Допускаемые напряжения, запасы прочности и устойчивости

2.3.1 При действии расчетных нагрузок
напряжения в металлоконструкциях судовых
грузоподъемных устройств не должны превышать
допускаемых величин, приведенных в табл. 2.3.1.

Для мачт при одновременной работе нескольких легких одиночных стрел допускаемые напряжения могут быть приняты 0,5 предела текучести материала R^.

Для мачт, раскрепленных стоячим такелажем, допускаемые напряжения должны приниматься на 10 % меньше указанных выше.

Для грузоподъемных устройств с ручным приводом допускаемые напряжения могут быть приняты 0,6 предела текучести материала ReH.

Допускаемая рабочая нагрузка (SWL) тросов (стальных, растительных и синтетических) не должна быть больше гарантированной разрывной нагрузки i^, установленной при испытании образца (при указанных тросах), разделенной на коэффициент запаса прочности согласно табл. 2.3.7 и табл. 2.3.8.

2.3.2 В величины допускаемых напряжений
табл. 2.3.1 введены коэффициенты динамичности
действия нагрузок, равные:

\|/н=0,7Ле#/ст, (2.3.2-1)

где фн — нормативный коэффициент динамичности, определяемый как отношение ожидаемого наибольшего

Таблица 2.3.1


  Допускаемое Запас прочности Коэффициент Максимальная скорость подъема или
Грузоподъемность, напряжение в долях   динамичности, опускания груза, при которой расчетная
т от предела текучести   фн = 0,7ReII/o проверка коэффициента динамичности фн не
  материала a/ReH     обязательна, м/с
5 и менее 0,40 2,50 1,75 1,00
  0,42 2,38 1,67 0,89
  0,44 2,27 1,59 0,78
  0,46 2,18 1,52 0,69
  0,48 2,08 1,46 0,61
  0,50 2,00 1,40 0,53
  0,54 1,85 1,30 0,40
  0,57 1,76 1,23 0,31
  0,59 1,70 1,19 0,25
75 и более 0,60 1,67 1,17 0,22
Примечание Промежуточные значения определяются интерполяцией.  

2 Нормы расчета




динамического усилия к статическому усилию при действии расчетной нагрузки; К-ен!<5 — запас прочности по табл. 2.3.1.

При максимальной скорости подъема или опускания груза, большей чем 1,33 (\|/н—1) м/с, необходима расчетная проверка коэффициента динамичности, которая может производиться по формуле

4^=1+0,318 —^^, (2.3.2-2)

где ф — коэффициент динамичности, представляющий отношение динамического усилия к его статической величине;

v — наибольшая скорость перемещения груза, м/с; /ст — расчетное вертикальное смещение точки подвеса груза (включая изменение длины троса) при статическом действии усилия от веса груза, соответствующего грузоподъемности, м.

Если при этом вычисленный коэффициент динамичности \|/ окажется больше \|/н, то допускаемые напряжения, указанные в 2.3.1, должны быть умножены на отношение \|/н/\|/; если вычисленный коэффициент окажется равным или менее \|/н, то эти напряжения принимаются равными приведенным в 2.3.1.

По согласованию с Регистром расчет коэффициента динамичности можно производить другими методами.

2.3.3 При определении допускаемых напряжений
для металлоконструкций в качестве расчетного
предела текучести должна приниматься его
величина, гарантированная стандартом или
техническими условиями; однако во всех случаях
расчетный предел текучести должен приниматься не
более чем 0,70 наименьшего предела прочности
(временного сопротивления), гарантированного
стандартом или техническими условиями.

2.3.4 Допускаемые напряжения, указанные в
2.3.1, относятся к деформациям растяжения, сжатия
и изгиба, а также к приведенным напряжениям.
Рекомендуемые коэффициенты перехода к
допускаемым напряжениям для других видов
деформации, а также для расчета сварных,
заклепочных и болтовых соединений приведены в
Сборнике нормативно-методических материалов
Регистра СССР, книга вторая, 1980.

2.3.5 Конструкция и размеры заменяемых
деталей должны обеспечивать отсутствие
остаточных деформаций при испытании их пробной
нагрузкой согласно 10.2.1 и отсутствие разрушения
при испытании их предельной нагрузкой согласно
10.2.9 Детали, изготовленные по стандартам и
техническим условиям, согласованным с Регистром,
считаются удовлетворяющими этому условию.

Допускаемые напряжения для нестандартизи-рованных несъемных деталей должны приниматься


не более допускаемых напряжений для металло­конструкций (2.3.1 — 2.3.4).

2.3.6 Запас прочности цепей топенантов, шкентелей,
контроттяжек и съемных деталей относительно
разрывной нагрузки должен быть не менее 4.

Запас прочности калиброванных цепей, работающих на звездочках в подъемниках с ручным приводом, должен быть не менее 3,2. Для цепей, работающих на звездочках в подъемниках с механическим приводом, запас прочности в каждом случае является предметом специального рассмотрения Регистром.

2.3.7 Запас прочности стальных тросов
относительно разрывной нагрузки троса в целом
должен быть не менее указанного в табл. 2.3.7.

Таблица 2.3.7

Тросы стальные Запас прочности при грузоподъемности, т
Шкентели, топенанты и тали оттяжек стрел, грузовые и стреловые тросы кранов, тросы съемных деталей 10 и менее 11 — 160 161 и более
  104  
8,85-S(FL+1910
Ванты и штаги, ман-тыли оттяжек, контр­оттяжки 10 и менее   50 и более
  3,5  

2.3.8 Запас прочности тросов из растительного
волокна относительно разрывной нагрузки троса в
целом должен быть не менее указанного в табл. 2.3.8,
а из синтетического — не менее 10.

2.3.9 Запас устойчивости должен быть не менее
запаса прочности (относительно предела текучести)
на сжатие того же элемента.

Таблица 2.3.8

Номинальный диаметр растительного троса, мм Запас прочности
12 14— 17 18 — 23 24 — 39 40 и более 12 10 8 7 6

2.3.10 Сжатые стержни должны проверяться на
общую, а тонкостенные их элементы — на местную
устойчивость. Если они удовлетворяют требованиям
4.3.3, не требуется проверки трубчатых конструкций на
местную устойчивость.

Балки, работающие на поперечный изгиб, должны проверяться на обшую устойчивость, а их вертикальные стенки и сжатые пояски — на местную.

2.3.11 Критическая сила центрально-сжатых
стержней должна определяться с учетом начальных
эксцентриситета продольных сил и искривления,
суммарная величина которых должна приниматься
не менее 0,001 длины стержня.



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



2.3.12 Стальные судовые стрелы могут рассчи­
тываться по условному запасу устойчивости, опреде­
ленному с учетом изменения сечения по длине стрелы,
но без учета начальных эксцентриситета и искривле­
ния. Величина этого запаса должна быть не менее 4,5.

2.3.13 Гибкость каждой из ветвей центрально-
сжатых стержней составного сечения на участке
между соединительными элементами (планками или
решетками) не должна превышать 40.

2.3.14 Гибкость сжатых и растянутых элементов
металлоконструкций не должна превышать величин,
указанных в табл. 2.3.14.

Таблица 2.3.14

Элементы металлоконструкции Гибкость элементов
сжатых растянутых
Пояски главных ферм Одностержневые конструкции стрел, колонн и мачт Остальные стержни главных ферм и пояски вспомогатель­ных ферм Все прочие стержни 120 150 150 250 150 180 250 350

При определении гибкости расчетная длина принимается с учетом вида закрепления на концах. Гибкость определяется в плоскостях главных моментов инерции.

Для судовых стрел может быть допущена гибкость 175, а при осевом усилии 19,60 кН и менее — 200.


2.3.15 При действии расчетных нагрузок напряжения в металлоконструкциях верхних строений не должны превышать допускаемые напряжения, приведенные в табл. 2.3.15 с учетом указаний 2.3.3 и 2.3.4.

Таблица 2.3.15

Комбинация максимальных нагрузок Допускаемые напряжения в долях предела текучести
Рабочее состояние Нерабочее состояние 0,70 0,75

Для верхних строений простейшей конструкции при использовании расчетных нагрузок как для судовых кранов (см.6.2.3) допускаемые напряжения должны приниматься в соответствии с 2.3.1.

2.3.16 При действии нагрузок в соответствии с 2.2.2 напряжения, возникающие в стальных конструкциях съемных деталей, не должны превышать приведенных в табл. 2.3.1

При испытаниях съемных деталей пробной нагрузкой возникающие напряжения не должны превышать 0,&ReH.

При расчете подшипников качения съемных деталей статический коэффициент запаса при нормальной нагрузке должен быть не менее 1,2.

Удельное давление между поворотной захватной головкой спредера и угловым фитингом контейнера при статической нагрузке не должно превышать 50 МПа.


3 МАТЕРИАЛЫ И СВАРКА


3.1 МАТЕРИАЛЫ

3.1.1 Материалы, применяемые для изготовления
несущих напряженных элементов металлических
конструкций, деталей и механизмов грузоподъем­
ных устройств, а также термическая обработка
поковок и отливок в части, не регламентированной
специальными требованиями настоящих Правил,
должны удовлетворять применимым требованиям
части XIII «Материалы» Правил классификации и
постройки морских судов.

3.1.2 Все несущие напряженные элементы
металлоконструкций, деталей и механизмов, кроме
случаев, перечисленных в 3.1.3 и 3.1.4, должны
изготовляться из стали; применение других
материалов является в каждом случае предметом
специального рассмотрения Регистром.


3.1.3 Для изготовления щек блоков для тросов из
растительного или синтетического волокна допускается
применение дерева твердых пород первого сорта.

3.1.4 Допускается применение чугунного литья
для изготовления:

.1 зубчатых, червячных и ходовых колес грузоподъемных устройств с ручным приводом;

.2 червячных колес с ободом из бронзы;

.3 барабанов и турачек лебедок, корпусов редукторов и шкивов блоков;

.4 колодок тормозов, кронштейнов барабанов и корпусов подшипников;

.5 корпусов и блоков гидроаппаратуры управления, гидромоторов, насосов.

3.1.5 Применение стального литья для изго­
товления деталей, кроме литых, допускаемых
настоящими Правилами, является в каждом случае
предметом специального рассмотрения Регистром.


3 Материалы и сварка




-60

3.1.6 Сталь для несущих элементов металло­конструкций грузоподъемных устройств и съемных деталей должна соответствовать категориям стали по табл. 3.2.2-1 и 3.2.2-2 части XIII «Материалы» Правил. Выбор категории стали в зависимости от температуры окружающей среды производится по рис. 3.1.6.

20 30 ЦО 50 мм Толщина материала

Рис. 3.1.6

3.1.7 При использовании по согласованию с
Регистром для металлоконструкций несудо­
строительных сталей они должны удовлетворять
требованиям, предъявляемым к судостроительным
сталям.

3.1.8 Сталь для напряженных элементов деталей
должна быть спокойной плавки. Свойства ее должны
обеспечить работу грузоподъемных устройств на
открытых палубах при отрицательных
температурах. Сталь для напряженных элементов
заменяемых деталей должна, кроме этого, иметь
гарантированную величину относительного
удлинения на пятикратных образцах не менее 20 %.

Сталь цепей грузоподъемных устройств, предназначенных для работы при температуре ниже — 20°С, должна отвечать требованиям для стали цепей 2-й или 3-й категории табл. 3.6.2.2 части XIII «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов.

Цепи, которые не требуют термообработки для повышения качества или прочности, после изготовления должны быть нормализованы.

3.1.9 Все стальные поковки и отливки в составе
деталей грузоподъемных устройств, а также сварные
детали с напряженными, близко расположенными
или пересекающимися сварными швами подлежат
термической обработке (поковки из легированных


сталей — закалке и отпуску, поковки и отливки из углеродистых сталей — закалке и отпуску или нормализации, электросварные детали — отжигу) для снятия внутренних напряжений.

Термическая обработка деталей должна производиться в закрытых (муфельных) печах при надежном контроле температуры. Режим термической обработки устанавливается в зависимости от марки стали, назначения и размеров деталей и согласовывается с Регистром.

Проведение термической обработки должно подтверждаться сертификатом завода-изготовителя. Сведения о термической обработке заменяемых деталей должны быть внесены в Свидетельство по форме 5.1.4 (№ 3).

Если термическая обработка заменяемых деталей производилась под наблюдением компетентного лица, запись об этом в части II Регистровой книги производится инспектором Регистра на основании Свидетельства, подписанного упомянутым выше компетентным лицом.

Термическая обработка сварных деталей может не производиться после специального одобрения Регистром.

3.1.10 По согласованию с Регистром для изготовления конструкций и деталей грузо­подъемных устройств допускается применение сталей повышенной прочности при выполнении предъявляемых к сталям требований Правил.

3.2 СВАРКА

3.2.1 Применение сварки в металлоконструк­
циях, деталях и механизмах грузоподъемных
устройств, контроль качества сварных швов и их
термическая обработка в части, не регламентиро­
ванной специальными требованиями настоящих
Правил, должны удовлетворять применимым
требованиям части XIV «Сварка» Правил
классификации и постройки морских судов.

3.2.2 Размеры угловых швов следует назначать
возможно меньшими по расчету на прочность и по
технологическим условиям. Катет углового шва
должен быть не менее 4 мм и не более 1,2
наименьшей толщины соединяемых элементов.
Длина углового шва должна быть не менее 50 мм.

Если для сварки тавровых соединений таких ответственных деталей, как обухи поворотных оттяжек (9.2.3), носок для крепления направ­ляющего блока (9.2.6), обух топенанта (9.2.8), обухи на корпусе судна и металлоконструкциях (9.2.9), применяются короткие сварные угловые швы, следует обращать особое внимание на их качество и контроль сварных швов; в частности, качество швов



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



следует проверять одобренным Регистром методом контроля по всей их длине.

3.2.3 Электросварка деталей круглого и кольце­
вого сечений малых диаметров (цепей, прутковых
вант) должна производиться контактным способом.

3.2.4 Стыковые сварные швы мачт, колонн, стрел
и других трубчатых или коробчатых элементов для
обеспечения полного провара должны выполняться с
проваркой корня шва, а при отсутствии доступа — с
применением стальной подкладной планки.

3.2.5 В конструкциях с замкнутым контуром при
отсутствии доступа изнутри допускается применение
пробочных швов для закрепления закрывающего
листа на внутреннем наборе (диафрагмах).
Требования к пробочным швам см. п. 1.7.5.13 ч. II
«Корпус» Правил классификации и постройки
морских судов.

3.2.6 Ремонт изношенных и поврежденных
несъемных деталей допускается, по согласованию с


Регистром, производить при помощи сварки. Ремонт таким способом изношенных или поврежденных заменяемых деталей допускается по специальному согласованию с Регистром.

3.2.7 Качество сварных швов несущих элементов металлоконструкций должно быть проверено радиографическим, либо иным одобренным Регистром методом неразрушающего контроля. Контролю должно быть подвергнуто не менее 10 % длины швов контролируемого соединения. Обязательному контролю подлежат места пересечения сварных швов. Кольцевые непре­рывные стыковые швы мачт, колонн, стрел и других несущих металлоконструкций должны подвергаться контролю по всей длине. Сварные швы мачт (колонн), на которых будут установлены стрелы грузоподъемностью более 25 т, должны быть подвергнуты 100 % радиографическому контролю до высоты 3,5 м от палубы их закрепления.


4 СУДОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ СТРЕЛЫ


4.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1.1 Требования настоящего раздела применимы
для судовых грузовых стрел обычной конструкции,
работающих в следующих режимах:

одиночной однотопенантной стрелы, двухтопенантной стрелы, механизированной стрелы, спаренных стрел.

Стрелы, имеющие специальную конструкцию, подлежат особому рассмотрению Регистром.

4.1.2 Типовые схемы оснастки судовых грузовых
стрел приведены в разд. 1.

4.1.3 Каждая грузовая стрела должна иметь
топенантную лебедку с механическим приводом,
либо топенантную вьюшку, удовлетворяющую
требованиям 4.5.2.

Там, где устанавливать вьюшку нецелесообразно или практически невозможно, следует применять цепной стопор топенанта, соединенный с тросом топенанта при помощи треугольной планки.

4.1.4 Цепной стопор топенанта грузовых стрел
должен крепиться к обуху на палубе или мачте.

Крепление тросов топенантов, оттяжек и контроттяжек за счет сил трения (тросовые стопоры, кнехты, утки) не допускается.

4.1.5 Длина тросов топенанта и шкентеля должна
быть подобрана так, чтобы при всех возможных
комбинациях расположения и движения стрел во
время эксплуатации минимальное числов витков на


соответствующем барабане было бы не менее требуемых 1.5.5.6.

4.1.6 Использование канифас-блоков для
проводки тросов шкентелей и топенантов не
допускается.

4.1.7 Если лебедка грузовой стрелы имеет общий
двигатель для подъема и опускания либо стрелы, либо
груза, и стрела удерживается с помощью защелки,
заскакивающей в барабан топенанта во время поднятия
и опускания груза, то механизм зацепления защелки с
барабаном должен иметь эффективное блокировочное
устройство, действующее таким образом, чтобы
защелка не выходила из зацепления с барабаном до
тех пор, пока двигатель не войдет в зацепление с
приводом барабана топенанта.

4.1.8 При уменьшении усилия в грузовом
шкентеле должно быть исключено свободное
падение направляющего блока под влиянием
собственного веса. Для этого в конструкции узла
крепления блока к обойме, насаженной на вертлюг
шпора, должен быть предусмотрен ограничивающий
упор, или направляющий блок должен быть
оборудован головкой типа «утиный нос».

4.1.9 Должно быть предусмотрено надежное
крепление стрел «по-походному». Если крепление
стрелы «по-походному» — вертикальное у мачты и
при этом не обеспечивается установка стрелы с
помощью топенанта, необходимо предусмотреть
специальное устройство для такой установки.

4.1.10 Оттяжки для поворота грузовых стрел
должны быть спроектированы таким образом, чтобы


4 Судовые грузовые стрелы




была обеспечена возможность работы стрелы при максимальном вылете, крене судна 5° и дифференте судна 2°.

4.1.11 Опору шпора стрелы следует устанавли­
вать над палубой, на которой установлены лебедки,
на такой высоте, чтобы не мешать обслуживающему
персоналу и правильному наматыванию шкентеля на
барабан.

4.1.12 Вертлюг шпора стрелы с одиночным
топенантом и обух топенанта, как правило, должны
находиться на одной вертикали. Смещение
крепления топенантов относительно шпора стрелы
в каждом случае является предметом специального
рассмотрения Регистром.

4.1.13 Фундаменты вертлюгов тяжелых стрел
должны обладать достаточной прочностью и
жесткостью. Палуба в месте установки фундамента
должна быть подкреплена. Подпятник вертлюга
должен быть снабжен отверстием для спуска воды.

4.1.14 Конструкция и установка двухтопенант-
ных стрел должны предотвращать самопроизвольное
движение стрелы в ее крайних положениях. При
необходимости должны быть предусмотрены
конструктивные меры по ограничению углов
поворота топенантов или стрел.

4.1.15 Механизированные стрелы должны быть
оборудованы конечными выключателями для
автоматической остановки в крайних положениях
механизмов вылета и поворота стрелы, а также, в
обоснованных случаях, и другими приборами
безопасности в соответствии с требованиями гл. 5.5.

4.1.16 Конструкция и расположение спаренных
грузовых стрел должны предусматривать
возможность использования стрел в режиме работы
одиночных грузовых стрел.

4.1.17 Оборудование стрел, устанавливаемых
неподвижно для работы спаренными шкентелями,
должно включать:

.1 установку достаточно прочных контроттяжек и деталей их крепления у палубы и нока стрелы;

.2 установку деталей для спаривания шкентелей (в том числе установку контрольной цепочки между шкентелями);

.3 осуществление мероприятий, позволяющих в процессе эксплуатации контролировать предельные положения стрел и контроттяжек, предусмотренные расчетом, а также угол расхождения шкентелей, которые должны быть указаны в Инструкции по работе спаренными стрелами.

Визуальные способы контроля установки стрел или предельной высоты подъема груза могут применяться при обеспечении достаточной надежности такого контроля в действительных условиях эксплуатации (например, если границы допустимых областей обслуживания или фиксиро­ванные схемы установки стрел определяются такими


судовыми конструкциями, как комингсы люков, надстройки, рубки и т.п.).

Рекомендуется применение штатно установленных указателей контроля положения стрелы относительно горизонта и диаметральной плоскости судна.

При отсутствии надежности визуального контроля предельных положений стрел и угла расхождения шкентелей для этой цели должны предусматриваться такие конструктивные меры, как маркировка тросов топенантов контроттяжек, обухов контроттяжек, или другие приемлемые меры.

Фиксирование мест крепления контроттяжек и их длин должно обеспечиваться конструктивным, а не визуальным контролем;

.4 установку топриков или внутренних оттяжек, предотвращающих поворот стрелы в сторону контроттяжки.

4.1.18 При работе стрел, предназначенных для ра­
боты спаренными шкентелями, должен быть обеспечен
свободный пронос груза над планширем фальшборта и
комингсов люка при ограниченном угле расхождения
шкентелей, который не должен превышать 120°.

4.1.19 Ходовые концы тросов талей оттяжек
тяжелых стрел должны надежно крепиться к
барабанам лебедок.

Надежное крепление тросов к барабанам должно также обеспечиваться при использовании вьюшек для крепления контроттяжек при работе спаренными стрелами.

4.1.20 Съемные, заменяемые и несъемные детали
судовых грузовых стрел должны отвечать
требованиям разд. 9.

4.2 РАСЧЕТ

4.2.1 Определение усилий в элементах
грузоподъемного устройства при работе одиночны­
ми стрелами должно производиться при угле наклона
к горизонту: 15° — для легких стрел и 25° — для
тяжелых стрел.

Если наименьший угол наклона стрел в действительных условиях эксплуатации превышает указанный выше, в расчетах может быть принят этот наименьший угол.

Для врезного шкива грузового шкентеля и грузовых блоков со шкентелем, параллельным стреле, расчет усилия должен производиться при возможно большем в эксплуатации угле наклона стрел, но не менее 60°.

4.2.2 Максимальный угол наклона стрелы к
горизонтали не должен превышать 70°.

4.2.3 Максимальный угол поворота стрелы
относительно диаметральной плоскости при вылете
стрелы за борт не должен превышать 75°.



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



4.2.4 При конструктивном смещении шпора
стрелы относительно вертикали, проходящей через
обух топенанта на величину, превышающую 0,025
высоты обуха топенанта над шпором стрелы, усилия
в стреле, топенанте и оттяжках должны определяться
специальным расчетом с учетом ограничений по
установке оттяжек и предельного положения стрел.

4.2.5 При расчете усилий в элементах двух-
топенантной стрелы могут применяться требования
4.2.1 с тем, однако, изменением, что натяжение
топенанта должно определяться при наибольшем
повороте стрелы в сторону, противоположную
рассматриваемому топенанту.

При конструктивном смещении шпора двух-топенантной стрелы относительно вертикальной плоскости, проходящей через обухи крепления топенантов, могут применяться требования 4.2.4.

4.2.6 Должно быть предотвращено само­
произвольное заваливание двухтопенантных стрел в
горизонтальной плоскости при наибольшем повороте
стрелы от среднего положения. При этом для
тяжелых стрел должны учитываться углы крена и
дифферента, указанные в 4.2.9 Условием, предотвра­
щающим заваливание, считается наличие горизон­
тальной составляющей натяжения топенантов,
перпендикулярной к направлению стрелы в плане,
равной не менее 0,1 массы поднимаемого груза.

4.2.7 Определение усилий в элементах стрел,
предназначенных для работы спаренными
шкентелями, должно производиться при самом
неблагоприятном для рассчитываемого элемента
положении наибольшего безопасно поднимаемого
груза на траектории, определяемой ограниченным
углом расхождения шкентелей (см. 4.1.18).

Если для работы предусматривается несколько вариантов установки стрел, то для расчета должен приниматься вариант, при котором возникают наибольшие усилия. Это относится также к определению расчетного положения стрел и контроттяжек при установлении площадей, допускаемых к обслуживанию стрелами со спаренными шкентелями.

Усилия в стрелах, шкентелях и топенантах при работе спаренными шкентелями, как правило, не должны превышать усилий при работе одиночными стрелами. Если усилие в элементе устройства (например, осевое усилие в стреле) при работе спаренными шкентелями превышает усилие при работе одиночными стрелами, то выбор прочных размеров этого элемента должен производиться по усилию при работе спаренными шкентелями.

4.2.8 Установка стрел и контроттяжек при работе
спаренными шкентелями должна предотвращать
самопроизвольное заваливание стрел к мачте
(опрокидывание) при всех возможных вариантах
установки стрел и положения груза.


Опрокидывание стрел разрешается предотвра­щать установкой дополнительных внутренних оттяжек. Для этой цели могут быть использованы поворотные оттяжки.

Условием, предотвращающим опрокидывание, считается наличие положительного натяжения топенанта стрелы с грузом, но без учета собственной массы стрелы и ее деталей.

4.2.9 Расчетное усилие в поворотных оттяжках
стрелы должно приниматься не менее 25 % силы
тяжести груза, соответствующего грузоподъемности.

Для тяжелых стрел величина усилия должна быть проверена при крене 5°, дифференте 2° и наибольшем вылете стрелы за борт. Если углы крена или дифферента в условиях эксплуатации больше указанных выше, то в расчете должны приниматься истинные значения углов.

Если предусматриваются специальные меро­приятия по уменьшению углов крена при работе тяжелой стрелой, например, балластировка, то при расчете усилия в оттяжке эти мероприятия могут быть приняты во внимание.

Расчетное усилие в топрике или талях, соединяющих ноки спаренных стрел, должно приниматься не менее 10 % силы тяжести груза, соответствующего грузоподъемности при работе одиночной стрелой.

4.2.10 При одновременной работе двух и более
легких стрел на одной мачте взаимное расположение
стрел должно приниматься таким, при котором
возникают наибольшие напряжения в сечениях
мачты, а при раскреплении мачты стоячим
такелажем — и наибольшее его натяжение.

При отсутствии специальных обоснований начальное натяжение стоячего такелажа следует принимать равным 1/12 разрывного усилия троса в целом.

4.2.11 Когда возможно несколько положений
стрелы, расчеты производятся для каждого
положения в отдельности. Допускаемые углы
наклона должны быть указаны в Свидетельстве об
испытании.

4.2.12 Для стрел, детали которых закреплены на
салинге, необходимо учитывать моменты изгиба и
кручения, которые могут возникнуть при
неравномерном распределении сил в полиспастах.

4.2.13 В качестве расчетной нагрузки для
судовых грузовых стрел принимается вес
поднимаемого груза.

Учет собственного веса при расчете усилий (кроме расчета при работе спаренных стрел) необходим, если масса стрелы составляет 20 % грузоподъемности и более.

При специальной (не трубчатой) конструкции стрел должно быть учтено давление ветра как для судовых кранов.


4 Судовые грузовые стрелы




При определении усилий в поворотных оттяжках тяжелых стрел должны быть учтены углы крена и дифферента согласно 4.2.9.

4.3 ГРУЗОВЫЕ МАЧТЫ

4.3.1 Грузовые мачты должны иметь не менее
двух жестких опор.

В качестве верхней опоры может служить палуба достаточно прочной рубки или надстройки.

Места крепления грузовых мачт должны быть соответственно подкреплены.

4.3.2 Толщина стенок грузовых мачт, расположен­
ных в пределах закрытых помещений, должна быть не
менее 5,0 мм, а у расположенных в открытых
пространствах или не имеющих доступа внутрь — не
менее 6,5 мм; у имеющих доступ внутрь — не менее
5,0 мм. Грузовые мачты, используемые для вентиляции,
должны иметь толщину стенки не менее 6,5 мм.

4.3.3 Наружный диаметр грузовой мачты D, мм, в
зависимости от толщины ее стенок t, мм, не должен
превышать указанных соотношений:

D = 1000z/(25 - i) при t ^ 15 мм,

D = l00t при t> 15 мм.

Если напряжения в мачте ниже допускаемых, может быть допущено увеличение ее диаметра, что в каждом случае является предметом специального рассмотрения Регистром (см.также 2.3.1).

4.3.4 Конструкция грузовых мачт и их деталей не
должна позволять скапливания воды в недоступных
местах. Все части, кроме закрытых конструкций,
должны быть доступны для осмотра, очистки и окраски.

4.3.5 Расчетные усилия в грузовых мачтах
должны определяться при таком расположении
стрелы или комбинациях стрел, которые вызывают
наибольшие усилия.

4.3.6 Штаги должны устанавливаться так, чтобы
не препятствовать работе стрел и бегучего такелажа.
Не рекомендуется закреплять штаги к концам
салинга (траверсы) мачты.

4.3.7 Тросы стоячего такелажа должны быть
снабжены талрепами; обухи крепления вант и
штагов должны быть надежно укреплены на
корпусе судна; направление плоскостей обухов
должно соответствовать указанному в 9.2.9
Крепление двух и более тросов одной деталью
(например, скобой) не допускается.

4.4 СТРЕЛЫ

4.4.1 Толщина стенок стальных стрел должна быть не менее 4 мм.


Наружный диаметр стрел не должен превышать величины, указанной в 4.3.3.

Диаметр сечений стрелы у нока и шпора должен быть не менее 0,65 диаметра в средней части стрелы.

Поперечные стыковые сварные швы не должны располагаться в средней части стрелы. Расположение этих швов должно отвечать стандартам, признанным Регистром.

Наибольшая строительная погибь стальной стрелы должна быть не более 1/1500 ее длины как в плоскости подвеса, так и в плоскости, ей перпендикулярной.

4.4.2 Обухи для крепления оттяжек должны
располагаться на возможно меньшем расстоянии от
обухов крепления грузового блока в соответствии с
9.2.9.

4.4.3 В случае установки врезного шкива стрела
должна быть дополнительно подкреплена, для того
чтобы момент сопротивления в районе установки
шкива был не меньше момента сопротивления
стрелы без шкива.

4.4.4 После установки обухов, врезного шкива и
окончания всех сварочных работ каждая стрела
должна быть испытана на непроницаемость
надувом воздуха давлением 0,03 МПа.

4.4.5 Контроль качества сварных соединений
стрел осуществляется внешним осмотром, из­
мерениями и радиографическим методом в
соответствии с 3.2.7.

4.5 ЛЕБЕДКИ И ВЬЮШКИ

4.5.1 Грузовые лебедки, а также лебедки
топенантов и поворотных оттяжек стрел,
предназначенные для изменения положения стрел
под грузом, должны удовлетворять применимым
общим техническим требованиям главы 1.5. Их
привод должен обладать тормозным моментом,
превышающим в 1,5 раза необходимый
номинальный момент.

4.5.2 Вьюшки топенантов и контроттяжек
должны быть снабжены храповым устройством,
автоматически срабатывающим при разъединении
или выходе из строя приводов от лебедок, а также
при выключении тока или прекращении питания
электродвигателя автономного привода вьюшки.

У вьюшек, приводящихся в действие приводным тросом от барабана или турачки лебедки, автоматическое срабатывание может не требоваться, если стопорный вал (собачка) поднимается над храповиком не более чем на 15 мм.

4.5.3 Вьюшки с автономным приводом должны
также удовлетворять требованиям, предъявляемым к
лебедкам (см.4.5.1), за исключением требований,



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



относящихся к тормозам грузоподъемных устройств с электроприводами.

4.5.4 У вьюшек, приводящихся в действие
приводным тросом, барабан должен быть разделен
ребордой на две части: для рабочего и приводного
тросов. Должно быть предусмотрено надежное
крепление приводного троса к барабану вьюшки и к
барабану или турачке лебедки.

4.5.5 Лебедки и вьюшки должны устанавливаться
таким образом, чтобы угол отклонения троса на
обойме барабана относительно плоскости,
перпендикулярной продольной оси барабана, был
не более 4° и чтобы было достаточное натяжение
троса для обеспечения правильной намотки троса на
барабан при всех возможных положениях грузовых
стрел. Если это необходимо, следует предусмотреть
тросоукладчик или устройство для прижима
(см.также 1.5.5.7).

4.5.6 У лебедок оттяжек однотопенантных
тяжелых стрел рекомендуется предусматривать
меры для предотвращения возникновения
недопустимых напряжений в стреле и топенанте
под воздействием тяговых усилий в оттяжках.


4.5.7 Механизмы зацепления (храповые колеса и
собачки) должны выдерживать крутящий момент,
превышающий не менее чем в 1,5 раза максимальный
крутящий момент, вызываемый усилием в грузовой
стреле в условиях максимальной нагрузки.

4.5.8 Топенантная вьюшка, приводимая в
действие другой лебедкой с помощью приводного
троса, не должна использоваться на грузовой стреле,
у которой допускаемая рабочая нагрузка (при
одинарном шкентеле) превышает 3 т.

4.5.9 Приводной трос, используемый для
приведения в действие топенантной вьюшки:

не должен применяться на барабане, который в силу своего состояния и конструкции может повредить трос;

не должен иметь на барабане больше витков, чем предусмотрено. Дополнительные витки можно накладывать на барабан, имеющий соответст­вующие реборды;

не следует травить через барабан, особенно если этот трос из искусственного волокна.

Характеристики выбранного троса должны обеспечивать его достаточную прочность и надежность при эксплуатации.


5 СУДОВЫЕ КРАНЫ И ПОДЪЕМНИКИ


5.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


5.2 РАСЧЕТ



5.1.1 Настоящий раздел распространяется на
краны, а также подъемники с учетом их специфич­
ных условий работы и особенностей конструкций.

5.1.2 Конструкция и установка стреловых кранов
на судах должна предотвращать их опрокидывание
(см.также 5.7.1).

5.1.3 Конструкция кранов со стрелами на гибком
подвесе должна предотвращать самопроизвольное
опрокидывание стрелы в сторону, противо­
положную вылету, с учетом возможных в
эксплуатации углов крена и дифферента, с
применением при необходимости ограничивающих
упоров (см.также 5.2.4).

5.1.4 Конструкция судовых кранов и подъемни­
ков должна обеспечивать надежное крепление их к
корпусу судна. Конструкции корпуса судна в месте
установки крана или подъемника должны быть
соответственно подкреплены.

5.1.5 Должно быть предусмотрено надежное
крепление судовых кранов, их стрел и подъемников
«по-походному».


5.2.1 В качестве суммарной расчетной нагрузки
для судовых кранов принимается:

.1 масса поднимаемого груза,

.2 собственный вес,

.3 давление ветра на поверхности палубного крана и груза в продольном и поперечном направлениях, равное 400 Па.

При расчете усилий в элементах кранов должны быть учтены углы наклонения согласно 5.2.3.

Для кранов, предназначенных для работы на волнении, расчетные нагрузки должны удовлетво­рять требованиям 6.2.1 и 6.2.2.

5.2.2 При определении ветровой нагрузки за
расчетную наветренную площадь крана следует
принимать: для конструкции со сплошными
стенками — площадь, ограниченную контуром
конструкции; для решетчатых конструкций —
площадь, ограниченную контуром конструкции, за
вычетом проемов между стержнями.

За расчетную площадь крана, имеющего несколько плоскостей балок одинаковой высоты


5 Судовые краны и подъемники




(сплошных или решетчатых), расположенных одна за другой, следует принимать: при расстоянии между балками, меньшем высоты балки — площадь передней балки полностью; при расстоянии между балками, равном или большем высоты балки, но меньшем двойной ее высоты, — площадь передней балки полностью плюс 50 % каждой последующей балки; при расстоянии между балками, равном или большем двойной ее высоты — площадь всех балок полностью. Части задних балок, которые не перекрываются передней балкой, учитываются полностью.

Для конструкций из труб величина расчетной наветренной площади может быть уменьшена умножением на поправочный коэффициент 0,75.

Расчетная наветренная площадь груза оцени­вается по фактическому контуру грузов, для подъема которых предназначен кран.

У кранов грузоподъемностью до 10 т включительно при отсутствии достаточных данных площадь груза может быть принята 2 м2 на 1 т при грузоподъемности до 2 т включительно и 1 м2 на 1 т при грузоподъемности 10 т; для промежуточных грузоподъемностей площадь груза определяется интерполяцией.

5.2.3 При определении усилий в конструктивных
элементах судовых кранов расчет должен произво­
диться при крене 5° и дифференте 2°. Если углы
крена или дифферента в условиях эксплуатации
больше, в расчете должны приниматься истинные
значения углов.

5.2.4 Для крановых стрел на гибком подвесе
должно быть доказано расчетным путем или
функциональным испытанием, что стрела не может
опрокинуться в сторону, противоположную вылету.

Условием, предотвращающим опрокидывание, считается наличие положительного натяжения стреловых тросов при наименьшем вылете и наклонении в сторону, противоположную вылету, на возможный в эксплуатации угол (но не менее 5° крена и 2° дифферента) при давлении ветра со стороны вьшета согласно 5.2.1.3.

5.3 МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ

5.3.1 Толщина стенок несущих элементов металлоконструкций, доступных для осмотра и ухода со всех сторон, а также металлоконструкций кранов и подъемников в закрытых помещениях должна быть не менее 4 мм; толщина стенок коробчатых или трубчатых элементов металло­конструкций, недоступных для осмотра и ухода с внутренней стороны, должна быть не менее 6 мм.

Наибольшая строительная погибь стрелы крана должна быть не более 1/1500 ее длины как в


плоскости подвеса, так и в плоскости, перпенди­кулярной к ней.

5.3.2 Наружный диаметр трубчатых элементов
металлоконструкций не должен превышать
величины, указанной в 4.3.3.

5.3.3 Следует избегать нагрузки заклепок на
отрыв головок, особенно если она вибрационная;
применять такую конструкцию допускается только в
исключительных случаях. Работа на растяжение
заклепок с потайными или полупотайными
головками не допускается.

Отверстия для заклепок и чистых болтов должны сверлиться одновременно в соединяемых элементах или в отдельных элементах по кондукторам.

Заклепки и болты в соединениях несущих элементов должны иметь диаметр не менее 12 мм.

Предельная толщина склепываемых элементов не должна превышать 5 диаметров заклепки.

Число заклепок, крепящих элемент в узле или расположенных по одну сторону стыка, должно быть не менее двух.

5.4 МЕХАНИЗМЫ

5.4.1 Механизмы кранов и подъемников должны
удовлетворять применимым общим техническим
требованиям главы 1.5.

5.4.2 Коэффициент запаса торможения механизма
подъема груза должен быть не менее 1,5. Коэффициент
запаса торможения механизма изменения вьшета стрелы
должен быть не менее 2; при этом статический момент
на тормозном валу, создаваемый весом груза, весом
стрелы и противовесом, должен определяться в таком
положении стрелы, при котором величина момента
имеет наибольшее значение.

При наличии на приводе двух и более тормозов запас торможения устанавливается в предположении, что весь груз удерживается одним тормозом.

Коэффициент запаса торможения каждого из этих тормозов при одновременном срабатывании должен быть не менее 1,25. Если тормоза срабаты­вают не одновременно, действительны коэффи­циенты запаса для одиночных тормозов.

5.4.3 Тормоза механизмов поворота и передвиже­
ния должны быть автоматически действующими и
управляемыми; применение тормозов открытого
типа является в каждом случае предметом
специального рассмотрения Регистром.

Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 1.

Коэффициент запаса торможения для верхних строений плавучих кранов (крановых судов) и кранов, предназначенных для работы на волнении, должен быть не менее 1,5.



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



Механизмы поворота и передвижения кранов с ручным тормозом должны быть снабжены стопора­ми, предотвращающими возможность само­произвольного поворота или передвижения кранов.

5.5 ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

5.5.1 Краны, механизированные стрелы и
подъемники должны быть оборудованы автомати­
чески действующими выключающими устройствами
для остановки в крайних положениях механизмов:

.1 подъема;

.2 изменения вылета стрелы;

.3 передвижения крана, его тележки, подъемника;

.4 поворота крана (для кранов с ограниченным углом поворота) и механизированных стрел;

.5 замыкания грейфера.

После срабатывания конечных выключателей должна быть обеспечена возможность движения механизмов в обратном направлении.

При использовании замыкателей, шунтирующих ко­нечные выключатели (например, для опускания стрел кранов ниже положения максимального вылета при установке «по-походному»), замыкатели должны быть доступны только для уполномоченных лиц экипажа.

Установка приборов безопасности для механизиро­ванных стрел, работающих по спаренным схемам, явля­ется предметом специального рассмотрения Регистром.

Если у стреловых кранов при опускании стрела наложится на грузозахватное приспособление, одновременно с подъемным механизмом должен отключаться механизм изменения вылета стрелы в направлении опускания.

5.5.2 Стреловые краны с переменной в
зависимости от вылета стрелы грузоподъемностью
должны быть снабжены автоматическим указателем
грузоподъемности, соответствующей установлен­
ному вылету стрелы. Шкала указателя должна быть
видна оператору с его рабочего места.

Для определения допускаемой грузоподъемности допускается также указание угла наклона стрелы. В этом случае на посту управления должна быть прикреплена таблица или диаграмма для пересчета указанных значений на допустимую грузо­подъемность при соответствующем вылете.

5.5.3 Краны, устойчивость которых зависит от
положения груза на гаке, должны быть оборудованы
ограничителями грузового момента, автоматически
отключающими механизмы крана при попытке
подъема груза, превышающего грузоподъемность,
допустимую для данного вылета стрелы.

Ограничитель грузоподъемности должен срабатывать при подъеме груза, превышающего допускаемую грузоподъемность на величину не


менее 3% и не более 10 %. После срабатывания ограничитель грузоподъемности не должен препятствовать опусканию груза.

Рекомендуется установка ограничителей на кранах иных типов и на подъемниках.

5.5.4 Краны с переменным вылетом стрелы и
постоянной грузоподъемностью по всему участку
вылета стрелы должны быть оборудованы ограничи­
телем грузоподъемности подъемного механизма.

5.5.5 Грузоподъемные устройства со стационарным
постом управления или радиотелеуправлением должны
быть оборудованы звуковым предупредительным
устройством, приведение в действие которого
оператором должно быть возможно в любое время.
Звуковой предупредительный сигнал должен быть
хорошо слышен и должен четко отличаться от других
звуковых сигналов и рабочего шума.

5.5.6 Краны, работающие в тандемном режиме и
укрепленные на общем опорно-поворотном
устройстве, а также работающие в тандемном режиме
отдельно стоящие краны, должны быть снабжены
автоматически действующими выключающими
устройствами для остановки в случае появления
рассогласований в работе кранов или по крайней мере
должны быть оборудованы звуковой сигнализацией для
извещения оператора кранов об этом.

Такие краны должны быть оборудованы системой управления, обеспечивающей управление обоими кранами с любого из них по выбору оператора.

Отключение обоих кранов при работе в тандемном режиме должно происходить при срабатывании одного любого ограничителя.

5.6 ПРОТИВОВЕСЫ

5.6.1 Конструкция кранового противовеса
должна исключать возможность изменения установ­
ленной массы в эксплуатации. Крепление отдельных
грузов в противовесе должно исключать их
смещение.

5.6.2 Передвижные противовесы должны или
передвигаться автоматически с изменением вылета
стрелы, или, в зависимости от последнего, иметь
хорошо видимый указатель положения противовеса.
При передвижении подвижного противовеса должна
быть исключена возможность его заклинивания.

5.7 ПЕРЕДВИЖНЫЕ КРАНЫ И ПОДЪЕМНИКИ

5.7.1 Устойчивость передвижных кранов должна быть обеспечена как в рабочем, так и в нерабочем


6 Верхние строения плавучих кранов и крановых судов. Краны на плавучих доках




состоянии. Проверка устойчивости должна произво­диться по методике и нормам, одобренным Регистром.

5.7.2 Передвижные краны должны быть
снабжены прочными постоянными рельсовыми
захватами или обратными роликами.

5.7.3 Передвижные краны и подъемники должны
иметь противоугонные приспособления (съемные
рельсовые захваты и т.п.).

5.7.4 Крепление кранов и подъемников «по-
походному» должно надежно предотвращать их
передвижение.

5.7.5 Ходовые колеса механизмов передвижения
кранов, грузовых тележек и подъемников должны быть
выполнены или установлены таким образом, чтобы
исключалась возможность схода колес с рельсов.

5.7.6 Рамы передвижных кранов и грузовых
тележек должны быть снабжены несущими деталями,


которые отстоят не более чем на 20 мм от рельсов и могут быть использованы как опоры при поломке колес или осей. Детали должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку.

5.7.7 Передвижные краны, грузовые тележки и
подъемники с механическим приводом передви­
жения для смягчения возможного удара об упоры
должны быть снабжены буферами. Буферы могут
быть установлены на упорах.

5.7.8 На концах рельсового пути должны быть
установлены упоры, рассчитанные на восприятие
удара крана, тележки или подъемника, движущихся с
наибольшим рабочим грузом при номинальной
скорости.

5.7.9 При передвижении нескольких кранов или
грузовых тележек по одному пути они должны быть
снабжены ограничителями передвижения для
предотвращения столкновения.


6 ВЕРХНИЕ СТРОЕНИЯ ПЛАВУЧИХ КРАНОВ И КРАНОВЫХ СУДОВ. КРАНЫ НА ПЛАВУЧИХ ДОКАХ


6.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1.1 К верхним строениям плавучих кранов,
крановых судов и к кранам на плавучих доках
применяются все требования настоящих Правил,
предъявляемые к судовым кранам, с учетом изменений
и дополнений, указанных в настоящем разделе.

6.1.2 При допускаемых в эксплуатации
наклонениях плавучего крана или кранового судна
противовес не должен выступать за линию борта.

6.1.3 Верхние строения должны быть
оборудованы ограничителями грузоподъемности,
отвечающими требованиям 5.5.3.

6.2 РАСЧЕТ

6.2.1 В качестве расчетных нагрузок для верхних строений принимаются следующие:

.1 вес груза (грузоподъемность);

.2 собственный вес конструкций и располо­женного на них оборудования;

.3 ветровая нагрузка (давление ветра на груз и металлоконструкции принимается для максимальных нагрузок рабочего состояния — не менее 400 Па, для сброса груза — не менее 125 Па, для максимальной нагрузки нерабочего состояния — не менее 2000 Па; расчетное давление ветра для нерабочего состояния может быть уменьшено при представлении обосно-


ванных доказательств, учитывающих условия аквато­рии и эксплуатации верхнего строения, но во всех случаях оно должно приниматься не менее 1000 Па);

.4 нагрузки от крена и дифферента судна (при определении усилений в конструктивных элементах верхних строений, предназначенных для работы на тихой воде, расчет должен производиться для статического крена 5° при положении стрелы поворотного верхнего строения на борт, и статического дифферента 2° при положении стрелы вдоль судна; если углы крена и дифферента в условиях эксплуатации больше указанных выше, то в расчете должны приниматься истинные значения углов); силы инерции, действующие на верхнее строение при качке на волнении;

.5 инерционные нагрузки при подъеме груза с подхватом при ускорении (торможении) подъема (спуска) груза (коэффициент динамичности рассчиты­вается по методике, одобренной Регистром; при этом его величина для верхних строений, предназначенных для работы на тихой воде, в любом случае должна при­ниматься не менее 1,15, а для верхних строений, пред­назначенных для работы на волнении, — не менее 1,4);

.6 силы инерции, возникающие при торможении (разгоне) механизмов изменения вылета, поворота и передвижения и нагрузки от раскачивания груза на волнении (учитываются при помощи углов отклонения груза, определяемых по методике, одобренной Регистром; в любом случае величины углов должны приниматься не менее 3° вдоль и поперек стрелы одновременно). Отсчет углов производится от



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



вертикали при максимальном динамическом крене верхнего строения;

.7 центробежные силы инерции, возникающие при повороте верхнего строения;

.8 вертикальные силы инерции, действующие на груз при качке на волнении (учитываются при помощи коэффициента динамичности, определяемого по методике, одобренной Регистром; в любом случае коэффициент принимается не менее 1,25).

6.2.2 В качестве комбинаций расчетных нагрузок для верхних строений принимаются следующие:

.1 нормальные нагрузки рабочего состояния.

Расчетными нагрузками являются грузоподъем­ность, собственный вес конструкций, силы инерции при плавных пусках и торможениях, среднее давление ветра. Они учитываются при расчете верхнего строения на выносливость (усталостную прочность), выполняемом по методике, одобренной Регистром. Полученная при этом величина запаса прочности должна быть не менее определенной расчетом по 6.2.2.2;

.2 максимальные нагрузки рабочего состояния.

Первый случай. Верхнее строение неподвижно (работает только подъемный механизм), произво­дится подъем (отрыв) груза от земли (палубы) или торможение его при спуске, сброс груза.

Расчетными нагрузками являются грузо­подъемность с учетом наибольшего коэффициента динамичности, собственный вес элементов конструкции и давление ветра для рабочего состояния на конструкцию крана и груз, инерционные нагрузки от сброса груза и от качки на волнении.

Коэффициент динамичности должен определяться с учетом наибольшей скорости перемещения груза, жесткости конструкции (включая тросы) и масс конструкции и груза как для случая подъема (отрыва) груза, так и для случая торможения при спуске.

Второй случай. Верхнее строение с грузом находится в движении (передвижение, изменение вылета стрелы, поворот), причем происходит торможение или разгон одного из механизмов.

Расчетными нагрузками являются грузоподъем­ность и собственный вес элементов конструкции с учетом коэффициентов толчков при движении по подкрановому пути, наибольшие горизонтальные силы инерции масс верхнего строения и груза с учетом буксования ходовых колес, сбрасывания муфт предель­ного момента или других конструктивных особенностей, давление ветра рабочего состояния на конструкцию и груз, инерционные нагрузки от качки на волнении.

Коэффициент толчков определяется в зависимости от скорости движения и наличия стыков в рельсах;

.3 максимальная нагрузка нерабочего состояния. Расчетными нагрузками являются собственный вес элементов конструкций и давление ветра нерабочего состояния на конструкцию.


При достаточных основаниях может потре­боваться применение отличных от указанных комбинаций нагрузок, обусловленных характером эксплуатации или конструкцией верхних строений.

6.2.3 Для верхних строений простейшей конструкции, например, мачтовых или мачтово-стреловых, могут быть применены расчетные нагрузки, приведенные в 5.2.1.

6.3 МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ, БАРАБАНЫ, БЛОКИ

6.3.1 Толщина стенок несущих элементов
металлоконструкций должна быть не менее, мм:

5,0 — при двусторонней окраске профилей, 6,0 — для закрытых коробчатых сечений, 5,0 — для горячекатаных или прессованных труб с герметично закрытыми торцами.

6.3.2 Ширина полки профиля в сварных
конструкциях должна быть не менее 30 мм, а в
клепаных или болтовых — не менее 50 мм.

6.3.3 Отношение диаметра барабана (блока) к
диаметру троса должно быть не менее 16 — для
барабана, 18 — для рабочего блока, 14 — для
уравнительного блока.

6.3.4 Конструктивно должен быть предусмотрен
доступ внутрь металлоконструкций для возможности
их освидетельствования изнутри. В случае
невозможности обеспечения такого доступа должны
быть выполнены требования 10.4.4.

635 Сварные конструкции и соединения элементов металлоконструкций должны удовлетворять требовани­ям главы 1.7 части П «Корпус» и части XIV «Сварка» Правил классификации и постройки морских судов.

6.4 ИСПЫТАНИЯ

6.4.1 Верхнее строение головного плавучего
крана (кранового судна), предназначенного для
работы на волнении, должно быть подвергнуто
испытаниям в натурных условиях в объеме,
соответствующем 10.3.4, при максимальных
значениях волнения и ветрового давления.

6.4.2 Верхнее строение серийного плавучего
крана (кранового судна), предназначенного для
работы на волнении, дополнительно к испытаниям,
проводимым в соответствии с 10.3.5, испытывается:

.1 пробным грузом, равным 1,4 грузоподъемности на максимальном вылете стрелы вдоль судна. Пробная нагрузка прикладывается статически, время выдержки под нагрузкой должно быть не менее 5 мин;

.2 пробным грузом, равным 1,25 грузоподъем­ности в объеме, соответствующем 10.3.4.


7 Судовые лифты



7 СУДОВЫЕ ЛИФТЫ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: