Проблема свободы выбора

Нелли Пащук

Сдаем ЕГЭ по русскому языку

С опорой на литературу

«Литература» (изд. дом «Первое сентября», №№7-10, 2010г.)

Вновь обращаюсь к теме ЕГЭ по русскому языку – конкретно к части С1 (сочинение по исходному тексту). Технология текстовой деятельности была представлена мной в цикле учебных занятий, опубликованных в газете «Литература» в 2008 году. Настало время поговорить о читательской компетенции выпускников, в частности, о тех примерах, которые они приводят в своих работах. Признаюсь, не иначе как легким поклоном в сторону литературы их не назовешь. В лучшем случае укажут произведения со сходной тематикой. Ни конкретного эпизода, ни имен героев, ни анализа (даже слабого намека!) их действий, поступков в работах не увидишь – догадайтесь, мол, сами, в каком эпизоде, с каким героем происходят аналогичные события. В худшем – перепутают все на свете, начиная с автора, названия книги, жанра, заканчивая произведением, не имеющего к указанной проблеме никакого отношения. Сплошная фактологическая неточность – одним словом, «в повести Чехова «Шинель», «в романе Пушкина «Недоросль».

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни

Жизнь – это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казенной надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут под защиту Захара, на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достает» («Обломов»). В длинном кортеже дней только и делают они, что приближают свои похороны. Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая свое духовное «я». Один из них – Пьер Безухов – герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

В начале своего пути Пьер далек от истины: восхищается Наполеоном, говорит глупости о революции, вовлечен в компанию «золотой молодежи», участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым, разрыв брачных отношений. И как итог – полная утрата смысла жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» - эти вопросы бессчетное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни после встречи с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живет человек – к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая свое духовное «я».

Проблема свободы выбора

Что такое свобода выбора?

Когда человек начинает задумываться о выборе пути?

Какие открытия он совершает на жизненном пути?

Всем нам известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: «Направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя, и коня потеряешь». Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжен с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо – значит пойти стезей правды, ложный путь кривды – это налево, а прямо – это путь восхождения «через тернии к звездам». И каждый из нас выбирает свой путь: одни идут дорогой правды, другие ищут путь полегче, третьи и вовсе теряются на этом пути.

Есть у писателя Ивана Шмелева удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имен узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто – великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину – лик святой Цецилии – не хуже именитых Ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: «Велико твое дарование, стань вольным в вольной стране». Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой – в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой – исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: «Помни Илья: народ породил тебя – народу и послужить должен!» Таков был свободный выбор «несвободного» талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: