Программа «Школа моделей»
Для детей от 3 до 15 лет.
Пояснительная записка
Детский коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к творчеству до овладения основами профессионального мастерства. Модельная школа сродни обучению хореографии обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Сочетание движения и музыки на занятиях дефиле, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
У ребенка развивается произвольность, он начинает управлять волевыми процессами, то есть начинает делать то, что надо, а не то, что хочется. У ребенка формируются навыки ориентировки в пространстве, двигательная регуляция, развивается физическая активность, формируется зона ответственности. Систематическая работа над координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
|
|
Кроме того, в курс обучения школы моделей обязательно входят такие предметы как: уроки актерского мастерства, хореография. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Это готовит детей к начальному курсу обучения, развивает их интеллектуальные и творческие способности, формирует эмоционально-волевые качества. У детей появляется уверенность в себе и повышается самооценка. Дети учатся правильно говорить, правильно двигаться, держать осанку.
Однако сложность работы с детьми заключается, в первую очередь, в нестабильности их психики, наличию множества комплексов, излишней робости и стеснительности, особенно в более старшем возрасте. В нашей школе моделей проводятся также занятия по психологии, которые помогают детям преодолеть их комплексы, снимают страх перед посторонними людьми и камерами. Необходимость таких занятий в том, что выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.
Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
|
|
Цель программы:
Создание комплекса условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала детей в возрасте 3-15 лет в процессе обучения в школе моделей.
Задачи:
· сформировать интерес к актерскому мастерству, раскрыв его многообразие и красоту;
· привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении по подиуму;
· преподать азбуку танца;
· укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;
· совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;
· формировать художественно-образное восприятие и мышление;
· воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.
Все эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. Поэтому занятия ведутся для 2-х групп:
· 3-6 лет;
· 7-15 лет.
Это связано с тем, что для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста (3-6 лет) разработан подготовительный курс с учетом того, что основным видом обучения в этом возрасте является игра. В программу для этого возраста включен пальчиковый театр. Для второй группы (7-15 лет) добавлен курс креативного дизайна.
Принципы обучения:
Процесс обучения в основном построен на peaлизации дидактических принципов:
1. Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
2. Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению движений.
3. Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
4. Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования двигательных и танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Методы обучения:
В курсе обучения применяются следующие методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
· рассказ,
· беседа,
· обсуждение,
· объяснение,
· словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести:
показ упражнений, демонстрацию рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
|
|
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.
Метод целостного освоения упражнений идвижений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Организация обучения:
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретической дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в хореографии, об актёрском мастерстве и о танцевальных жанрах.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Программа курса рассчитана на 9 месяцев.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия в обеих группах 60 минут (72 часа в год).
|
|
Материально - техническое обеспечение:
- Зал с зеркалами;
- Специальная обувь;
- Тренировочные костюмы;
- Музыкальное сопровождение – магнитофон, диски и аудиокассеты;
- Костюмы для выступления;
- Тетрадь для записей.