Франц Реймонд 23 страница

Как бы­ло по­ка­за­но в од­ной из пре­ды­ду­щих глав, в 1941 го­ду, спус­тя все­го лишь 16 лет по­сле 1925-го го­да, на кон­грес­се в Сент-Луи­се, штат Мис­су­ри, гла­ва ор­га­ни­за­ции пре­зи­дент Ру­тер­форд сно­ва за­ве­рил де­тей, что вер­ные муж­чи­ны и жен­щи­ны биб­лей­ских вре­мен воз­вра­тят­ся к жиз­ни очень ско­ро. Они яко­бы по­мо­гут мо­ло­дым лю­дям вы­брать се­бе брач­ных спут­ни­ков, что де­ла­ло всту­п­ле­ние в брак до то­го вре­ме­ни не­же­ла­тель­ным. Ко­гда в «Сто­ро­же­вой баш­не» опи­сы­вал­ся тот кон­гресс, пред­став­лен­ная на нем кни­га «Де­ти» бы­ла на­зва­на «дан­ным Гос­по­дом сред­ст­вом для бо­лее эф­фек­тив­ной ра­бо­ты в ос­тав­шие­ся до Ар­ма­гед­до­на ме­ся­цы».

При­бли­зи­тель­но три­ста ме­ся­цев спус­тя, в 1966-м го­ду, бы­ла вы­дви­ну­та но­вая да­та: 1975 год.

1975 ГОД: «ПОД­ХО­ДЯ­ЩЕЕ ВРЕ­МЯ ДЛЯ ДЕЙ­СТ­ВИЙ БО­ГА»

«Не ва­ше де­ло знать вре­ме­на или сро­ки,

ко­то­рые Отец по­ло­жил в Сво­ей вла­сти»

(Дея­ния 1:7).

ВО вре­мя вто­рой по­ло­ви­ны пре­зи­дент­ст­ва Ру­тер­фор­да боль­шин­ст­во преж­них про­ро­честв, ко­то­рые так упор­но от­стаи­ва­лись в пер­вой по­ло­ви­не его пре­бы­ва­ния у вла­сти, бы­ли по­сте­пен­но от­верг­ну­ты или пе­ре­дви­ну­ты во вре­ме­ни.

На­ча­ло «по­след­них дней» бы­ло пе­ре­не­се­но с 1878 го­да на 1914-й.

При­сут­ст­вие Хри­ста так­же бы­ло сме­ще­но на 1914 год (точ­но та­ким об­ра­зом, ка­ким в 1922 го­ду бы­ло сме­ще­но офи­ци­аль­ное на­ча­ло ак­тив­но­го управ­ле­ния Хри­ста сво­им Цар­ст­вом, пре­ж­де при­хо­див­шее­ся на 1878 год).

На­ча­ло вос­кре­се­ния бы­ло пе­ре­дви­ну­то с 1878 на 1918 год.

В те­че­ние ка­ко­го-то вре­ме­ни да­же ут­вер­жда­лось, что 1914 год на са­мом де­ле при­нес «ко­нец ми­ра» в том смыс­ле, что Бог «офи­ци­аль­но» от­ме­нил пра­во прав­ле­ния на зем­ле мир­ских на­ро­дов. От это­го то­же от­ка­за­лись, и «ко­нец», или «за­вер­ше­ние сис­те­мы ве­щей» (со­глас­но Пе­ре­во­ду но­во­го ми­ра), те­перь был от­не­сен в бу­ду­щее.

Все эти со­бы­тия объ­яв­ля­лись не­ви­ди­мы­ми; и при­нять или не при­нять их, ес­те­ст­вен­но, пол­но­стью за­ви­се­ло от ве­ры ка­ж­до­го в пред­ло­жен­ные тол­ко­ва­ния. По­сле од­но­го из за­се­да­ний Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, на ко­то­ром об­су­ж­да­лись эти про­ро­че­ст­ва о сро­ках и из­ме­не­ния в свя­зи с ни­ми, Билл Джек­сон, улы­ба­ясь, ска­зал: «Мы рань­ше все­гда го­во­ри­ли: про­сто возь­ми да­ту от­сю­да, по­ло­жи ее ту­да…».

Толь­ко по­сле смер­ти Ру­тер­фор­да в 1942 го­ду бы­ли про­ве­де­ны из­ме­не­ния в свя­зи с 606 го­дом до н. э. как точ­кой от­сче­та для 2520 лет. Как ни стран­но, тот факт, что 2520 лет с 606 го­да до н. э. за­кан­чи­ва­ют­ся, на са­мом де­ле, не в 1914, а в 1915 го­ду н. э., не при­зна­ва­ли и иг­но­ри­ро­ва­ли в те­че­ние бо­лее 60 лет.

То­гда эта точ­ка от­сче­та бы­ла без шу­ма пе­ре­дви­ну­та на один год — на 607 год до н. э., — и 1914 год ос­та­вал­ся за­вер­ше­ни­ем 2520 лет. Не бы­ло ни­ка­ко­го ис­то­ри­че­ско­го сви­де­тель­ст­ва о том, что­бы счи­тать, что раз­ру­ше­ние Ие­ру­са­ли­ма про­изош­ло на год рань­ше, чем пред­по­ла­га­лось. Стрем­ле­ние ор­га­ни­за­ции со­хра­нить 1914 год как да­ту, ука­зы­вав­шую­ся ими в те­че­ние мно­гих лет (че­го они не де­ла­ли по от­но­ше­нию к 1915 го­ду), тре­бо­ва­ло пе­ре­дви­нуть да­ту раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма на один год, что бы­ло очень не­слож­но сде­лать — на бу­ма­ге.

К се­ре­ди­не 1940-х го­дов бы­ло ре­ше­но, что хро­но­ло­гия вре­мен, ис­поль­зо­вав­шая­ся в дни пре­зи­дент­ст­ва Рас­се­ла и Ру­тер­фор­да, бы­ла сме­ще­на при­бли­зи­тель­но на 100 лет (что ка­са­ет­ся от­сче­та вре­ме­ни от со­тво­ре­ния Ада­ма). В 1966 го­ду ор­га­ни­за­ция пред­по­ло­жи­ла, что вме­сто 1874 го­да, как ут­вер­жда­лось пре­ж­де, ко­нец шес­ти­ты­ся­че­лет­ней ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва на­сту­пит в 1975 го­ду.

Эта точ­ка зре­ния бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ле­том 1966 го­да в кни­ге, на­пи­сан­ной Фре­дом Френ­цем, оза­глав­лен­ной «Веч­ная жизнь в сво­бо­де сы­нов Бо­га». В пер­вой гла­ве го­во­ри­лось об ус­та­нов­ле­нии юби­лей­ных лет, ко­то­рые рань­ше со­став­ля­ли важ­ную часть пред­ска­за­ний о 1925 го­де; здесь (как и рань­ше) ав­тор вы­ска­зы­вал­ся в под­держ­ку убе­ж­де­ния, что шесть «дней» со­став­ля­ют шесть ты­ся­че­ле­тий че­ло­ве­че­ско­го не­со­вер­шен­ст­ва, за ко­то­ры­ми по­сле­ду­ет седь­мой «день» в ты­ся­чу лет, ко­гда бу­дет вос­ста­нов­ле­но со­вер­шен­ст­во и на­ста­нет ве­ли­кий Юби­лей­ный год ос­во­бо­ж­де­ния от раб­ст­ва гре­ха, бо­лез­ни и смер­ти. На с. 28 и 29 кни­ги со­об­ща­лось:

41 Со вре­мен Эше­ра про­во­ди­лись ин­тен­сив­ные ис­сле­до­ва­ния биб­лей­ской хро­но­ло­гии. В два­дца­том сто­ле­тии на­ча­лось са­мо­стоя­тель­ное изу­че­ние, ко­то­рое не сле­ду­ет сле­по не­ко­то­рым тра­ди­ци­он­ным хро­но­ло­ги­че­ским ис­чис­ле­ни­ям хри­сти­ан­ско­го ми­ра. Опуб­ли­ко­ван­ное рас­пи­са­ние, со­став­лен­ное в ре­зуль­та­те это­го не­за­ви­си­мо­го изы­ска­ния, ука­зы­ва­ет на 4026 год до н. э. как да­ту со­тво­ре­ния че­ло­ве­ка. Со­глас­но этой дос­то­вер­ной биб­лей­ской хро­но­ло­гии, шесть ты­сяч лет со дня со­тво­ре­ния че­ло­ве­ка за­вер­шат­ся в 1975 го­ду н. э., и осе­нью 1975 го­да нач­нет­ся седь­мой ты­ся­че­лет­ний пе­ри­од че­ло­ве­че­ской ис­то­рии.

42 Итак, шесть ты­сяч лет су­ще­ст­во­ва­ния лю­дей ско­ро за­вер­шат­ся, и про­изой­дет это уже при жиз­ни ны­неш­не­го по­ко­ле­ния. Ие­го­ва Бог не под­чи­нен вре­ме­ни, как на­пи­са­но в Псал­ме 89:2, 3: «Гос­по­ди! Ты нам при­бе­жи­те в род и род. Пре­ж­де не­же­ли ро­ди­лись го­ры, и Ты об­ра­зо­вал зем­лю и все­лен­ную, и от ве­ка и до ве­ка Ты — Бог». Итак, с точ­ки зре­ния Ие­го­вы Бо­га эти за­вер­шаю­щие­ся шесть ты­ся­че­ле­тий су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся толь­ко ше­стью дня­ми, со­стоя­щи­ми из 24 ча­сов ка­ж­дый, ибо в том же Псал­ме да­лее (сти­хи 4 и 5) го­во­рит­ся: «Ты воз­вра­ща­ешь че­ло­ве­ка в тле­ние, и го­во­ришь: „воз­вра­ти­тесь, сы­ны че­ло­ве­че­ские!“ Ибо пред оча­ми Твои­ми ты­ся­ча лет, как день вче­раш­ний, ко­гда он про­шел, и как стра­жа в но­чи». Сле­до­ва­тель­но, че­рез не­сколь­ко лет, при жиз­ни на­ше­го по­ко­ле­ния, мы дос­тиг­нем то­го, что Ие­го­ва Бог мо­жет счи­тать седь­мым днем су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка.

Ка­ко­во зна­че­ние все­го ска­зан­но­го? Да­лее в кни­ге рас­смат­ри­ва­ет­ся прак­ти­че­ское при­ме­не­ние сде­лан­ных ут­вер­жде­ний.

30 ЖИЗНЬ ВЕЧ­НАЯ — В СВО­БО­ДЕ СЫ­НОВ БОЖЬ­ИХ

42 На­сколь­ко под­хо­дя­щим бы­ло бы для Ие­го­вы Бо­га сде­лать это на­сту­паю­щее седь­мое ты­ся­че­ле­тие вре­ме­нем суб­бо­ты — от­ды­ха и ос­во­бо­ж­де­ния, ве­ли­кой юби­лей­ной суб­бо­ты, ко­гда бу­дет про­воз­гла­ше­на сво­бо­да по всей зем­ле, всем ее оби­та­те­лям! Это бы­ло бы как нель­зя во­вре­мя для че­ло­ве­че­ст­ва. Это бы­ло бы так­же очень над­ле­жа­щим для Бо­га, ведь, пом­ни­те, у че­ло­ве­че­ст­ва еще впе­ре­ди то, что в по­след­ней кни­ге Биб­лии на­зва­но цар­ст­во­ва­ни­ем Ии­су­са Хри­ста на про­тя­же­нии ты­ся­чи лет, ты­ся­че­лет­ним Прав­ле­ни­ем Хри­ста. Ии­сус Хри­стос, еще бу­ду­чи на зем­ле, де­вят­на­дцать сто­ле­тий на­зад про­ро­че­ски ска­зал о се­бе: «Ибо Сын Че­ло­ве­че­ский есть гос­по­дин и суб­бо­ты» (Мф. 12:8). И, ес­ли бы прав­ле­ние Ии­су­са Хри­ста, «Гос­по­ди­на суб­бо­ты», про­те­ка­ло бы од­но­вре­мен­но с седь­мым ты­ся­че­ле­ти­ем че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, это не бы­ло бы про­стой слу­чай­но­стью, но про­изош­ло бы со­глас­но люб­ве­о­биль­но­му за­мыс­лу Ие­го­вы Бо­га.

Ска­за­ла ли ор­га­ни­за­ция «пря­мо, без оби­ня­ков», что 1975 год обо­зна­чит на­ча­ло ты­ся­че­лет­не­го прав­ле­ния Хри­ста? Нет. Но при­ве­ден­ный вы­ше от­ры­вок был куль­ми­на­ци­ей всей тща­тель­но по­стро­ен­ной ар­гу­мен­та­ции, ко­то­рая бы­ла раз­ви­та в той гла­ве.

В свя­зи с 1975 го­дом не бы­ло сде­ла­но ни­ка­ких пря­мых, ре­ши­тель­ных пред­ска­за­ний. Но ав­тор го­тов был зая­вить, что бы­ло бы на­столь­ко «под­хо­дя­щим», на­столь­ко «над­ле­жа­щим для Бо­га», на­чать но­вое ты­ся­че­ле­тие имен­но в это вре­мя. Мне ка­жет­ся, что, ес­ли не­со­вер­шен­ный че­ло­век го­во­рит, что бы­ло бы «над­ле­жа­щим», а что «не­над­ле­жа­щим» для Бо­га Все­дер­жи­те­ля, для это­го он дол­жен об­ла­дать не­ма­лой сте­пе­нью уве­рен­но­сти, и это, ко­неч­но, не яв­ля­ет­ся «про­сто вы­ска­зан­ным мне­ни­ем». Это­го на­стоя­тель­но про­сит, нет, да­же тре­бу­ет бла­го­ра­зу­мие. Еще бо­лее силь­ным яв­ля­ет­ся сле­дую­щее пред­ло­же­ние о том, что «ес­ли бы Прав­ле­ние Ии­су­са Хри­ста, „Гос­по­ди­на суб­бо­ты“, про­те­ка­ло бы од­но­вре­мен­но с седь­мым ты­ся­че­ле­ти­ем че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, это не бы­ло бы про­стой слу­чай­но­стью, но про­изош­ло бы со­глас­но люб­ве­о­биль­но­му за­мыс­лу Ие­го­вы Бо­га». Седь­мое ты­ся­че­ле­тие, как в кни­ге бы­ло ска­за­но рань­ше, долж­но бы­ло на­чать­ся в 1975 го­ду.

Опуб­ли­ко­вав не­дав­но но­вую кни­гу по ис­то­рии, «Сви­де­те­ли Ие­го­вы — воз­ве­ща­те­ли Цар­ст­ва Бо­га», у Об­ще­ст­ва бы­ла воз­мож­ность про­де­мон­ст­ри­ро­вать объ­ек­тив­ность и от­кры­тость, со­глас­но ут­вер­жде­ни­ям из пре­ди­сло­вия кни­ги. В очень крат­ком со­об­ще­нии (на стра­ни­це 104) о кон­грес­се 1966-го го­да, на ко­то­ром Фред Френц пред­став­лял но­вую кни­гу, со­об­щав­шую весть о 1975 го­де, го­во­ри­лось:

С за­клю­чи­тель­ной ре­чью на кон­грес­се в Бал­ти­мо­ре, штат Мэ­ри­ленд, вы­сту­пал Ф. В. Френц. Он на­чал так: «Пе­ред тем, как вый­ти на эту сце­ну, ко мне по­до­шел мо­ло­дой че­ло­век и спро­сил: „Ска­жи, что же зна­чит этот 1975-й?“». За­тем брат Френц ска­зал, что за­да­ет­ся мно­го во­про­сов о том, зна­чит ли ин­фор­ма­ция, пред­став­лен­ная в но­вой кни­ге, что к 1975 го­ду про­изой­дет Ар­ма­гед­дон, и Са­та­на бу­дет ско­ван? Его от­вет был по су­ти та­ким: «Мо­жет быть. Но мы это­го не ут­вер­жда­ем. Для Бо­га все воз­мож­но. Но мы не ут­вер­жда­ем. И пуcть ни­кто не вы­ска­зы­ва­ет­ся оп­ре­де­лен­но о том, что про­изой­дет до 1975-го го­да. Са­мое глав­ное в этом, до­ро­гие дру­зья, сле­дую­щее: вре­мя ко­рот­ко. Вре­мя ис­те­ка­ет, в этом нет ни­ка­ких со­мне­ний».

В го­ды, по­сле­до­вав­шие за 1975-м, мно­гие Сви­де­те­ли Ие­го­вы жи­ли в со­гла­сии с ду­хом это­го со­ве­та. Од­на­ко, позд­нее на эту те­му бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны дру­гие ут­вер­жде­ния, ино­гда бо­лее оп­ре­де­лен­ные, чем бы­ло бы це­ле­со­об­раз­но. В «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 мар­та 1980 го­да (англ.) при­зна­ва­лось это (на с. 17). Но Сви­де­те­лей Ие­го­вы так­же при­зы­ва­ли к пре­ду­смот­ри­тель­но­сти, что­бы со­сре­до­та­чи­вать свое вни­ма­ние не на ка­ких-ли­бо да­тах или ожи­да­нии ран­не­го спа­се­ния, но на том, что­бы тво­рить во­лю Ие­го­вы.

Как обыч­но, в ма­те­риа­ле при­во­дит­ся ци­та­та един­ст­вен­но­го вы­ска­зан­но­го то­гда пре­дос­те­ре­же­ния. При­зна­ет­ся, что «на эту те­му бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны дру­гие ут­вер­жде­ния, ино­гда бо­лее оп­ре­де­лен­ные, чем бы­ло бы це­ле­со­об­раз­но»1. При­бли­зи­тель­но 80 про­цен­тов всех Сви­де­те­лей при­шли в ор­га­ни­за­цию с 1975 го­да, ко­гда бы­ла опуб­ли­ко­ва­на кни­га, и, сле­до­ва­тель­но, они не зна­ли лич­но, что по­сле­до­ва­ло за­тем. У них нет пред­став­ле­ния о том, с ка­кой си­лой и с ка­ким раз­ма­хом ор­га­ни­за­ция под­чер­ки­ва­ла да­ту 1975 го­да и зна­че­ние, ко­то­рое ей при­да­ва­лось. Но всем чле­нам Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та об этом из­вест­но. По край­ней ме­ре не­ко­то­рые из слу­жа­щих в Пи­са­тель­ском ко­ми­те­те долж­ны бы­ли про­чи­тать и одоб­рить кни­гу по ис­то­рии дви­же­ния, вы­шед­шую в 1993-м го­ду. Им бы­ло из­вест­но, на­сколь­ко не­пол­ная и раз­мы­тая кар­ти­на ри­су­ет­ся в но­вой кни­ге. Что же про­изош­ло в дей­ст­ви­тель­но­сти?

В том же 1966 го­ду в жур­на­ле «Про­бу­ди­тесь!» — жур­на­ле-спут­ни­ке «Сто­ро­же­вой баш­ни» — бы­ла на­пе­ча­та­на ста­тья под на­зва­ни­ем «Как дол­го это еще бу­дет про­дол­жать­ся?». В под­за­го­лов­ке «6000 лет за­вер­ша­ют­ся в 1975 го­ду» го­во­ри­лось, что ты­ся­че­ле­тие — это по­след­ние 1000 лет в 7000-лет­нем дне от­ды­ха Бо­га. Да­лее в ней го­во­ри­лось (с. 19, 20):

…По­это­му, чрез­вы­чай­но важ­ным яв­ля­ет­ся тот факт, что мы при­бли­жа­ем­ся к кон­цу 6000 лет су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва.

Со­от­вет­ст­ву­ет ли день Божь­е­го по­коя то­му вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го че­ло­век на­хо­дит­ся на зем­ле? По всей ви­ди­мо­сти, да. Из са­мых дос­то­вер­ных ис­сле­до­ва­ний биб­лей­ской хро­но­ло­гии, сов­па­даю­щих со мно­ги­ми об­ще­при­ня­ты­ми да­та­ми свет­ской ис­то­рии, мы уз­на­ем, что Адам был со­тво­рен осе­нью 4026 го­да до н. э. Где-то в том же го­ду впол­не мог­ла быть со­тво­ре­на Ева, по­сле че­го сра­зу на­чал­ся пе­ри­од Божь­е­го по­коя. То­гда в ка­ком же го­ду за­вер­шат­ся пер­вые 6000 лет су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка и пер­вые 6000 лет Божь­е­го по­коя? В 1975 го­ду. На это сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние, осо­бен­но вви­ду то­го, что «по­след­ние дни» на­ча­лись в 1914 го­ду и что фи­зи­че­ские фак­ты на­ших дней, сви­де­тель­ст­вую­щие об ис­пол­не­нии про­ро­че­ст­ва, от­ме­ча­ют, что сей­час жи­вет по­след­нее по­ко­ле­ние это­го без­за­кон­но­го ми­ра. Мож­но ожи­дать, что са­мое бли­жай­шее бу­ду­щее на­пол­нит­ся вол­ную­щи­ми со­бы­тия­ми для тех, чья ве­ра по­ко­ит­ся в Бо­ге и его обе­ща­ни­ях. Это зна­чит, что в те­че­ние срав­ни­тель­но не­боль­шо­го чис­ла лет мы ста­нем сви­де­те­ля­ми ис­пол­не­ния ос­тав­ших­ся про­ро­честв, ка­саю­щих­ся «вре­ме­ни кон­ца».

«Сто­ро­же­вая баш­ня» за 1 мая 1968 (англ.) ци­ти­ру­ет­ся в кни­ге по ис­то­рии Об­ще­ст­ва 1993-го го­да в ка­че­ст­ве при­ме­ра то­го, что по это­му во­про­су все же вы­ска­зы­ва­лись при­зы­вы к ос­то­рож­но­сти. В дей­ст­ви­тель­но­сти, ма­те­ри­ал, опуб­ли­ко­ван­ный в ней, по­мо­гал под­дер­жи­вать эти на­де­ж­ды и ожи­да­ния. По­сле в сущ­но­сти той же ар­гу­мен­та­ции, что и в ста­тье из упо­мя­ну­то­го ра­нее жур­на­ла «Про­бу­ди­тесь!», в жур­на­ле го­во­ри­лось (с. 272, 273):

7 Са­мое бли­жай­шее бу­ду­щее не­пре­мен­но на­пол­нит­ся ре­шаю­щи­ми со­бы­тия­ми, так как эта ста­рая сис­те­ма бли­зит­ся к сво­ему пол­но­му кон­цу. Са­мое боль­шее в те­че­ние не­сколь­ких лет ис­пол­нит­ся за­вер­шаю­щая часть биб­лей­ских про­ро­честв, свя­зан­ных с «по­след­ни­ми дня­ми», что при­ве­дет к ос­во­бо­ж­де­нию пе­ре­жив­ше­го че­ло­ве­че­ст­ва в слав­ное ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние Хри­ста. Ка­кие труд­ные, но в то же вре­мя ве­ли­кие дни пря­мо пе­ред на­ми!

8 Оз­на­ча­ет ли это, что в 1975-м го­ду про­изой­дет бит­ва Ар­ма­гед­дон? Ни­кто не мо­жет ска­зать на­вер­ня­ка, в ка­ком го­ду она про­изой­дет. Ии­сус ска­зал: «О дне же том и ча­се ни­кто не зна­ет» (Мар­ка 13:32). Для слу­жи­те­лей Бо­га дос­та­точ­но знать на­вер­ня­ка то, что для этой са­та­нин­ской сис­те­мы вре­мя бы­ст­ро ис­те­ка­ет. Как бы­ло бы глу­по не бодр­ст­во­вать и не вни­мать то­му, что вре­ме­ни ос­та­лось ма­ло, что ско­ро про­изой­дут со­бы­тия, ко­то­рые по­тря­сут зем­лю, и не со­вер­шать сво­его спа­се­ния!

Про­ци­ти­ро­ван­ные вы­ше аб­за­цы поя­ви­лись в ко­лон­ках, на­пе­ча­тан­ных с краю боль­шой хро­но­ло­ги­че­ской схе­мы, ко­то­рая на­чи­на­лась 4026-м го­дом до н. э. (с под­пи­сью: «со­тво­ре­ние Ада­ма (ран­ней осе­нью)»). Схе­ма за­кан­чи­ва­лась так:

    ко­нец 6-го 1000-лет­ний день су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка (ран­ней осе­нью)
    ко­нец 7-го 1000-лет­ний день су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка (ран­ней осе­нью)

На­сколь­ко в дей­ст­ви­тель­но­сти гром­ки­ми яв­ля­ют­ся «пре­дос­те­ре­гаю­щие» вы­ска­зы­ва­ния в кон­тек­сте, ко­гда в свя­зи с ис­пол­не­ни­ем за­клю­чи­тель­ной час­ти про­ро­честв о по­след­них днях уве­рен­но про­из­но­сят­ся фра­зы вро­де «са­мое бли­жай­шее бу­ду­щее», «са­мое боль­шее в те­че­ние не­сколь­ких лет», «не­пре­мен­но»? Ка­кой ра­зум­ный, нор­маль­но мыс­ля­щий че­ло­век пой­мет эти вы­ска­зы­ва­ния не в ка­че­ст­ве стрем­ле­ния про­бу­дить на­де­ж­ды и ожи­да­ния, свя­зан­ные с кон­крет­ной да­той, 1975-м го­дом?

В ста­тье под на­зва­ни­ем «Что при­не­сут 1970-е?» в жур­на­ле «Про­бу­ди­тесь!» за 8 ок­тяб­ря 1968 го­да (англ.) вновь под­чер­ки­ва­лось, как ко­рот­ко ос­тав­шее­ся вре­мя. В на­ча­ле ста­тьи на с. 13 го­во­ри­лось:

Тот факт, что про­шло уже 54 го­да то­го вре­ме­ни, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся «по­след­ни­ми дня­ми», чрез­вы­чай­но ва­жен. Он оз­на­ча­ет, что ос­та­ет­ся са­мое боль­шее не­сколь­ко лет до то­го мо­мен­та, ко­гда пол­ная без­за­ко­ния сис­те­ма ве­щей, пре­об­ла­даю­щая в ми­ре, бу­дет раз­ру­ше­на Бо­гом. По­че­му мы мо­жем быть так уве­ре­ны?

Да­лее, го­во­ря о 1975 го­де как о за­вер­шаю­щем мо­мен­те 6000-лет­не­го пе­рио­да че­ло­ве­че­ской ис­то­рии, в ста­тье ут­вер­жда­лось (с. 14):

6000 лет при­бли­жа­ют­ся к за­вер­ше­нию

Есть и дру­гой спо­соб, по­мо­гаю­щий под­твер­дить, что мы дей­ст­ви­тель­но жи­вем в за­вер­шаю­щие не­сколь­ко лет это­го «вре­ме­ни кон­ца» (Дан. 12:9). Биб­лия по­ка­зы­ва­ет, что мы при­бли­жа­ем­ся к кон­цу пол­ных 6000 лет че­ло­ве­че­ской ис­то­рии.

Не­од­но­крат­но в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни при­во­ди­лись ут­вер­жде­ния из­вест­ных лю­дей или «экс­пер­тов» в лю­бой сфе­ре дея­тель­но­сти, ка­ким-ли­бо об­ра­зом упо­мя­нув­ших 1975 год, на­при­мер, вы­ска­зы­ва­ние быв­ше­го го­су­дар­ст­вен­но­го сек­ре­та­ря США Ди­на Эйк­со­на, сде­лан­ное в 1960 го­ду:

Я дос­та­точ­но хо­ро­шо знаю, что про­ис­хо­дит во­круг, что­бы уве­рить вас: че­рез пят­на­дцать лет с се­го­дняш­не­го мо­мен­та [т. е., к 1975 го­ду] в этом ми­ре бу­дет слиш­ком опас­но жить.

Кни­га «Го­лод — 1975!», на­пи­сан­ная дву­мя экс­пер­та­ми по про­до­воль­ст­вию, ци­ти­ро­ва­лась по­сто­ян­но, осо­бен­но час­то при­во­ди­лись сле­дую­щие ут­вер­жде­ния:

К 1975 го­ду мир столк­нет­ся с бед­ст­ви­ем бес­пре­це­дент­но­го мас­шта­ба. Го­лод, ка­ко­го еще не бы­ло в ис­то­рии, об­ру­шит­ся на не­раз­ви­тые на­ро­ды.

Я пред­ви­жу кон­крет­ный срок, 1975 год, ко­гда у нас на­сту­пит но­вый кри­зис во всей его не­обык­но­вен­ной важ­но­сти.

К 1975 го­ду гра­ж­дан­ские вы­сту­п­ле­ния, анар­хия, во­ен­ные дик­та­ту­ры, безу­держ­ная ин­фля­ция, кру­ше­ния транс­пор­та и бес­по­ря­доч­ное вол­не­ние ста­нут по­все­днев­ной ре­аль­но­стью для мно­гих го­лод­ных на­ро­дов.

Че­рез три го­да по­сле пер­во­на­чаль­но­го упо­ми­на­ния о 1975 го­де в кни­ге «Веч­ная жизнь в сво­бо­де сы­нов Бо­га» ее ав­тор, Фред Френц, на­пи­сал но­вую пуб­ли­ка­цию под на­зва­ни­ем «При­бли­жаю­щий­ся ты­ся­че­лет­ний по­кой» [The Approaching Peace of a Thousand Years]2. Кро­ме все­го про­че­го, эта бро­шю­ра вы­ска­зы­ва­лась еще бо­лее оп­ре­де­лен­но и кон­крет­но, чем пре­ды­ду­щие пуб­ли­ка­ции. Она бы­ла вы­пу­ще­на в 1969 го­ду и со­дер­жа­ла сле­дую­щие за­яв­ле­ния (с. 25, 26):

В не­дав­ние го­ды усерд­ные ис­сле­до­ва­те­ли Биб­лии еще раз про­ве­ри­ли ее хро­но­ло­гию. Со­глас­но их вы­чис­ле­ни­ям, шесть ты­ся­че­ле­тий жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва на зем­ле за­кон­чат­ся в се­ре­ди­не 1970-х го­дов. Та­ким об­ра­зом, седь­мое ты­ся­че­ле­тие со дня со­тво­ре­ния че­ло­ве­ка Ие­го­вой Бо­гом нач­нет­ся ме­нее, чем че­рез де­сять лет.

____________

Что­бы Ии­сус Хри­стос мог быть «Гос­по­ди­ном и суб­бо­ты», его Ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние долж­но быть седь­мым в по­сле­до­ва­тель­но­сти ты­ся­че­лет­них пе­рио­дов (Мат­фея 12:8). То­гда это прав­ле­ние бу­дет прав­ле­ни­ем суб­бот­ним.

Ар­гу­мен­та­ция здесь впол­не яс­ная и пря­мая: как суб­бо­та яв­ля­лась седь­мым днем, сле­дую­щим за ше­стью дня­ми ра­бо­ты, так и Ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние Хри­ста бу­дет суб­бот­ним седь­мым ты­ся­че­ле­ти­ем, сле­дую­щим за ше­стью ты­ся­че­ле­тия­ми тяж­ко­го тру­да и стра­да­ний. Эти ут­вер­жде­ния ни­как нель­зя на­звать не­оп­ре­де­лен­ны­ми или дву­смыс­лен­ны­ми.

Как рань­ше бы­ло обо­зна­че­но, ка­кие дей­ст­вия Бо­га бы­ли бы «под­хо­дя­щи­ми» или «над­ле­жа­щи­ми», так и те­перь че­ло­ве­че­ские рас­су­ж­де­ния вы­дви­га­ют та­кое тре­бо­ва­ние в ад­рес Сы­на Бо­га. Для то­го, что­бы он мог ос­тать­ся тем, кем он се­бя на­зы­ва­ет («Гос­по­ди­ном суб­бо­ты»), его прав­ле­ние «долж­но быть» седь­мым ты­ся­че­ле­ти­ем в по­сле­до­ва­тель­но­сти ты­ся­че­ле­тий. Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние обя­зы­ва­ет к это­му Божь­е­го Сы­на. Шесть ты­сяч лет за­вер­ша­ют­ся в 1975 го­ду; прав­ле­ние Хри­ста, со­глас­но этим ар­гу­мен­там, «долж­но быть седь­мым», сле­дую­щим ты­ся­че­ле­ти­ем. Та­ким об­ра­зом, «вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб» со­ста­вил для сво­его Гос­по­ди­на план, ко­то­ро­го тот дол­жен был при­дер­жи­вать­ся, ес­ли хо­тел ос­тать­ся вер­ным сво­ему сло­ву.

Хо­тя этот ма­те­ри­ал был луч­ше об­ра­бо­тан, и его вы­ска­зы­ва­ния бы­ли бо­лее утон­чен­ны­ми, по су­ти сво­ей он был уди­ви­тель­но по­хож на бук­лет су­дьи Ру­тер­фор­да «Мил­лио­ны ны­не жи­ву­щих ни­ко­гда не ум­рут», в ко­то­рой он, по соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, сде­лал глу­пые за­яв­ле­ния. Кро­ме но­вой да­ты, все вы­гля­де­ло так, слов­но ча­сы бы­ли пе­ре­ве­де­ны на пол­сто­ле­тия на­зад, во вре­ме­на, пред­ше­ст­во­вав­шие 1925 го­ду. Раз­ни­ца за­клю­ча­лась в том, что все, про­из­не­сен­ное то­гда, те­перь го­во­ри­лось в свя­зи с 1975 го­дом3.

С на­сту­п­ле­ни­ем 1970 го­да на­де­ж­ды про­дол­жа­ли ук­ре­п­лять­ся. Жур­нал «Про­бу­ди­тесь!» за 8 ок­тяб­ря 1971 го­да (англ.) вновь го­во­рил о шес­ти пе­рио­дах тру­да и за­бот, за ко­то­ры­ми сле­до­ва­ло седь­мое (суб­бот­нее) вре­мя по­коя, а за­тем бы­ла пред­став­ле­на сле­дую­щая схе­ма:

На ил­лю­ст­ра­ции от­ме­че­ны сле­дую­щие со­бы­тия: со­тво­ре­ние че­ло­ве­ка, по­топ во дни Ноя, смерть Ии­су­са Хри­ста в 33 г. н. э., 1914-й год и ты­ся­че­лет­нее прав­ле­ние Ии­су­са Хри­ста. Под­пись под ил­лю­ст­ра­ци­ей гла­сит:

В то вре­мя, как мы при­бли­жа­ем­ся к кон­цу 6000 лет че­ло­ве­че­ской ис­то­рии в се­ре­ди­не 1970-х го­дов, у нас есть вол­ную­щая на­де­ж­да ве­ли­ко­го по­коя.

Все эти за­яв­ле­ния оп­ре­де­лен­но бы­ли на­прав­ле­ны на под­дер­жа­ние на­дежд и упо­ва­ний. Они не пред­на­зна­ча­лись для то­го, что­бы ути­шить или ус­ми­рить дух ра­до­ст­но­го ожи­да­ния. Дей­ст­ви­тель­но, мно­гие из них со­про­во­ж­да­лись та­ки­ми за­ме­ча­ния­ми, как «мы не го­во­рим ни­че­го со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­но­го», или «не ука­зы­ва­ем кон­крет­но­го сро­ка», или «мы не зна­ем дня и ча­са». Но на­до пом­нить, что в этом де­ле ор­га­ни­за­ция уже не бы­ла но­вич­ком. Вся ее ис­то­рия с са­мо­го за­ро­ж­де­ния со­стоя­ла из то­го, что про­бу­ж­да­лись люд­ские на­де­ж­ды на оп­ре­де­лен­ные да­ты, а по­том эти да­ты про­хо­ди­ли, а на­де­ж­ды не оп­рав­ды­ва­лись. В преж­них слу­ча­ях ли­те­ра­ту­ра Об­ще­ст­ва впо­след­ст­вии пы­та­лась воз­ло­жить всю от­вет­ст­вен­ность за раз­оча­ро­ва­ние на тех, кто эту ин­фор­ма­цию по­лу­чал, а не на тех, кто ее пуб­ли­ко­вал, го­во­ря, что чи­та­те­ли жда­ли слиш­ком мно­го­го. Ко­неч­но же, от­вет­ст­вен­ные чле­ны ор­га­ни­за­ции долж­ны бы­ли к то­му вре­ме­ни осоз­на­вать та­кую опас­ность, по­ни­мать при­ро­ду че­ло­ве­че­ско­го ес­те­ст­ва, пред­став­лять, как лег­ко воз­бу­дить в че­ло­ве­ке силь­ную на­де­ж­ду.

Хо­тя эти от­вет­ст­вен­ные лю­ди тща­тель­но из­бе­га­ли пря­мых ука­за­ний на кон­крет­ную да­ту на­ча­ла ты­ся­че­ле­тия, они одоб­ря­ли упот­реб­ле­ние та­ких фраз, как «са­мое боль­шее в те­че­ние не­сколь­ких лет», «все­го че­рез не­сколь­ко лет, не поз­же», «са­мое бли­жай­шее бу­ду­щее», «по­след­ние не­сколь­ко лет» — все они по­яв­ля­лись в жур­на­лах «Сто­ро­же­вая баш­ня» и «Про­бу­ди­тесь!», где о на­ча­ле ты­ся­че­лет­не­го прав­ле­ния все­гда го­во­ри­лось в кон­тек­сте, вклю­чав­шем да­ту 1975 го­да. Зна­чат ли что-ни­будь эти сло­ва? Или они про­из­но­си­лись не­бреж­но, лег­ко­мыс­лен­но? Раз­ве с на­де­ж­да­ми и пла­на­ми лю­дей мож­но об­ра­щать­ся, как с иг­руш­ка­ми? Ес­ли кто-ни­будь не за­ду­мы­ва­ет­ся о по­след­ст­ви­ях сво­их слов, то это го­во­рит о его без­от­вет­ст­вен­но­сти и не­чув­ст­ви­тель­но­сти. Тем не ме­нее, в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 ав­гу­ста 1968 го­да (англ.) да­же го­во­ри­лось о том, что нуж­но ос­те­ре­гать­ся то­го, что­бы при­да­вать слиш­ком серь­ез­ный вес пре­ду­пре­ж­де­нию са­мо­го Ии­су­са Хри­ста.

35 Од­но точ­но на­вер­ня­ка. Биб­лей­ская хро­но­ло­гия, под­кре­п­лен­ная ис­пол­нен­ны­ми биб­лей­ски­ми про­ро­че­ст­ва­ми, по­ка­зы­ва­ет, что шесть ты­сяч лет че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния ско­ро за­вер­шат­ся, уже при жиз­ни это­го по­ко­ле­ния (Матф. 24:34)! По­это­му сей­час не вре­мя ос­та­вать­ся рав­но­душ­ным или са­мо­до­воль­ным. Не вре­мя иг­рать сло­ва­ми Ии­су­са о том, что «о дне же том и ча­се ни­кто не зна­ет, ни Ан­ге­лы не­бес­ные, а толь­ко Отец Мой один» (Матф. 24:36). На­про­тив, сей­час ка­ж­дый дол­жен хо­ро­шо знать, что ко­нец на­стоя­щей сис­те­мы ве­щей бы­ст­ро идет к сво­ему ужас­но­му за­вер­ше­нию. Не со­мне­вай­тесь, дос­та­точ­но то­го, что сам Отец зна­ет «день и час»!

Как мог «вер­ный и бла­го­ра­зум­ный раб» во­об­ще та­кое ска­зать? Ведь по­лу­чи­лось, что он зая­вил сле­дую­щее: «Да, мой гос­по­дин ска­зал то и то, но не вос­при­ни­май­те это­го слиш­ком серь­ез­но; на­про­тив, пой­ми­те, что на­прав­ляю­щей си­лой ва­шей жиз­ни долж­ны стать мои сло­ва».

Не­сколь­ко са­мых пря­мых за­яв­ле­ний поя­ви­лись из Слу­жеб­но­го от­де­ла глав­но­го управ­ле­ния, ко­то­рый вы­пус­ка­ет еже­ме­сяч­ный лис­ток «На­ше Цар­ст­вен­ное слу­же­ние», пред­на­зна­чен­ный толь­ко для Сви­де­те­лей, а не для ши­ро­кой пуб­ли­ки. В мар­тов­ском вы­пус­ке за 1968 год (англ.) был опуб­ли­ко­ван при­зыв на­чать пол­но­вре­мен­ное («пио­нер­ское») слу­же­ние:

Вви­ду то­го, что ос­та­лось со­всем не­мно­го вре­ме­ни, мы хо­те­ли бы де­лать это как мож­но ча­ще, су­дя по на­шим об­стоя­тель­ст­вам. Толь­ко по­ду­май­те, бра­тья, ос­та­лось все­го око­ло де­вя­но­ста ме­ся­цев до то­го, как за­вер­шат­ся шесть ты­сяч лет су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка на зем­ле.

В но­ме­ре «Цар­ст­вен­но­го слу­же­ния» за май 1974 го­да (англ.) го­во­ри­лось о том, на­сколь­ко «ма­ло ос­та­лось вре­ме­ни»:

Из­вест­ны со­об­ще­ния, что бра­тья про­да­ют до­ма и иму­ще­ст­во и пла­ни­ру­ют за­вер­шить ос­та­ток сво­их дней в этой ста­рой сис­те­ме, за­ни­ма­ясь пио­нер­ским слу­же­ни­ем. Ко­неч­но же, это пре­крас­ный спо­соб про­вес­ти ко­рот­кое ос­тав­шее­ся до кон­ца зло­го ми­ра вре­мя (1 Ио­ан­на 2:17).

До­воль­но мно­го Сви­де­те­лей имен­но так и по­сту­пи­ли. Не­ко­то­рые бро­си­ли ра­бо­ту, про­да­ли до­ма, фер­мы и вме­сте с же­на­ми и деть­ми пе­ре­еха­ли слу­жить ту­да, «где боль­ше по­треб­ность», рас­счи­ты­вая, что ос­тав­ших­ся средств хва­тит до 1975 го­да.

Дру­гие (в том чис­ле и по­жи­лые лю­ди) об­на­ли­чи­ли свои день­ги по стра­хов­ке и по имев­шим­ся у них цен­ным бу­ма­гам. Не­ко­то­рые от­ло­жи­ли хи­рур­ги­че­ские опе­ра­ции в на­де­ж­де, что с при­хо­дом но­во­го ты­ся­че­ле­тия ну­ж­ды в них уже не бу­дет.

Ко­гда 1975 год про­шел, сред­ст­ва этих лю­дей ис­то­щи­лись, здо­ро­вье серь­ез­но ухуд­ши­лось, и те­перь им нуж­но бы­ло как-то спра­вить­ся с жес­то­кой ре­аль­но­стью и по воз­мож­но­сти на­чать все сна­ча­ла.

О чем ду­ма­ли все это вре­мя в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те?

Не­ко­то­рые из бо­лее по­жи­лых чле­нов пе­ре­жи­ли крах лич­ных ожи­да­ний, свя­зан­ных с 1914, 1925 го­да­ми, а так­же кру­ше­ние на­дежд, поя­вив­ших­ся в на­ча­ле 1940-х го­дов. Боль­шин­ст­во, по мо­им на­блю­де­ни­ям, за­ня­ло по­зи­цию «по­до­ж­дем, уви­дим». Они не хо­те­ли при­зы­вать к сдер­жан­но­сти. Ор­га­ни­за­ция стре­ми­тель­но рос­ла. По­смот­ри­те на от­че­ты о кре­ще­нии за пе­ри­од с 1960 по 1975 го­ды:

Год Чис­ло кре­стив­ших­ся Год Чис­ло кре­стив­ших­ся
  69 027   82 842
  63 070   120 805
  69 649   164 193
  62 798   149 808
  68 236   163 123
  64 393   193 990
  58 904   297 872
  74 981   295 073

С 1960 по 1966 год рост ор­га­ни­за­ции за­мед­лил­ся и поч­ти ос­та­но­вил­ся. Но сра­зу по­сле 1966 го­да, ко­гда бы­ли сде­ла­ны пред­ска­за­ния по по­во­ду 1975 го­да, на­ча­лось фе­но­ме­наль­ное уве­ли­че­ние рос­та, как и вид­но из таб­ли­цы.

С 1971 по 1974 год, во вре­мя слу­же­ния в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те, я не пом­ню, что­бы чле­ны ор­га­ни­за­ции про­яв­ля­ли оза­бо­чен­ность по по­во­ду воз­рас­тав­ших ра­до­ст­ных ожи­да­ний. Я не бу­ду при­тво­рять­ся, что с са­мо­го на­ча­ла то­же не ис­пы­ты­вал вол­не­ния, ко­гда в 1966 го­ду вы­шла кни­га «Веч­ная жизнь в сво­бо­де сы­нов Бо­га», на­ри­со­вав­шая сияю­щую кар­ти­ну при­бли­жав­ше­го­ся ты­ся­че­лет­не­го юби­лея. Я не бу­ду так­же го­во­рить, что во­об­ще не при­ни­мал ни­ка­ко­го уча­стия в на­ча­ле кам­па­нии, при­зы­вав­шей об­ра­тить все вни­ма­ние на 1975 год. Но с ка­ж­дым но­вым го­дом, на­чи­ная с 1966-го, мысль эта ка­за­лась все бо­лее не­ре­аль­ной. Чем боль­ше я чи­тал Пи­са­ние, тем бо­лее мне ка­за­лось, что са­ма эта идея ему чу­ж­да; она не со­от­вет­ст­во­ва­ла сло­вам са­мо­го Ии­су­са Хри­ста, та­ким, на­при­мер, как:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: