С помощью контрольных диктантов проверяются, навыки правописания, поэтому диктант оценивается одной оценкой.
В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматический и прочие разборы), ставятся две отметки (отдельно за каждый вид работы).
В подготовительном и I классах на проверочную работу отводится не более 20 минут, во II и III классах — не более 35 минут, в IV и V классах — до 40 минут.
В подготовительном классе диктант следует практиковать лишь со второго полугодия. Даются слоги, слова и короткие предложения, неоднократно проанализированные на уроках грамоты и произношения.
В I классе текст диктанта должен состоять из слов и предложений, неоднократно проанализированных на уроках грамоты и произношения, а на уроках развития речи должна быть подготовлена лексико-грамматическая сторона материала.
В текущем контрольном диктанте основную часть могут составлять слова на только что изученные правила, а в итоговом | контрольном диктанте — и слова на.правила, отработанные ранее. | Объем слов диктанта увеличивается постепенно, в каждой четверти на 4—6 слов, за год — на 12—15 слов.
|
|
Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года)
:
Класс | Количество слов |
Подготовительный | 15 — 20 слов или слогов |
I | 20—30 |
II | 35—40 |
III | 45—55 " |
IV | 60—70 |
V | 70—80 |
Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен на 10—12 слов. Диктант оценивается так:
Отметка «5» ставится, если нет орфографических ошибок. Допустимо одно исправление и 1—2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка.
Отметка «4» ставится, если допущены 1—3 орфографические ошибки и не более 2—3 дисграфических ошибок.
Отметка «3» ставится, если допущено» 5—6 орфографических, ошибок и не более 4—5 специфических ошибок.
Отметка «2» ставится, если допущено 8—9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.
У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осуществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. При наличии в классе значительного количества детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем материала для диктанта может быт уменьшен.
Учащимся, имеющим нарушения моторики, не следует снижать! оценку за почерк.
Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
|
|
Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика.
К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся:
а) смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования (например звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуск» вместо бабушка, «тверь» вместо дверь, «Лупа» вместо Люба, «салас» вместо шалаш, «топол» вместо топор);
б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «двевь» — дверь, «граниф» — графин, «увйдела» — увидела).