Оценка контрольных диктантов

С помощью контрольных диктантов проверяются, навыки пра­вописания, поэтому диктант оценивается одной оценкой.

В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматический и прочие разборы), ста­вятся две отметки (отдельно за каждый вид работы).

В подготовительном и I классах на проверочную работу отво­дится не более 20 минут, во II и III классах — не более 35 минут, в IV и V классах — до 40 минут.

В подготовительном классе диктант следует практиковать лишь со второго полугодия. Даются слоги, слова и короткие предложе­ния, неоднократно проанализированные на уроках грамоты и произношения.

В I классе текст диктанта должен состоять из слов и предложе­ний, неоднократно проанализированных на уроках грамоты и про­изношения, а на уроках развития речи должна быть подготовлена лексико-грамматическая сторона материала.

В текущем контрольном диктанте основную часть могут со­ставлять слова на только что изученные правила, а в итоговом | контрольном диктанте — и слова на.правила, отработанные ранее. | Объем слов диктанта увеличивается постепенно, в каждой чет­верти на 4—6 слов, за год — на 12—15 слов.

Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года)

:

Класс Количество слов
Подготовительный 15 — 20 слов или слогов
I 20—30
II 35—40
III 45—55 "
IV 60—70
V 70—80

Примечание. Если диктант сопровождается грамматичес­ким заданием, объем его может быть сокращен на 10—12 слов. Диктант оценивается так:

Отметка «5» ставится, если нет орфографических ошибок. Допустимо одно исправление и 1—2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка.

Отметка «4» ставится, если допущены 1—3 орфографические ошибки и не более 2—3 дисграфических ошибок.

Отметка «3» ставится, если допущено» 5—6 орфографических, ошибок и не более 4—5 специфических ошибок.

Отметка «2» ставится, если допущено 8—9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.

У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осу­ществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. При наличии в классе значительного количества детей с нару­шениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем материала для диктанта может быт уменьшен.

Учащимся, имеющим нарушения моторики, не следует снижать! оценку за почерк.

Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущен­ными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.

Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика.

К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся:

а) смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования (например звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуск» вместо бабушка, «тверь» вместо дверь, «Лупа» вместо Люба, «салас» вместо шалаш, «топол» вместо топор);

б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «двевь» — дверь, «граниф» — графин, «увйдела» — увидела).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: