Расчетные нагрузки

8.2.2.1 Расчетные нагрузки для судовых
подъемных платформ приведены в табл. 8.2.2.1.

8.2.2.2 Кроме нагрузки, приведенной в
табл.8.2.2.1, платформа должна быть рассчитана на
статическую нагрузку, действующую на ось
транспортного средства, с учетом площади
отпечатка шин от колесной техники.

Соответствующие нагрузки и их расположение приведены в гл.3.2 части II «Корпус» Правил классификации и постройки морских судов.

8.2.3 Допускаемые напряжения, запасы проч­
ности и критерии устойчивости.

8.2.3.1 При воздействии указанных в 8.2.2
нагрузок возникающие приведенные напряжения в
металлоконструкциях и несъемных деталях судовых
подъемных платформ не должны превышать
значений, указанных в табл. 8.2.3.1.

8.2.3.2 Запас прочности несущих средств (тросы,
цепи и пр.), работающих на разрыв, должен быть не
менее 5.

В случае нагрузки 2.3, согласно табл. 8.2.2.1, необходимый запас прочности относительно разрыва может приниматься на 50 % меньше значений, требуемых в нормальных случаях.

8.2.3.3 При расчете устойчивости деталей
судовых подъемных платформ должно обеспечи­
ваться выполнение требований 2.3.9 — 2.3.11.

8.2.3.4 Жесткость платформы в нормальных
случаях нагрузки (1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3) согласно
табл. 8.2.2.1 должна быть достаточной для того,
чтобы прогибы не превышали L/250 (L — длина
между опорами, либо длина свисающей части
платформы). Прогибы платформ в состоянии «по-
походному», которые должны обеспечивать
водонепроницаемость, не должны превышать
значений, указанных в 7.10.5.3 части III
«Устройства, оборудование и снабжение» Правил
классификации и постройки морских судов.



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов


Таблица 8.2.2.1

Фаза нагрузки Случай нагрузки Условие Расчетные нагрузки Примечания
Грузовые операции (погрузка и разгрузка) 1.1 Платформа зафикси­рована на палубе Собственный вес, вес груза, соответ­ствующего грузоподъемности (неблаго­приятное расположение), статические нагрузки из-за наклонов судна (5° крен, 2° дифферент), динамические нагрузки от колесной техники Несущее средство разгружено, приборы безопасности не передают изгибающих и крутящих моментов
1.2 Платформа зафикси­рована несущим сред­ством Как случай нагрузки 1.1  
Подъем и спуск 2.1 Приведенная нагрузка Собственный вес, вес груза, соответ­ствующего грузоподъемности, равномерно распределены на платформе, статические нагрузки из-за наклонов судна (5° крен, 2° дифферент), динамические нагрузки вследствие пуска и торможения По согласованию с Регистром динами­ческие нагрузки вследствие пуска и торможения можно не учитывать
2.2 Соответствующая ре­жиму работы макси­мальная нагрузка при неблагоприятном рас­положении груза Собственный вес, вес груза, соответ­ствующего грузоподъемности, стати­ческие нагрузки из-за наклонов судна (5° крен, 2° дифферент), динамические нагрузки вследствие пуска и торможения
2.3 Поломка одного из несущих средств Собственный вес, вес груза, соответ­ствующего грузоподъемности, стати­ческие нагрузки из-за наклонов судна (5° крен, 2° дифферент), динамические нагрузки из-за поломки несущего средства Оставшиеся несущие средства должны быть конструктивно пригодными для вос­приятия дополни­тельных нагрузок и дальнейшей эксплу­атации
Платформа в положении «по-походному»   Платформа зафикси­рована на уровне верхней палубы с обеспечением водонепроницаемости Собственный вес, вес груза, соответ­ствующего грузоподъемности, найтовые силы, инерционные нагрузки вследствие качки судна См. примечание к 1.1

Таблица 8.2.3.1

Случай нагрузки согласно табл. 8.2.2.1 Допустимое приведенное напряжение, не более
в связях и деталях в обшивках
1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3 0,-JReH 0,7ReH 0,7ReH 0,8ReH 0,9ReH 0,7ReII 0,75ReII 0,75ReIi 0,75ReIi 0,85ReIi 0,95ReH 0,75ReII
Примечание. ReH — верхний предел текучести применяемого материала.

9 Детали и тросы



9 ДЕТАЛИ И ТРОСЫ


9.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

9.1.1 Взаимное сопряжение деталей в подвижных
соединениях должно обеспечивать правильное
прилегание опорных поверхностей с минимально
допустимыми по условиям работы зазорами в
радиальном и аксиальном направлениях.

9.1.2 Резьбовые соединения деталей должны
соответствовать признанным стандартам.

9.2 НЕСЪЕМНЫЕ ДЕТАЛИ

9.2.1 Соединение несъемных деталей с металло­
конструкциями должно обеспечивать достаточную
прочность и равномерное распределение усилий в
связях металлоконструкций.

9.2.2 Угол охвата мачт кольцевого сечения
башмаком шпора и обухом топенанта должен
составлять не менее 40°, считая от оси симметрии
башмака. В нижней части башмака угол охвата может
быть уменьшен, однако он должен составлять не
менее 30°. При других конфигурациях сечения охват
должен быть эквивалентным.

При меньших размерах охвата мачта в месте установки башмаков должна быть подкреплена увеличением толщины стенки или установкой ребер жесткости внутри мачты.

9.2.3 Обухи для крепления к стреле грузового
блока и топенанта, а также оттяжек и контроттяжек
должны пропускаться сквозь нок стрелы и
привариваться с обеих сторон по всему периметру.

Обухи поворотных оттяжек легких стрел могут не пропускаться сквозь нок стрелы при одновре­менной приварке их к стреле и врезному обуху.

9.2.4 Вилки шпоров стрел могут изготовляться
кованой или сварной конструкции, а также из
стального литья.

Штыри вилок должны быть снабжены гайками со шплинтами; резьба штыря в опорной части щеки вилки должна занимать не более 1/3 толщины щеки.

9.2.5 Для предотвращения выскакивания из
нижнего подшипника башмака или подпятника
вертлюги шпоров стрел должны иметь соответст­
вующее стопорение.

9.2.6 Обоймы для крепления направляющих
блоков должны изготовляться из цельной заготовки;
носок для крепления блока может быть приварен.

9.2.7 Башмак шпора стрелы может быть сварной
или литой конструкции. Нижний подшипник


вертлюга должен быть снабжен отверстием для спуска воды.

9.2.8 Башмак и обух топенанта могут быть
кованой, сварной или литой конструкции; обухи
типа скобы — только кованые.

Штырь обуха должен быть предохранен от выскакивания из башмака и застопорен от проворачивания в башмаке или обухе (при обухе типа скобы).

Рекомендуется установка латунной шайбы под опорной поверхностью обуха.

При наименьшем наклоне стрелы направление усилия на ушке обуха должно пересекать ось штыря в верхней половине расстояния между подшипни­ками башмака.

9.2.9 Обухи для крепления стоячего такелажа,
оттяжек и контроттяжек, цепных топенантов,
канифас-блоков и т.п. к корпусу судна и
металлоконструкциям грузоподъемных устройств
должны иметь соответствующую воспринимаемым
усилиям прочность и иметь форму, обеспечивающую
правильное прилегание крепящихся к ним деталей.

Расположение обухов должно обеспечивать совпадение плоскости их наибольшей жесткости с направлением тросов стоячего такелажа, а для тросов с меняющимся направлением — соответствовать среднему направлению троса.

Толщина листа, к которому приваривается обух, должна быть не менее 1/3 толщины обуха и во всех случаях не менее 5 мм. Ребра жесткости для подкрепления листов, как правило, должны располагаться параллельно направлению обуха.

9.3 ЗАМЕНЯЕМЫЕ ДЕТАЛИ

9.3.1 Грузовые гаки и скобы должны быть коваными. Применение пластинчатых гаков и скоб является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Конструкция гаков судовых кранов и грузовых стрел, используемых при перегрузке грузов, должна исключать зацепление при подъеме за выступающие конструкции и соскальзывание стропов. Грузовые гаки, скобы и детали их крепления не должны иметь выступающих частей и острых кромок.

Для тяжелых стрел и кранов грузоподъемностью Юти более допускается применение двурогих гаков, которые должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к простым гакам. Двурогие гаки



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



для плавучих кранов и грузоподъемных устройств судов технического флота по согласованию с Регистром могут выполняться без специального приспособления для защиты от соскальзывания стропов и зацепления.

9.3.2 Вертлюги грузовых гаков и блоков должны
быть коваными. Гайка вертлюга должна быть
надежно застопорена от проворачивания на резьбе.

9.3.3 Скобы должны быть коваными прямыми со
штырями, закрепленными в проушинах на резьбе или
гайками. Штыри или гайки должны быть надежно
застопорены.

Скобы изогнутые (круглые) могут применяться в качестве грузовых скоб и скоб для тросов из растительного или синтетического волокна.

Скобы для крепления деталей в системе подвеса груза (гаков, противовесов, треугольных планок и цепей) должны иметь штыри с полупотайными головками без гаек.

Установка скоб должна обеспечивать правильное прилегание штыря и исключать работу скобы с перекосом.

9.3.4 Блок должен быть выполнен таким образом,
чтобы исключалось заклинивание троса между
щеками и шкивом.

Оси шкивов блоков должны быть надежно засто­порены от проворачивания и аксиального смещения.

При подшипниках скольжения шкивы блоков должны быть снабжены втулками из антифрикцион­ных материалов (например, из бронзы).

Ушки или вилки блоков должны быть цельноковаными, гайки вертлюгов должны быть надежно застопорены. Применение в грузо­подъемных устройствах блоков с открытыми гаками не допускается.

Крепление вилки на резьбе с надежным стопорением является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Диаметр шкивов для стальных тросов, изме­ренный по дну канавки, должен быть не менее 14 диаметров троса — для тросов, подвижных под нагрузкой, и не менее 9 диаметров — для тросов, неподвижных под нагрузкой.

Диаметр шкивов для тросов из растительного или синтетического волокна должен быть не менее 5 диаметров троса.

Профиль канавки шкива должен обеспечивать плотную укладку троса без заклинивания.

Диаметр шкива и профиль канавки должны выбираться, исходя из диаметра троса с наимень­шим расчетным пределом прочности проволок.

Глубина канавок шкивов должна, как правило, равняться диаметру троса и в любом случае составлять не менее 3/4 диаметра троса.

Дно канавки должно иметь контур окружности, образуя сегмент с углом не менее 120°. Радиус


канавки должен превышать радиус троса не менее чем на 10 %.

9.3.5 Треугольные и многоугольные планки для
соединения тросов или цепей должны иметь
толщину, соответствующую зеву крепящихся к ним
скоб с минимальным зазором, обеспечивающим
свободное движение скоб; допускается применение
симметричных наварышей.

9.3.6 Талрепы должны применяться с цельно­
коваными ушками или вилками; применение
талрепов с гаками не допускается. Конструкция
талрепов должна предусматривать надежное
стопорение затянутых винтов.

Крепление вилки на резьбе с надежным стопорением является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

9.3.7 Коуши должны изготовляться свободной
ковкой или штамповкой из стали. Применение литых
коушей является в каждом случае предметом
специального рассмотрения Регистром.

9.3.8 Цепи, применяемые в грузоподъемных
устройствах, в части, не регламентированной
специальными требованиями настоящих Правил,
должны удовлетворять общим требованиям гл. 3.6
части XIII «Материалы» Правил классификации и
постройки морских судов.

Цепи должны применяться электросварные (контактной сварки) или кузнечно-горновой сварки.

В качестве грузовых цепей должны применяться короткозвенные цепи (калиброванные — в случае работы на звездочках) с концевыми звеньями для крепления.

Топенантные цепи, а также цепи, применяемые в составе контроттяжек при работе спаренными стрелами, должны быть длиннозвенными.

9.3.9 Применение соединительных звеньев (типа
звеньев якорных цепей) в составе грузоподъемного
устройства для крепления тросов и цепей к
металлоконструкциям и деталям является в каждом
случае предметом специального рассмотрения
Регистром.

Соединительные звенья должны быть коваными. Конструкция разъема должна обеспечивать надежное соединение обеих половин звена и надежное их стопорение от самопроизвольного разъединения.

Установка звеньев должна обеспечивать их свободное движение в отверствиях соединяемых деталей и исключать работу звена с перекосом.

9.4 СЪЕМНЫЕ ДЕТАЛИ

9.4.1 Съемные детали (грузозахватные приспо­собления) должны отвечать применимым требо­ваниям гл. 1.5, 5.3, 9.1-9.3 и 9.5.


10 Испытания, освидетельствования и осмотры




9.4.2 Конструкция спредеров для контейнеров с
учетом ветровой нагрузки и наклонов судна должна
обеспечивать с помощью изменяемой проводки
тросов грузоподъемных устройств или специальных
направляющих устройств, относящихся к их
конструкции (например, поворотных устройств),
приведение их в любое пространственное
положение, необходимое для захвата и установки
контейнеров.

9.4.3 Одновременное запирание поворотных
захватных головок должно быть обеспечено
конструктивно.

9.4.4 Должна быть обеспечена возможность
надежного фиксирования передвижных балок
телескопических спредеров в соответствующих
рабочих положениях.

9.4.5 Уравнители центров тяжести должны быть
эффективными, по крайней мере, при смещении
центра тяжести в продольном направлении
контейнера.

9.4.6 Должны быть предусмотрены устройства,
уменьшающие раскачивание и предотвращающие
неконтролируемый поворот у спредеров таких
типов, конструкция подвески которых не исключает
эти движения.

9.4.7 Надежный ввод поворотных захватных
головок в угловые фитинги контейнера при
механическом управлении следует контролировать с
помощью контактного датчика.

Удержание поворотных захватных головок в положении запирания и освобождения следует обеспечивать с помощью конечных выключателей. На посту управления грузоподъемного устройства должна быть световая сигнализация о положениях поворотных захватных головок.

9.5 ТРОСЫ

9.5.1 Тросы, применяемые в грузоподъемных устройствах, в части, не регламентированной специальными требованиями настоящих Правил, должны удовлетворять применимым требованиям


гл. 3.15 и 6.6 части XIII «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов.

9.5.2 Для бегучего такелажа должны применяться
стальные тросы с одним органическим сердечником
и с числом проволок не менее 114; применение
тросов с большим числом сердечников является
предметом специального рассмотрения Регистром.
Рекомендуется применять тросы с расчетным
пределом прочности от 1275 до 1770 МПа с
диаметром проволок в наружном слое прядей не
менее 0,6 мм.

По согласованию с Регистром могут применяться стальные тросы с металлическим сердечником. При этом должны учитываться назначение троса и режим работы грузоподъемного устройства. Отношение диаметров шкивов и барабанов к диаметру троса должно быть максимально возможным, но не менее 18.

9.5.3 Для стоячего такелажа могут применяться
стальные тросы как с металлическим, так и с
органическим сердечником с диаметром проволок в
наружном слое прядей не менее 1 мм и числом
проволок не менее 42.

Рекомендуется применять тросы с расчетным пределом прочности от 1275 до 1670 МПа (предпочтительны меньшие значения).

9.5.4 Стальные тросы для бегучего и стоящего
такелажа должны быть изготовлены из оцинкованной
проволоки в соответствии с признанными
стандартами из одного непрерывного куска, без
узлов и сплесней.

9.5.5 Растительные тросы (манильские,
сизальские и пеньковые) и тросы из синтетического
волокна допускается применять лишь для лопарей
талей поворотных оттяжек легких стрел и
внутренних оттяжек и топриков при работе
спаренными стрелами, а также в грузоподъемных
устройствах с ручным приводом.

Диаметр тросов из растительного или синтетического волокна должен быть не менее 20 мм. Усилие в ходовом конце лопаря, выби­раемого вручную, должно быть не более 310 Н.

Применение тросов из синтетического волокна является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.


10 ИСПЫТАНИЯ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ОСМОТРЫ


10.1 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

10.1.1 Целью испытаний, освидетельствований и осмотров является установление того, что грузо­подъемное устройство соответствует требованиям


настоящих Правил и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию.

10.1.2 Предъявление грузоподъемных устройств к испытаниям и освидетельствованиям в предусмот­ренных Правилами случаях и в установленные Правилами сроки, а также производство всех



Правила по грузоподъемным устройствам морских судов



необходимых подготовительных работ и проведение испытаний входит в круг обязанностей судовладельца или завода-изготовителя.

10.1.3 Проведение освидетельствований и
наблюдение за испытаниями грузоподъемных
устройств, их механизмов и деталей после
постройки, переоборудования или ремонта должно
производиться Регистром после представления
документов, удостоверяющих готовность и
окончательную приемку на предприятии.

10.1.4 При освидетельствовании грузо­
подъемного устройства Регистром администрация
судна обязана сообщить о всех замеченных
дефектах, а также об изменениях в устройстве,
ремонтах и замене деталей и тросов, произведен­
ных с момента предыдущего освидетельствования.

10.1.5 При аварийных случаях с грузоподъемным
устройством, происшедших при его эксплуатации,
администрация судна или судовладелец должны
обеспечить своевременное освидетельствование
аварийного устройства Регистром.

10.1.6 Если при испытаниях, освидетельствованиях
или осмотрах будет обнаружено, что грузоподъемное
устройство, его металлоконструкции, детали и
механизмы не соответствуют настоящим Правилам или
находятся в состоянии, не обеспечивающем безопасной
эксплуатации, то документы Регистра на
грузоподъемное устройство или его элементы не
выдаются, а документы на грузоподъемные устройства,
находящиеся в эксплуатации, теряют силу впредь до
приведения этих устройств в соответствие с Правилами
или до устранения дефектов.

10.1.7 Документы Регистра, выданные на
грузоподъемное устройство, теряют силу при
отсутствии требуемых Правилами Свидетельств об
испытаниях и полных освидетельствованиях или
отметки о своевременном производстве периодичес­
ких освидетельствований, при несоответствии
устройства выданным на него документам, а также
после аварийных случаев.


10.1.8 При первоначальном освидетельствовании
грузоподъемного устройства, изготовленного на
соответствие требованиям иных классификацион­
ных обществ, судовладельцем должны быть
представлены чертежи и расчеты в объеме,
указанном в 1.4.6, а также документы классифика­
ционных обществ или завода-изготовителя о приемке
и испытании грузоподъемного устройства.

Испытания и освидетельствования грузоподъемных устройств при первоначальном освидетельствовании производятся в объеме, указанном в гл. 10.3.

При наличии Свидетельств иных классификацион­ных обществ (см.также 11.1.4) об испытании заменяемых, съемных деталей и тросов повторного испытания не требуется, если применявшиеся пробные нагрузки соответствуют требованиям гл. 10.2.

10.1.9 Пробные грузы, предназначенные для
испытаний, должны быть приспособлены для этой
цели и иметь подтвержденную документально массу.
Масса литых болванок и, по возможности, других
грузов должна определяться на весах. Если
определение масс пробных грузов на весах
невозможно, то они определяются расчетным путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: