Прогнозирование – обоснование значений показателей на будущий период

Оценка – аналитическая процедура по выявлению отклонений показателей, характеризующих деятельность организаций, от значений, принятых за базу сравнения.

Диагностика – установление причинно-следственных связей между результатом и факторами, входящими в модель, и оценка силы влияния отдельных факторов на результат.

Прогнозирование – обоснование значений показателей на будущий период.

Выбор методов и технология анализа зависят от того, на каком участке S-образной кривой, описывающей поведение хозяйствующего субъекта, находится субъект на момент анализа: на линейном или на логистическом.

Особенностью современного этапа развития ЭА является учет динамики развития систем, т.е. время входит в качестве независимой переменной в каждое исследуемое явление и процесс.

2. Предмет экономического анализа.

Предмет - деятельность конкретных хо­зяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расхо­дов и доходов, изучаемая комплексно в целях объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости развития1 анализируемого хозяйствую­щего субъекта.

Остановимся на ключевых словах данного определения:

получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов. Поскольку основной организационно-правовой фор­мой организаций являются акционерные общества, то цель их функционирования заключается не только в получении при­были, направляемой на капитализацию, но и в сбалансиро­ванности расходов и доходов, удовлетворяющей интересы акционеров;

изучаемая комплексно. Комплексность анализа означает изу­чение всех вопросов деятельности организации или ее подразделений в из взаимосвязи на основе определенных принципов, методов и приемов;

объективная оценка эффективности. Наряду с комплексностью анализа учитываются законы развития и функционирования социально-экономических систем;

обеспечение устойчивости развития анализируемого хозяйст­вующего субъекта. Устойчивость функционирования достигается при превышении затрат темпами роста результата (наращивание экономического потенциала).

3. Виды анализа: классификация и их роль в управлении ор­ганизацией.

В основе классификации пилок жономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ — необходимый элемент выполнения каждой функции управ­ления организацией.

Развитая рыночная экономика рождает потребность в диффе­ренциации анализа на внутренний — управленческий и внешний — финансовый.

Внутренний управленческий анализ — составная часть управлен­ческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения ад­министрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений.

Внешний финансовый анализ — составная часть финансового уче­та, обслуживающего внешних пользователей информацией об орга­низации — самостоятельном субъекте экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.

Функция управления это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие или главные, отражающие содер­жание самого процесса управления, и специфические, отражающие различные особенности объектов управления.

Главные функции:

- информационное обеспечение управления

- анализ

- планирование

- организация управления

- контроль

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный и оперативный анализ.

Три вида анализа (впутрихозяйственный производственный, финансовый внешний и внутренний)присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие полу­чил внутрихозяйственныйпроизводственно-финансовый анализ.

Виды экономического анализа классифицируют, кроме того, по следующим признакам:

• по субъектам, т.е. по тому, кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, покупатели, кредитные, фи­нансовые органы);

• по периодичности (периодический годовой, квартальный, ме­сячный, декадный, каждодневный, сменный анализ);

• по содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный ана­лиз всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематически дельных вопросов экономики);

• по методам изучения объекта (комплексный, сравнительный, сплошной и выборочный анализ и т.д.).

4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками.

Науки, на которые опирается ЭА, разбивают на группы:

- дающие общее представение о законах функционирования систем: философия, история экономических учений, экономическая теория, экономика организации, маркетинг, менеджмент, логистика;

- позволяющие понять методологию оценки, диагностики и прогнозирования деятельности организации: математика, статистика, эконометрика.

5. Направления экономического анализа деятельности орга­низаций (оценка, диагностика, прогнозирование).

• оценка, диагностика и прогнозирование на линейных участ­ках кривых, где с достаточной точностью применяются метод экстраполяции и традиционные методы анализа;

• оценка, диагностика и прогнозирование деятельности органи­зации в окрестностях точек перегиба и на логистических уча­стках кривых, где исследуемые характеристики не стационар­ны и подвержены скачкообразным изменениям. Основные теоремы экономической динамики были изложены в конце 1940-х годов Р. Харродом, что и можно считать началом нторого направления в развитии теории экономического анализа.

12. Экономический смысл оценки в анализе хозяйственной деятельности.

Оценка – первое направление ЭА, проводится для выявления значений и динамики анализируемых показателей.

В технологию оценки включены следующие этапы:

• определение цели оценки;

• выбор критериев и базы сравнения;

• определение анализируемых и базисных значений показателей деятельности организации;

• проверка достоверности информации;

• обеспечение сопоставимости информации;

• выбор приемов оценки;

• вычисление показателей оценки;

• оформление результатов оценки;

• формулирование выводов.

Основной способ оценки и экономическом анализе — сравне­ние:

- сравнение показателя с базовыми значениями

- сравнение с показателями прошлого периода

- сравнение с плановыми данными

- сравнение с нормативными и предельными значениями

1 3. Показатели экономического анализа

Под системой показателей, характеризующих определенный субъект или явление, понимается совокупность величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта

Любая система показателей, характеризующих организацию, включает показатели натуральные, экономические, технико-экономические и статистические.

Натуральные (технические) показатели характеризуют в абсо­лютных или относительных величинах отдельные конструктивные, технологические или эксплуатационные свойства ресурсов и резуль­таты деятельности организации (показатели технического использо­вания и движения основных средств, показатели использования ма­териалов и т.д.).

Преимущество натуральных показателей — неизменность и по­стоянство масштаба единиц для их измерения. Недостаток заключа­ется в том, что они не всегда дают ответ на вопрос о сравнительной эффективности решений.

Экономические показатели универсальны, так как сводят к денеж­ной оценке разнородные показатели, характеризующие состояние и развитие анализируемого объекта.

Необходимое условие использования экономических показате­лей — обеспечение их сопоставимости; оно выполняется соблюде­нием требований:

• единства объемных, структурных, качественных и стоимостных факторов;

• учета фактора времени;

• сопоставимости исходного состояния (технические, природ­ные, климатические и прочие условия);

• единства методики расчета показателей и их состава.

Технико-экономические показатели характеризуют экономиче­ский субъект или явление как с экономической, так и с техниче ской стороны (съем продукции с производственной площади, экс плуатационные расходы на 100 км пути и т.д.).

Статистические показатели позволяют осуществить количест­венно-качественную характеристику хозяйственных процессов. Они выражаются в абсолютных, относительных, средних величинах и т.д. Для анализа собранной информации и характеристики особенно­стей изучаемых процессов применяются аналитические показатели — относительные и средние величины, показатели вариации и дина­мики, тесноты связи и др.

14. Понятие «оценка» в экономическом анализе

Оценка – первое направление ЭА, проводится для выявления значений и динамики анализируемых показателей.

В технологию оценки включены следующие этапы:

• определение цели оценки;

• выбор критериев и базы сравнения;

• определение анализируемых и базисных значений показателей деятельности организации;

• проверка достоверности информации;

• обеспечение сопоставимости информации;

• выбор приемов оценки;

• вычисление показателей оценки;

• оформление результатов оценки;

• формулирование выводов.

Основной способ оценки и экономическом анализе — сравне­ние:

- сравнение показателя с базовыми значениями

- сравнение с показателями прошлого периода

- сравнение с плановыми данными

- сравнение с нормативными и предельными значениями

15. Типы и задачи факторного анализа.

Многие процессы, протекающие во времени, имеют как функциональную зависимость между факторами и результатом – детерминированная связь, так и зависимость, которая отображается некоторым статистическим распределением – стохастическая связь.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).

Первоочередная задача факторного анализа состоит в построении модели, которая определяется путем логистического анализа.

Не обязательно:

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

-Постановка цели анализа.

-Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.

-Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

-Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

-Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

-Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

-Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами)

16. Аддитивные факторные модели анализа финансово-хозяйст­венной деятельности организаций.

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют следующую математическую интерпретацию:

у =Σ хi

i

В качестве примера можно привести модель расчета себестоимости по эк-м элементам:

С = Мз+Зс+А+Рпр,

Где Мз – мат-ые затраты

Зс – затраты на оплату труда с отчислениями на соц нужды

А – амортизация

Рпр – прочие затраты

17. Мультипликативные факторные модели анализа финан­сово-хозяйственной деятельности организаций.

Мультипликативная модель представляет собой произведение факторов. В обобщенном виде может быть представлена формулой:

y = П хi = x1*x2*…*xn

Пример мультипликативной модели – двухфакторная модель расчета объема производимой продукции:

Nпр=Ч*В

Гле Ч – среднесписочная численность работников

В – выработка на одного работника

18. Кратные факторные модели анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Кратные модели представляют собой отношение факторов и имеют вид:

y=х1/х2

y= Σ х1/хn

Например:

Тоб.т =

Где Тоб.т – срок оборачиваемости товаров (дни)

– средний запас товаров

nр – однодневный объем реализации

19. Смешанные факторные модели анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Представляют собой комбинацию аддитивной, мультипликативной и кратной моделей и могут быть описаны с помощью сл выражений:

у=(х1+х2)/х3

у=х1/(х2+х3)

у= х1*х2/х3

Пример – формула расчета показателя рентабельности средств производства:

Где Rсп = рент-ть средств произв-ва

Rпр – рент-ть продаж

Fe – фондоемкость основных средств

Кз – к-т закрепления ОС

20. Способ цепных подстановок при оценке влияния факто­ров в детерминированном анализе.

Метод цепных подстановок заклю­чается в определении ряда промежуточных значений результативного (обобщающего) показателя путем последовательной замены базис­ных значений факторов на отчетные. Разность промежуточных зна­чений равна изменению результативного показателя за счет заме­няемого фактора.

Общее изменение результата ∆у = у1 – у0складывается из сум­мы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных остальных факторах, т.е. ∆у = Σ ∆у(xi).

21. Индексный метод при оценке влияния факторов в детер­минированном анализе.

Индексным методом при расчете влияния факторов на результирующий показатель сначала рассчитывается влияние количественного фактора — делением темпа прироста ресурса на темп при­роста результирующего показателя и умножением на 100%. Для оп­ределения доли влияния качественного фактора полученный результат вычитается из 100%, т.е.:

∆у(x)=

∆у(кач) = 100 – y (x)

22. Метод абсолютных разниц.

Алгоритм расчета влияния отдельных факторов на результат следующий: влияние отдельных факторов рассчитывается путем умножения абсолютного изменения изучаемого фактора на базисные или фактические значения других факторов в зависимости от выбранной последовательности постановки. Алгоритм расчета выводится из способа цепных подстановок с целью сокращения вычислительных процедур.

23. Понятие «стохастические связи». Задачи корреляционного анализа.

Корреляционная (стохастическая) связь - это неполная, вероятностная зависимость между показателями, которая проявляется только в массе наблюдений. Отличают парную и множественную корреляцию.

Задача корреляционного анализа – оценка взаимозависимости между двумя и более факторами (область применения - факты, влияющих на результат).

24. Суть прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Прогнозирование представляет собой процесс опережающего отражения процессов развития и конечного состояния какой-либо системы в будущем, а также определение возможных путей и средств достижения желаемых (оптимальных) состояний прогнозируемой системы. Прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организаций требует систематического поиска возможных будущих параметров по ключевым областям (объемов продаж товаров и услуг, с/ст-ти, фин. результатов, прогнозов ст-ти бизнеса, скорости капитализации и т.п.).

25. Классификация приемов прогнозирования.

Прием – это определенная генеральная совокупность способов и методов прогнозирования.

Приемы:

- общетеоретические, используются практически во всех областях прогностики (приемы – индукция и дедукция, анализ и синтез и т.п.)

- специальные, наиболее эффективные для конкретной области прогнозирования (приемы – алгоритмический, эвристический, эталонный, сценарный и т.п.)

26. Понятие «хозяйственные резервы».

Одно из важнейших направлений экономического анализа – выявление существующих в организации хозяйственных резервов и оценка возможности их использования.Под резервами понимаются неиспользованные возможности снижения удельного расхода материальных ресурсов, труда, капитальных затрат. Поиск резервов необходим для увеличения объема выпуска и реализации продукции, достижения уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентных позиций и повышения стоимости бизнеса Для поиска и оценки резервов требуется количественное измерение возможного увеличения выпуска в результате повышения эффективности использования ресурсов, их оптимального сочетания и увеличения доли организации на рынке.

27. Экономическая сущность хозяйственных резервов.
Экономическая сущность резервов вытекает из всеобщего закона экономии времени. Экон. сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании возрастающего потенциала ради получения большего кол-ва высококачественной продукции при наименьших затратах труда на ед. продукции.

28. Экстенсивный и интенсивный тип развития производства.

Экстенсивный и интенсивный тип развития производства. Экстенсивный тип развития производства – увеличение выпуска продукции без повышения степени отдачи применяемых в производстве трудовых и материальных ресурсов, а за счет их абсолютного увеличения.

Интенсивный тип развития производства – это использование в процессе производства таких факторов, результирующие показатели которых появляются в виде увеличения мощности и производительности, скорости, надежности, долговечности и экономичности рабочих машин, оборудования, других объектов производственных фондов и потребляемых ресурсов.

Вид финансовой устойчивости Тип развития производства

Абсолютная - Интенсивный

Нормальная - Интенсивно-экстенсивный

Неустойчивая - Экстенсивно-интенсивный

Кризисная - Экстенсивный

29. Отличие методов анализа, основанных на учетных и дисконтированных оценках. +

Отличие методов анализа, основанных на учетных и дисконтированных оценках.

Методы основанные на дисконтированных оценках:

1. Метод текущей стоимости основан на сопоставлении дисконтированной стоимости денежных поступлений за прогнозируемый период и инвестиции.

Riчм; Ri – элемент потока денежных поступлений.

NPV= Σ (Ri/(1+r)i)- IC; NPV – чистая текущая стоимость

Метод доходности – для сравнения альтернативных проектов. Применяется показатель доходности (индекс рентабельности инвестиций)

RI= PV доходов/ PV инвестиций; показывает текущую стоимость доходов в расчете на каждый руб. чистых инвестиций, д.б. > 1.

Метод внутренней нормы окупаемости применяется если проект простой и включает всебя одно вложение и одинаковые ежегодные денежные потоки.

F4=PV/a

Метод текущей окупаемости это число лет необходимых для возмищения стартовых инвестиционных расходов. Тoк=инвестиции/среднегодовой приток денежных средств от проекта

30. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивно­сти использования трудовых, материальных и капитальных ресурсов на приращение объема реализации продукции.

Особое внимание в процессе анализа уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и продаж продукции. Их можно подразделить на производственные и рыночные.
Продукция создается тремя производственными факторами: средствами труда, предметами труда и живым трудом, каждый из которых характеризуется показателями экстенсивности и интенсивности. Причем производственные факторы взаимосвязаны и оказывают комплексное воздействие на выпуск продукции. Отсюда факторную модель объема выпуска продукции можно выразить следующим образом:
ВП = ЧР • ГВ = ОПФ • ФО = МЗ • МО.
Алгоритм факторного анализа продукции строится по следующим этапам:
1) определяется лимитирующий из трех производственных факторов, для чего рассчитывают максимально возможный объем продукции по каждому фактору при полном обеспечении всеми другими факторами;
2) по каждому производственному ресурсу определяют показатели экстенсивности и интенсивности;
3) определяется приращения экстенсивных и интенсивных показателей по каждому производственному фактору;
4) одним из методов факторного анализа определяют влияние экстенсивности и интенсивности на приращение продукции.
В качестве основных рыночных факторов, оказывающих влияние на объем производства и продаж продукции, принято рассматривать изменение конъюнктуры рынка, инфляционные процессы, изменение уровня потребительского спроса, сезонные колебания спроса.
Важным направлением анализа продукции является анализ ее качества. Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам (по другим критериям качества) и соответственно по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.
Объем продаж продукции зависит от многих факторов, но, с другой стороны, сам является фактором еще более обобщающих показателей – прибыли от продаж и капиталоотдачи.

31. Анализ безубыточного объема выпуска и реализации про­дукции.

Анализ безубыточности включает:

ü Сравнение безубыточного объема за несколько периодов (или сравнение с планом)
оценку степени безопасности организации в динамике

ü Кол-у. оценку влияния фактов на безу-ый объем произ-ва

ü Расчет планового объема производства для заданной суммы плановой прибыли

Безубыточный критический объем производства рассчит-ся из урав-я, основ-о на рав-ве выручки от продаж продукции и суммы постоянных и переменных издержек, вытек-ей из определения безубыточности:

Q*p=Cпост + С пер * Q

Где р – цена ед. прод-ии

Q – кол-во ед. произ-ой прод-ии

Спост – пост. Издержки в расходах на ед прод-ии

Спер – переем. Изд-ки в рас-х на ед. прод-ии

32. Основные производственные фонды в повышении интен­сификации производства. Анализ использования производственных фондов.

В эк литре исп-ют термины осн.фонды и осн. средства.

Учитывая что фонд – ден или матер-ые средства, предназначенные для определенных целей, имеющие определенное назначение их считают тождественными потому,

Осн. фонды – один из важнейших факторов любого производства, их состояние и эффективное исп-ие прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Анализ основных фондов может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности их использования.

Возможности анализа использования основных фондов ограничены низким уровнем организации оперативно – технического учета времени работы и простоев оборудования, их производительности и степени загрузки.

33. Анализ эффективности использования основных фондов, машин и оборудования.

Одно из направлений анализа основных средств – анализ эффективности их использования. Методика проведения анализа нацелена на выбор наилучшего варианта использования основных средств где главными особенностями явл-ся

ü Вариантность решений по использованию ОС

ü Нацеленность на перспективу

Обобщающим показателем эффективности использования ОС служит фондоотдача.

Fo = N/S

S – средняя первоначальная стоимость ос

N – объем продаж.

Рост фондоотдачи – один из факторов интенсивного роста объема продаж и главный фактор экономии ресурсов. Для выявления эффективности использования разных групп ос показатель фондоотдача рассчитывается по группам ос по совокупности ос по промышленно производственным средствам, т.е. за вычетом стоимости ос соц назначениея, по активной части промышленно – производственных средств (машин и оборудованию) Сопоставление темпов изменения фондоотдачи по разным группам ос дает возможность определить направления совершенствования их структуры.

34. Анализ экстенсивных и интенсивных факторов.роста по­казателя фондоотдачи основных средств.

Все факторы изменения фондоотдачи роста объема выпуска можно разделить на 2 группы

Интенсивные – произв-ть ед оборудования за 1 ч исп-ия полезного времени

Экстенсивные – факторы исп-ия рабочего времени и количество ед-ц оборудования.

Показатели состава оборудования и использования раб времени характеризуют экстенсивную форму использования оборудования. Интенсивность использования оборудования организации измеряется кол-ом произвееннной продукции на один станок в единицу времени (выроботкой)

35. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурса­ми. Оценка динамики численности и состава персонала.

Обеспеченность необходима для выявления возможности высвобождения персонала на отдельных участках произв-го цикла в рез-те соверш-ия условий труда или определения доп. Потребности в кадрах заданного профессионально квалификац уровня.

Рациональное исп-ие персонала – непременное условие беспрепятсвенности производственного процесса и успешно выполнения производственных планов.

В процессе анализа необходимо рассмотреть изменение структуры песонала производственного подразделения т.е. провести вертик.анализ.

Численность специалистов не всегда мб обеспечена из за отсутствия спец-в необ-ой квалиф-ии.

По хар-ру рабочие делятся на: основных и вспомогательных. В процессе анализа изучается соотношение между осн. и вспомог рабочими, устанавливается тенденция изменения этого соотношения.

Наряду с кол-м изучается качественный состав рабочих. Кот хар-ся их общеобразовательным и професс –квалификац-м уровнем.

Различают рабочих вып-х нормируемые и ненормируемые работы.

36.Анализ производит.труда, факторы. Анализ трудоемкости.

Произ-ть труда определяется кол-вом продукции, кот.производит рабочий за ед.времени(выработкой) или кол-вом времени, затраченным на изготовление ед.продукции (трудоемкостью).Распрастраненный показатель- выработка продукции в стоимостном измерении на одного среднесписочного работника.

Многочисленные факторы, влияющие на изменение производит.труда, объединяются в следующие группы: повышения технического уровня технологических систем; повышения организационного уровня; совершенствования организации труда.

Особенности факторного анализа производительности определяются преимущественно стохастической формой взаимосвязи изучаемого показателя с функциями организации.

Факторная модель среднегодовой выработки (мультипликативная) Вр = tч*D*в.

К факторам, влияющим на трудоемкость: технич.уровень производства; состояние организации производства; непроизводительные затраты времени в связи с выпуском брака и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow