Органы управления и подачи питания

.1 Органы управления механизмами грузо­подъемных устройств должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы направление движения рукояток, рычагов или маховиков соответствовало направлению движения груза, а



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



именно: вращение маховика по часовой стрелке должно соответствовать подъему груза, уменьше­нию вылета (подъем стрелы) и повороту вправо; перемещение вертикального рычага на себя или горизонтального вверх — подъему груза или уменьшению вылета; перемещение рычага вправо — повороту вправо.

.2 Рукоятки, рычаги и маховики в нулевом и рабочих положениях (при ступенчатом регули­ровании) должны фиксироваться и иметь обозначения. Под фиксированием понимается удержание органа управления в нулевом или рабочих положениях, требующее для вывода из этого положения усилия большего, чем для движения между фиксированными положениями.

Кроме того, следует предусмотреть устройство для блокировки рукояток, рычагов и маховиков в нулевом положении.

Расположение рукояток, рычагов, маховиков и педалей должно обеспечивать удобное пользование ими.

.3 Органы управления грузоподъемных устройств должны обеспечивать исключение одновременной работы более чем двух механизмов. Это требование не относится к устройствам, в конструкции которых предусматривается совме­щение большего числа движений.

.4 Усилие, требующееся для элементов управле­ния, не должно превышать 120 Н при ручном приводе и 300 Н при ножном приводе. Усилие, требующееся для управления часто используемых элементов управления, не должно превышать 40 Н. Для редко используемых органов управления может быть допущено усилие не более 160 Н.

Ход рычага управления не должен превышать:

60 см при ручном управлении,

25 см при ножном управлении.

.5 При кнопочном управлении каждому направлению движения должна соответствовать отдельная кнопка.

Кнопки управления должны иметь пружинное или иное устройство для самовозврата в положение «Стоп», когда оператор снимает руку или ослабляет ее усилие. Это устройство не должно требовать усилий, вызывающих усталость оператора.

.6 Органы управления и контрольные приборы должны быть расположены на посту управления таким образом, чтобы можно было легко охватить их взглядом. На них должны быть отчетливо и прочно нанесены направления вызываемых ими движений или функций.

Рычаги для пуска должны иметь условное изображение и надпись, обозначающие направление перемещения для пуска данного устройства.

Надписи должны быть на русском и английском языках.


.7 Органы управления (контроллеры, рубиль­ники, кнопки) грузоподъемных устройств, пред­назначенных для транспортировки опасных грузов или для эпизодической транспортировки людей в рабочих клетях, а также органы управления, применяемые при переносном дистанционном управлении, должны иметь устройство для самовозврата в нулевое положение.

Если при дистанционном управлении оператор не видит барабана лебедки, то должна быть обеспечена правильная навивка троса на барабан (см. также 1.5.5.7).

.8 Клапаны подключения паропроводов к механизму подъема должны располагаться в непосредственной близости к механизму, быть доступными в любое время и легкими в обслужи­вании.

.9 Маховики для пуска в эксплуатацию должны иметь условное изображение и надпись, обозна­чающие направление вращения для открывания и пуска устройств в эксплуатацию.

.10 Если грузовая лебедка снабжена передачей с переменной скоростью и если положение рычагов изменения скорости в нейтральном положении создает возможность свободного вращения барабана, то со стороны барабана должен быть предусмотрен запасной тормоз согласно требова­ниям 1.5.2.10 Рычаг изменения скорости передачи должен иметь соответствующее блокирующее устройство, исключающее возможность отключения передачи во время подъема или опускания груза.

.11 Питание катушки электромагнитного тормоза должно исключать возможность случайной подачи энергии при генераторном режиме работы двигателя, блуждающими токами или в результате пробоя изоляции.

.12 У грузоподъемных устройств с электрическим приводом подача питания на электродвигатели должна быть возможна лишь после того, как соответствующие рукоятки, маховики и рычаги постов управления будут установлены в нулевое положение.

На посту управления или вблизи него рекомендуется предусмотреть сигнализацию о наличии напряжения в сети питания, а также визуальную сигнализацию о включении или выключении электропривода.

.13 Короткие замыкания, а также другие неисправности в цепях управления электрическими приводами не должны приводить к запуску или продолжению их работы, растормаживанию тормозов или сохранению их в расторможенном состоянии.

При отсутствии подачи энергии в цепях управления все включенные в данный момент приводные механизмы должны автоматически остановиться также и в том случае, если органы управления не находятся в нулевом положении.


2 Нормы расчета




.14 Цепи управления с независимыми электри­ческими приводами вьюшек топенантов и контрот­тяжек с собственным приводом должны исключать возможность включения или продолжения работы этих приводов при грузе на гаке.

Вместо блокировки допускается обеспечение возможности включения указанных приводов только уполномоченными лицами экипажа.

.15 Непосредственно у поста управления грузоподъемными устройствами в пределах вытя­нутой руки оператора должна быть установлена кнопка или выключатель безопасности для отключения главной цепи электрического привода. Они должны быть окрашены в красный цвет и снабжены надписью «СТОП».

Для гидравлических приводов с механизмом самовозврата рычагов управления в нулевое положение выключатель не требуется.

.16 В главной цепи грузоподъемного устройства должен быть установлен выключатель, доступный только для уполномоченных лиц экипажа, либо должна быть обеспечена возможность запирания выключателя в отключенном состоянии.


.17 Применение неизолированных троллейных проводов для питания передвижных грузоподъемных устройств не допускается.

.18 Должна быть исключена возможность произвольного включения электрического привода.

Электродвигатель механизма подъема должен запускаться только после выхода рукоятки управления из нулевого положения.

1.6 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.6.1 С целью предотвращения искрообразования при использовании грузоподъемных устройств, расположенных на палубах нефтеналивных, нефтесборных судов, газовозов, химовозов и других подобных судов, такие детали, как гаки, скобы, вертлюги, цепи и т.п. должны быть выполнены как искробезопасные в соответствии с признанными стандартами.


2 НОРМЫ РАСЧЕТА


2.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ


2.2 РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ И НАПРЯЖЕНИЯ



2.1.1 Методы расчета усилий и напряжений в
элементах грузоподъемных устройств Правилами не
регламентируются, однако Регистр может в
отдельных случаях потребовать применения
одобренных им методов расчета.

Рекомендуемые методы расчетов грузоподъем­ных устройств приведены в Сборнике нормативно-методических материалов Регистра СССР, книга вторая, 1980.

2.1.2 На механизированные стрелы, подъемники
типа кран-балок и тельферов распространяются
применимые к ним нормы расчета судовых кранов,
а на подъемники типа талей (гиней) и горденей —
нормы расчета судовых грузовых стрел.

Последнее с учетом особенностей, указанных в 2.2.2 и 2.3.16, распространяется также на съемные детали (грузозахватные приспособления).

На краны для плавучих буровых установок распространяются нормы расчета судовых кранов с учетом особенностей их эксплуатации.


2.2.1 Расчетные нагрузки для судовых грузовых
стрел, судовых кранов и подъемников, верхних
строений плавучих кранов и крановых судов,
судовых лифтов и судовых подъемных платформ
приведены в соответствующих разделах настоящих
Правил.

2.2.2 В качестве расчетной нагрузки для съемных
деталей принимается вес безопасно поднимаемого
груза и собственный вес.

Для спредеров следует принять, что центр тяжести контейнера смещен относительно поло­жения центра объема контейнера на 1/10 его ширины и длины.

Для спредеров следует также принять особый случай нагрузки, при котором полезная нагрузка воспринимается только тремя захватными пово­ротными головками.

Для съемных деталей с подвешиванием на четырех ветвях без выравнивания длин следует доказать обеспечение прочности для случая, когда при невыгодном приложении полезной нагрузки нагружены только три ветви.



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



2.2.3 При расчетах механизмов грузоподъемных
устройств должны быть учтены следующие поло­
жения:

.1 расчетные нагрузки механизмов должны определяться с учетом нагрузок грузоподъемного устройства и условий определения усилий в конструктивных элементах;

.2 запасы прочности деталей механизмов должны быть не менее запасов прочности металлоконст­рукций грузоподъемных устройств;

.3 зубчатые передачи должны удовлетворять условиям 4.2.2.8 части IX «Механизмы» Правил классификации и постройки морских судов.

2.2.4 Величина потерь на трение в шкивах блоков
и при изгибе тросов на шкивах принимается равной
5% на каждый шкив с подшипником скольжения и
2 % — с подшипником качения.

Изменение усилий в конструктивных элементах грузоподъемного устройства при перемещении тросов по блокам должно учитываться по самому неблаго­приятному для каждого элемента движению или совокупности движения (подъем или опускание груза или стрелы).

2.2.5 При расчете сжатых и сжатоизогнутых
стержней с достаточной степенью точности должно
быть учтено влияние продольных сил с учетом
эксцентриситета их приложения, строительной
погиби и начальной кривизны от собственного веса
на величину напряжений (см.также 2.3.12).

2.2.6 Если в сечении действуют нормальное и
касательное напряжения, должно определяться
приведенное напряжение апр, МПа, вычисленное по
формуле

(2.2.6)

где а — нормальное напряжение в рассматриваемом сечении,

МПа;

т — касательное напряжение в рассматриваемом сечении, МПа.


По этим напряжениям должна производиться проверка условий прочности.

2.2.7 Расчетный модуль упругости стальных
тросов принимается равным 98 ГПа.

2.2.8 При расчете на прочность клепаных или
болтовых конструкций площади и моменты
сопротивления сечений определяются за вычетом
отверстий. При расчете на устойчивость вычет на
отверстия не требуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: