревнований и т.п. В условиях эмоционального стресса у спортсменов отмечается усиление работоспособности и, прежде всего дееспособности мышц. Ранее считалось, что причинами повышения эффективности работы мышц являются усиление кровообращения и интенсификация механической деятельности. Позже (О.Л.Виноградова, 1974) было показано, что главным, скорее всего, являются влияния автономной нервной системы и её медиаторов на уровни метаболических процессов в миофибриллах.

Психоэндокринологическими исследованиями сначала на животных, а затем и людях была обнаружена корреляция между повышением уровней катехоламинов и мобилизацией в экстремальных условиях. Более высокие концентрации норадреналина были найдены у агрессивных животных, по сравнению с неагрессивными (С.А.Разумов и др.,1974). Постепенно стало развиваться представление о гормонах “тревоги” - адреналине и “ мобилизации ” - норадреналине.

Складывалось мнение о том, что эмоциональный стресс в условиях нормы, одной из моделей которого является спортивная деятельность, может способствовать мобилизации всех функциональных ресурсов человеческого организма и достижению высоких спортивных результатов.

Физические нагрузки успокаивают и даже помогают переносить душевные травмы. Стресс, падающий на одну систему, помогает отдыхать другой. Физическая работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности так же, как нужны ему воздух, еда, сон, общение. Функции мозга приходят в расстройство, в состояние хаоса, если мы не используем его постоянно для достойных занятий, а отсутствие мотивов к деятельности является величайшей душевной трагедией, разрушающей все жизненные устои.

В плане вышеизложенного, мы считаем возможным привести данные своих исследований об уровнях мобилизации физиологических резервов организма спортсменов в условиях тренировки и соревнований, а также поставить вопрос о физиологической стоимости для организма этих уровней функционального напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: