Зависимость от импортной рабочей силы и амбиции «национализации кадров»

Иностранцы не только составляют большинство занятых в гражданском секторе экономики, но и широко представлены в вооруженных силах и спецслужбах стран Персидского залива, в чем таится определенная потенциальная угроза. Военными советниками и техническими консультантами работают западные специалисты, на контрактной же основе в армии и в органах внутренней безопасности служат выходцы из других арабских государств, а также из Ирана и Пакистана. Больше половины армейского состава ОАЭ укомплектовано оманцами и белуджами, среди офицерского состава преобладали выходцы из Иордании. До середины 80-х годов оманская армия состояла почти исключительно из белуджей и йеменцев, катарская — из оманцев, йеменцев, иорданцев и пакистанцев, кувейтская — из иранцев, иракцев и саудовских бедуинов. Со второй половины 80-х годов во всех монархиях Персидского залива стала активно проводиться политика национализации кадров в армии, то есть создания армии, состоящей из представителей коренного населения. В Саудовской Аравии иностранцам было запрещено служить в вооруженных силах, в Кувейте и Катаре армейский состав был реорганизован на национальной основе. Уволены были многие йеменские, палестинские, египетские и иранские военные. Тем не менее иностранцы продолжают численно преобладать в личном составе полиции, в некоторых родах войск, а советнические функции до сих пор находятся в руках западных военных специалистов.

Проблема нарастающей безработицы среди местного населения, конкуренция на рынке труда вызывают подъем радикальных антиправительственных настроений, активизацию исламских фундаменталистских движений.

Нарастает отчужденность и недоброжелательность в отношениях местных жителей с иностранцами. В странах Персидского залива отсутствует полноценное трудовое законодательство, которое бы регулировало права и обязанности наемных работников и работодателей. Трудовые контракты заключаются таким образом, чтобы лишить иностранцев возможности отстаивать свои права. По истечении срока действия контракта иностранные рабочие должны незамедлительно покидать страны пребывания. За малейшее нарушение условий контракта или проявление недовольства иностранцы могут быть высланы. Большинству рабочих запрещено ввозить свои семьи. Иностранцы, как правило, живут сегрегированно в отдельных кварталах городов. Часто одинокая жизнь тянется многие годы. Но люди соглашаются на это: ведь на родине их ожидала бы бедность и безработица. Здесь же минимальное жалованье неквалифицированного работника составляет почти 200 долл. в месяц, рабочий высокой квалификации может зарабатывать более 1000 долл.

Неравноправное положение иностранных рабочих по сравнению с местными жителями вызывает чувство неудовлетворенности и внутреннего протеста. Тем более что заработная плата местных специалистов значительно больше, чем иностранных (исключение делается только для западных специалистов). Это особенно болезненно воспринимается выходцами из арабских стран — людьми, которые давно проживают в нефтяных монархиях Персидского залива, внесли заметный вклад в их социально-экономическое развитие, но не получили адекватного вознаграждения.

Использование иностранцев остается весьма выгодным. Руководители частных компаний, вопреки политике национализации кадров, избегают нанимать местных жителей, избалованных льготами, так как это ведет к увеличению издержек на выплату заработной платы, а качество выполняемой работы зачастую снижается. Процесс национализации кадров пока протекает малоэффективно, хотя и ужесточены правила въезда с целью получения работы, расширены списки профессий и должностей, не подлежащих замене иностранцами, а частным компаниям предписаны ежегодные квоты повышения доли местных жителей среди рабочего состава.

Наиболее последовательно политики национализации кадров придерживается правительство Кувейта, где доля местных жителей в общем количестве занятых достигла 20%, хотя во многом это достигнуто за счет создания фиктивных государственных должностей. Власти Кувейта пытаются сократить разницу в величине заработной платы местных и иностранных специалистов, обязали работодателей оплачивать медицинскую страховку своим наемным рабочим. ОАЭ и Саудовская Аравия добились существенного снижения числа иностранцев, занятых в банковской сфере, в Омане доля местных трудовых ресурсов в частном секторе увеличилась до 20%. Однако это мало изменило существующее положение. В том же Омане многие частные фирмы, выполняя квоты государственной программы «оманизации», фиктивно нанимали местных жителей, платили им определенную сумму денег, отправляли домой, а вместо них работу выполняли иностранцы. Порой процессу национализации кадров препятствуют местные традиции и законодательство. Например, в Саудовской Аравии в качестве частных шоферов занято почти полмиллиона иностранцев, главным образом по той причине, что женщины здесь не имеют права водить машину.

Ежегодно во всех странах Персидского залива проводятся операции по выявлению иностранцев с просроченными визами и нелегалов; в некоторые годы только из одной Саудовской Аравии по этой причине выдворялось почти по миллиону человек.

Отдельные слои общества в нефтяных монархиях сопротивляются государственным программам национализации кадров. Многие владельцы частных компаний не желают лишиться дисциплинированной дешевой рабочей силы, а богатые семьи — дешевой многочисленной прислуги. По оценочным данным, в странах Персидского залива в качестве домашней прислуги работает около 3 млн чел.

Перечисление иностранными рабочими денежных средств в страны эмиграции сокращает ВВП государств Персидского залива на 10%4. Однако отток иностранной рабочей силы означал бы сужение потребительского спроса на продовольственные и промышленные товары и сокращение торгового оборота. Негативные последствия уменьшения числа иностранных специалистов не согласовываются с курсом правительств стран ССАГПЗ на развитие частного предпринимательства.

В ряде случаев происходили политические осложнения со странами — экспортерами рабочей силы. Правительства некоторых азиатских государств неоднократно подавали жалобы в Международную организацию труда (МОТ) по поводу дискриминированного положения иностранцев в монархиях Персидского залива. Это вызывало серьезные осложнения в отношениях ОАЭ с Индией, Катара с Филиппинами.

Иностранная рабочая сила остается важным фактором общественного и экономического развития стран Персидского залива. В ближайшем будущем эта ситуация вряд ли существенно изменится. Выдвинутая программа национализации кадров предполагает повышение доли местных трудовых ресурсов до 75% к 2020 г. в большинстве секторов экономики, в том числе в промышленности и банковском деле. Однако выполнение этой программы представляется маловероятным.

4 По данным Арабского валютного фонда; в 2000 г. сумма переводов за рубеж, осуществленных иностранными рабочими, составила 25 млрд долл., две трети которых были направлены в страны Азии. 15,4 млрд долл., или 62% всех переводов были сделаны из Саудовской Аравии. — Прим. ред.

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: