В условиях коренной перестройки экономики, перехода всех отраслей народного хозяйства на рыночные отношения роль транспорта в эффективном использовании ресурсного потенциала России значительно возрастает. Сейчас, как никогда, требуется в сравнительно короткие сроки завершить перестройку системы управления транспортным комплексом, способную не только гарантировать надежность и безопасность его работы, но и провести реформу самого транспорта, обеспечить завершение его вхождения в рыночную экономику.
В период административно-командных методов управления народным хозяйством в России основной целью государственной транспортной политики была необходимость обеспечёния экономической эффективности каждого в отдельности вида транспорта. Система управления включает шесть автономных транспортных министерств, непосредственно руководящих транспортной деятельностью отдельного вида транспорта. Каждое министерство в своих интересах разрабатывало план экономического и социального развития своей подотрасли, создавало собственную нормативно-правовую базу, проводило научно-техническую и технологическую политику, формировало финансовую, инвестиционную, налоговую и тарифную системы, осуществляло собственные меры в области экологии, безопасности и в социальной сфере.
Провозглашавшееся в стране создание единой транспортной системы, направленной на полное удовлетворение народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными затратами и возможностью использования каждого вида транспорта в сфере наибольшей эффективности, оказывалось практически невыполнимым и парадигмой периода плановой экономики, отражающей ее превосходства перед другими системами.
В условиях административно-командных методов управления экономикой на содержание и развитие транспортного комплекса направлялось 20% национального дохода страны, объемы перевозок строго детерминировано устанавливались контрольными цифрами пятилетних планов с безусловным их выполнением. Организационные структуры транспортной отрасли полностью соответствовали такому ведомственному подходу функционирования.
Ни одна страна мира не имела такого количества транспортных министерств и ведомств. В условиях плановой экономики использовался программно-целевой метод распределения ресурсов и затратный механизм их реализации с помощью командно-административных организационных структур. Действовавший плановый механизм хозяйствования создал такую структуру управления, которая не могла существовать без центрального органа, который, наряду с командно-административными функциями, занимался перераспределением средств между нижестоящими организационными структурами.
Экономика рыночных отношений потребовала совершенно нового подхода к управлению транспортом. Предпринятые попытки приспособить старые организационные структуры плановой экономики к рыночным отношениям, превращал министерства в концерны, концерны в департаменты, положительного результата не принесли.
Вместе с тем проведенные научные исследования и подготовленные Академией транспорта по заданию Министерства транспорта РФ рекомендации, направленные на реформирование транспорта России, не позволили в полной мере решить проблему проведения глубоких преобразований системы управления транспортным комплексом.
Весьма ограничены возможности использования зарубежного опыта управления транспортом из-за существенных различий в структурах транспортных систем, уровнях развития материально-технической базы, сферах использования, а также территориальных и других особенностей, характерных для транспорта России.
Отсюда возникла необходимость создания совершенно новой системы управления транспортом страны в условиях рыночной экономики.
Основная идея концепции перестройки управления транспорта России в условиях рынка заключается в создании органического сочетания принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования всем транспортным процессом.
Это объясняется тем, что в соответствии с Указом Президента РФ «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации» от 24.12.1993 г. №228 транспортная сеть наземных, водных и воздушных путей сообщения, являясь наиболее фондоемкой частью транспорта и обеспечивающая пропускную способность транспортной сети, не подлежит приватизации и оставлена в государственной собственности. В то же время подвижной состав и перегрузочные средства, определяющие провозную способность транспортной системы, находятся в различных формах негосударственной собственности (индивидуальные владельцы, арендные, кооперативные акционерные и совместные предприятия, иностранные компании).
Вместе с тем регулирование рыночных отношений между видами транспорта должно обеспечиваться государственными органами, деятельность которых как полностью самостоятельных субъектов должна создавать условия для развития рыночных отношений в интересах всего общества, одновременно существенно ограничивая отрицательные проявлений стихийного нерегулируемого рынка.
В целях повышения надежности и эффективности деятельности транспорта в условиях рынка в его структуру наряду с государственными органами должны входить коммерческие посреднические фирмы в виде транспортных агентств или бирж, выполняющих функции формирования транспортных потоков.
Следует иметь в виду, что в условиях цивилизованного рынка государство, являясь собственником транспортной сети, должно выступать на бирже транспортных услуг как торговый партнер владельцев перевозочных и перегрузочных средств всех форм собственности.
Появление большого количества независимых собственников на транспортной сети вызвало необходимость существенной децентрализации вертикальных связей и значительного увеличения их на горизонтальном уровне.
На начальном этапе формирования рыночных отношений в транспортной отрасли необходимо было создать однообразную структуру управления на всех его видах, что должно было обеспечить принцип совместимости выполнения технических процессов.
Новая система управления транспортом должна отвечать требованиям коммерческой самоорганизации и государственного регулирования и быть построена на основе следующих принципов:
- сочетания экономических (тарифы, налоги, дотации, кредиты и др.), правовых (законодательные и нормативные акты, лицензии на транспортную деятельность и др.) и административных форм регулирования;
- создания равных условий для развития и функционирования в транспортном комплексе предприятий всех форм собственности;
- обеспечения технологического единства основных транспортных подсистем и управления всеми видами транспорта в целом; наличия единого федерального органа управления всеми видами транспорта, вырабатывающего общую транспортную политику правительства и реализующего основные государственные программы в области транспорта;
- широком делегировании федеральным органом управления России своих полномочий по управлению транспортом государственным региональным органам, а последними - их линейным подразделениям.
Для практической реализации главной идеи концепции управления транспортом, основанной на органическом сочетании принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования, необходимо было создать две ветви управления транспортом: государственную и коммерческую.
Специфические функции управления транспортным производством Механизм обмена услугами между сферами материального производства в современных условиях превратился в сложную, многоотраслевую транспортную систему, характеризующуюся огромным количеством транспортных предприятий, тесно взаимосвязанных друг с другом и обслуживающих многие тысячи объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Эта сложная система общественно-производственной деятельности людей, связанной с перемещением готового продукта из места производства в другое место, пространственно отделенное от него, и является предметом науки управления на транспорте.
Задача
- доля выхода пассажиров с транзитных поездов kвых = 0,15;
- коэффициент населенности пассажирских (транзитных и местных) и пригородных поездов kн = 0,9;
- распределение прибывающих пассажиров по районам города:
Таблица 1 – Распределение пассажиропотоков по прибытию по районам города
№ п/п | , км | Доля пассажиропотока, приходящаяся на район, |
0,12 | ||
0,16 | ||
0,10 | ||
0,15 | ||
0,05 | ||
0,12 | ||
0,20 | ||
0,10 |
- распределение прибывающих пассажиров по видам транспорта
Таблица 2 – Распределение районных пассажиропотоков по видам транспорта
Район | Вид транспорта * | доля пассажиров, использующих для выезда с вокзала j-й вид транспорта j |
Автобус (1) | 0,50 | |
Трамвай (3) | 0,30 | |
Микроавтобус (4) | 0,20 |
продолжение таблицы 2
Автобус (1) | 0,60 | |
Микроавтобус(4) | 0,10 | |
Троллейбус(2) | 0,30 | |
Автобус (1) | 0,50 | |
Трамвай (3) | 0,30 | |
Микроавтобус (4) | 0,20 | |
Автобус (1) | 0,60 | |
Микроавтобус (4) | - | |
Троллейбус (2) | 0.40 | |
Автобус (1) | 0,80 | |
Трамвай (3) | - | |
Микроавтобус(4) | 0,20 | |
Автобус (1) | 0,50 | |
Микроавтобус (4) | - | |
Троллейбус (2) | 0,50 | |
Автобус (1) | 0,50 | |
Трамвай (3) | 0,40 | |
Микроавтобус (4) | 0,10 | |
Автобус (1) | 0,45 | |
Микроавтобус (4) | - | |
Троллейбус (2) | 0,55 |
* - в скобках указан порядковый номер вида транспорта, используемого в системе городского пассажирского транспорта города: (1) –автобус; (2) – троллейбус; (3) – трамвай; (4) – микроавтобус.
- вместимость, :
Таблица 3 – Расчетные значения вместимости транспортных средств по видам транспорта
Вид транспорта | Вместимость, , пасс. |
автобусов | |
троллейбусов | |
трамваев | |
микроавтобусов |
- скорость движения на маршрутах, , км/ч:
Таблица 4 – Расчетная скорость движения транспортных средств на маршрутах
Вид транспорта | Скорость, , км/ч |
автобусов | |
троллейбусов | |
трамваев | |
микроавтобусов |
Количество прибывающих пассажиров в поездах за интенсивный период рассчитывается по формуле (1):
, пасс. (1)
где n - количество соответствующих поездов прибывающих за интенсивный период,
b - вместимость соответствующих поездов,
kн - коэффициент населенности,
kвых - коэффициент выхода пассажиров с транзитных поездов.
, пасс.
Распределение пассажиров по районам города:
, пасс. (2)
где Аi - количество пассажиров в соответствующей i- й район города;
- распределения общих пассажиров по соответствующим і-м районам.
Таким образом,
,пасс. ,пасс.
,пасс. ,пасс.
,пасс. ,пасс.
,пасс. ,пасс.
Распределение пассажиров по видам транспорта с каждого i- го района:
, пасс (3)
где - количество прибывающих в i- й район пассажиров, выезжающих на j- м виде транспорте;
j - доля пассажиров, использующих для выезда с вокзала j-й вид транспорта.
Таким образом,
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс. , пасс.
, пасс.
, пасс.
, пасс.
Расчетный интервал между транспортными единицами по каждому району и по каждому виду транспорта определяется по формуле:
, мин. (4)
где - продолжительность интенсивного периода,
— требуемое количество транспортных единиц;
Таким образом,
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
, мин. , мин.
Потребное количество транспортных средств рассчитывается по формуле:
, т.с. (5)
где - количество пассажиров по каждому району на j- м виде городского транспорта;
- расчетная вместимость.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с.
Требуемое количество транспортных единиц на маршрутах городского транспорта по данным о длине маршрутов скорости и движения произвести по данным таблиц 1,2,3,4
Потребное количество транспортных единиц на j- м маршруте для i- го района:
т.с. (6)
где - время полного оборота подвижного состава, мин.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с. , т.с.
, т.с.
Продолжительность оборота подвижного состава на маршруте рассчитывается по формуле:
, мин, (7)
где - - протяженность j- того маршрута, м;
- скорость движения j- того вида городского транспорта, км/ч;
60 – переводной коэффициент для получения времени, мин;
4 – время простоя подвижного состава в пунктах оборота, мин.
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин ,мин
,мин
Общее потребное количество j- того подвижного состава на всех маршрутах городского транспорта для вывоза пассажиров с железнодорожного вокзала определяется:
, т.с. (8)
, т.с.
, т.с.
, т.с.
, т.с.
Таким образом, для обеспечения вывоза прибывших пассажиров с железнодорожного вокзала за интенсивный период прибытия пассажирских поездов потребуется:
- автобусов – 73 шт;
- троолейбусов – 47 шт;
- трамваев – 20 шт;
- микроавтобусов – 48 шт.
Список литературы
1. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте: Справочник / А. В. Крейнин, Н. И. Узиков, Г. В. Фомин и др.; Под ред. Г. В. Фомина. – М.: Транспорт, 1990. – 224 с.
2. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте / П. С. Грунтов, Ю. В. Дьяконов, А. М. Макарочкин и др. – М.: Транспорт, 1994.
3. Взаимодействие видов транспорта: Методические указания/ Н.Н.Коренякина, И.А.Мрулишвили, В.Г.Плахова; - РГУПС.: Ростов-на-Дону, 2005. – 16 с.