5.1.3.1 При освидетельствовании выпол
няются все указания 5.1.1 — 5.1.2 с дополнениями
и изменениями, указанными в 5.1.3.2 — 5.1.3.5.
5.1.3.2 Освидетельствуются следующие кон
струкции корпуса: штевни, брусковый киль, ску
ловые кили, кронштейны гребных валов,
наружная обшивка, обшивка килей, балки и
флоры грунтовых трюмов земснарядов и шаланд,
настил палуб, платформ и двойного дна, водоне
проницаемые переборки, бортовой, днищевой и
подпалубный наборы, надстройки, рубки, машин
но-котельные шахты, сходные тамбуры, ко
мингсы люков, вентиляционных раструбов и
вентиляторов, фальшборт, фундаменты механиз
мов и котлов, кингстонные ящики, шахты, тунне
ли, непроницаемые выгородки.
5.1.3.3 Для освидетельствования конструкций
изнутри помещений производятся следующие
вскрытия:
поднимаются все щиты деревянного настила в трюмах над льялами и сточными колодцами;
для обеспечения освидетельствования районов примыкания поперечных переборок к конструкциям корпуса снимаются щиты или доски настила в трюмах на судах без двойного дна в районе вертикального киля и у скулы с каждого борта;
на судах, имеющих сплошную деревянную зашивку трюмов по борту, снимается по крайней мере по одному поясу досок у верхнего поворота скулы и в верхней части борта;
снимается цементное или другое покрытие днища в местах отставания от корпуса, а также по указанию инспектора в нескольких местах.
5.1.3.4 Особое внимание при освидетельство
вании обращается на определение износа в местах
интенсивной коррозии и выявление повреждений
в местах резкого изменения сечения корпуса и
основных продольных связей. Тщательно осма
триваются наружная обшивка в районах отвер
стий (бортовых портов, иллюминаторов,
Правила классификационных освидетельствований судов
шпигатов, арматуры систем, вибраторов эхолотов, а также обшивки под мерительными трубами и т.п.), а также приварные патрубки и наварыши донно-бортовой арматуры. На нефтеналивных судах тщательно осматривается изнутри грузовых танков обшивка днища и переборок в районе приемников грузовых трубопроводов, крепления протекторов и другого оборудования.
Обращается внимание на места сопряжения конструкций из алюминиевых сплавов с конструкциями из стали в отношении определения интенсивности коррозии и сохранности изолирующих прокладок в соединениях.
Особо тщательно инспектор освидетельствует ширстрек, палубный стрингер верхней палубы и фальшборт у концевых переборок надстроек и уступов верхней палубы, палубный настил в районе углов люков и длинных рубок и в углах прорези грунтового трюма земснарядов и шаланд, а также в других местах резкого изменения сечений корпуса и основных продольных связей.
При освидетельствовании фальшборта проверяются крышки портиков на отсутствие заедания. Цистерны, коффердамы и сухие отсеки пиков, двойного дна и вне двойного дна, грузовые танки нефтеналивных судов и их коффердамы, кингстонные ящики, шахты лагов и эхолотов и угольные бункеры осматриваются изнутри. Следующие цистерны могут не подвергаться такому осмотру:
масляные, цистерны для растительного масла, китового жира и других жидких грузов и вкладные цистерны, если по наружному осмотру не возникает сомнений в их надлежащем техническом состоянии;
топливные (за исключением цистерн пиков), если по результатам наружного осмотра и испытания на непроницаемость не возникает сомнений в их надлежащем техническом состоянии.
5.1.3.5 Кингстонные ящики, шахты лагов и эхолотов испытываются на непроницаемость при спуске судна на воду. Цистерны пиков, двойного дна и вне двойного дна испытываются на непроницаемость по усмотрению инспектора.
Допускается испытание цистерн на плаву при условии их освидетельствования изнутри также на плаву.
Междудонные топливные и масляные цистерны могут испытываться, соответственно, топливом или маслом.
Испытываются на непроницаемость переборки и другие перекрытия грузовых танков, отделяющих смежные отстойные, балластные и топливные танки, помещения насосов, туннели трубопроводов, коффердамы и пустые пространства.
5.1.4 Второе очередное освидетельствование корпусов судов в возрасте от 5 до 10 лет.
5.1.4.1 При освидетельствовании выполняют
ся все указания 5.1.1 — 5.1.3 с дополнениями и
изменениями, указанными в 5.1.4.2 — 5.1.4.4.
5.1.4.2 Для осмотра льял щиты и деревянный
настил над ними снимаются по всей длине трюмов.
На судах без двойного дна в районе трюмов
снимаются щиты или доски настила в районе
вертикального киля и у скулы с каждого борта
для осмотра набора и обшивки по всей длине
трюмов. Деревянный настил в трюмах на втором
дне местами вскрывается для осмотра настила
второго дна. Деревянный настил верхней палубы
или ее мастично-красочное покрытие местами
вскрывается для осмотра стального настила.
Изоляция в рефрижераторных трюмах и камерах
по указанию инспектора местами вскрывается для
освидетельствования обшивки и набора. По указа
нию инспектора производится местное вскрытие
деревянной и другой зашивки в жилых и служебных
помещениях в местах ожидаемого повышенного
коррозионного износа, особенно в районе иллю
минаторов, если без вскрытия невозможно устано
вить техническое состояние конструкции.
5.1.4.3 Особенно тщательно инспектор осви
детельствует нижние части водонепроницаемых
переборок, выгородок и туннелей гребных валов,
а также нижние части концевых переборок над
строек, комингсов люков, вентиляционных рас
трубов и вентиляторов.
На нефтеналивных судах в районе грузовых танков производятся выборочные замеры остаточной толщины листов в местах наибольшего коррозионного износа наружной обшивки, настила верхней палубы, комингсов люков, вентиляционных раструбов и вентиляторов. Осматриваются изнутри цепные ящики. Топливные цистерны (за исключением цистерн пиков) могут не подвергаться осмотру изнутри при условии, что по результатам осмотра изнутри одной из цистерн двойного дна в носовой, кормовой и средней частях, а также одной из цистерн вне двойного дна и по результатам наружного осмотра и испытаний на непроницаемость не возникает сомнений в их годном техническом состоянии. Количество подлежащих внутреннему осмотру вкладных и масляных цистерн, цистерн для растительного масла и других жидких грузов определяется инспектором в зависимости от технического состояния выборочно осмотренных цистерн (при этом должно быть подвергнуто осмотру, как минимум, по одной цистерне каждого типа).
5.1.4.4 Грузовые танки нефтеналивных судов и
их коффердамы испытываются на непроницае-
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
мость. Испытания могут производиться в шахматном порядке таким образом, чтобы каждая переборка по всей площади была испытана.
Танки должны испытываться в доке наливом до ватерлинии порожнем с последующим испытанием наливом до верха комингса люка на плаву.
5.1.5 Третье очередное освидетельствование
корпусов судов в возрасте свыше 10 лет.
5.1.5.1 При освидетельствовании должны быть
выполнены все указания 5.1.1 — 5.1.4 с изменениями
и дополнениями, указанными в 5.1.5.2 — 5.1.5.4.
5.1.5.2 Объем вскрытий деревянного настила
и бортовой зашивки трюмов, деревянного насти
ла палуб, изоляции рефрижераторных трюмов и
камер, деревянной и другой зашивки и изоляции в
жилых и служебных помещениях, цементировки и
других покрытий днища должен быть увеличен,
исходя из обеспечения увеличенного объема ос
мотра закрытых конструкций и необходимых
замеров остаточных толщин листов и балок
набора. В необходимых случаях производится
демонтаж конструкций и оборудования, затрудн
яющих доступ для осмотра и замеров связей, а
также удаляется твердый балласт.
5.1.5.3 Производятся выборочные замеры
остаточной толщины в местах наибольшего из
носа наружной обшивки и набора водонепрони
цаемых переборок, обшивки килевой балки и
флоров грунтовых трюмов земснарядов и
шаланд, кингстонных ящиков, шахт лагов и
эхолотов, настила палуб, платформ и второго
дна, обшивки надстроек и рубок, комингсов
люков, вентиляционных раструбов и вентилято
ров, обшивки водонепроницаемых переборок и
выгородок, фундаментов главных механизмов и
котлов, а также флоров и других балок днищево
го, бортового и палубного наборов, приварных
патрубков арматуры. По результатам осмотра и
выборочных замеров остаточных толщин
(включая предыдущие) устанавливается необхо
димость проведения полной или частичной де-
фектации корпуса.
5.1.5.4 Осмотру изнутри подлежат все топлив
ные и масляные цистерны, вкладные цистерны и
цистерны для растительного масла, китового
жира и других жидких грузов. Все цистерны
испытываются на непроницаемость в доке. Меж
дудонные топливные цистерны подлежат испы
танию на непроницаемость наливом воды.
5.1.6 Очередные освидетельствования корпусов
судов в возрасте более 15 лет.
Четвертое и последующие очередные освидетельствования корпуса судна выполняются в объеме, регламентированном для третьего очередного освидетельствования, однако объем осмотров, замеров остаточных толщин и испы-
тании на непроницаемость устанавливается инспектором с учетом произведенных ремонтов и замен конструкций корпуса, а также нижеследующих указаний:
при каждом очередном освидетельствовании производятся выборочные замеры остаточных толщин связей, которые не были заменены при ремонтах; в местах наибольшего износа наружной обшивки, обшивки килевой балки и флоров грунтовых трюмов земснарядов и шаланд, кингстонных ящиков, шахт лагов и эхолотов, приварных патрубков донно-бортовой арматуры, обшивки и настила палуб сплошной надстройки, длинной средней надстройки, удлиненного бака и юта и их концевых переборок, настила верхней палубы и второго дна, обшивки водонепроницаемых переборок, комингсов люков, вентиляционных раструбов и вентиляторов, фундаментов главных двигателей и котлов, а в необходимых случаях также флоров и других балок днищевого, бортового и палубного набора;
в любом случае, если техническое состояние судна, ввиду его коррозионного износа, вызывает сомнение, инспектор вправе потребовать проведения полной дефектации корпуса;
осмотру изнутри подлежат все судовые цистерны;
испытания всех цистерн (кроме вкладных) на непроницаемость должны производиться в доке, за исключением случаев, когда проведение такого испытания в полной мере невозможно ввиду недостаточной грузоподъемности дока (см. также 5.1.4.4).
5.1.7 Определение технического состояния корпуса.
5.1.7.1 Общие положения по определению
технического состояния корпуса изложены в разд.
10 части I «Общие положения».
5.1.7.2 Требования настоящей части при
меняются в той мере, насколько это применимо,
при производстве также ежегодных, промежуточ
ных и других предусмотренных Правилами осви
детельствований.
5.1.7.3 Определение технического состояния
корпуса производится путем осмотров, замеров
остаточных толщин и испытаний на непроницае
мость с использованием данных по актам пре
дыдущих освидетельствований и сведений об
обнаруженных в эксплуатации износах и пов
реждениях, произведенных ремонтах и заменах
по судовой документации (формулярам техничес
кого состояния, судовым актам, эскизам и за
писям на чертежах, ремонтным ведомостям,
судовым журналам).
При определении технического состояния листов наружной обшивки, обшивки грузовых трюмов и
Правила классификационных освидетельствований судов
коробчатых килевых балок, настила палубы и второго дна, кингстонных ящиков, шахт, цистерн и отсеков освидетельствование должно производиться снаружи и изнутри помещений.
5.1.7.4 Износ конструкций корпуса.
5.1.7.4.1 Износ — уменьшение первоначаль
ных (построечных) размеров элементов корпуса в
процессе эксплуатации; по характеру распростра
нения износ подразделяется на общий (уменьше
ние толщин элементов корпуса судна по всей их
поверхности, характерное для данной связи) и
местный (локальное уменьшение толщин элемен
тов корпуса судна на отдельных участках его
поверхности).
5.1.7.4.2 Величина фактического износа опре
деляется относительно строительной (перво
начальной) толщины связи.
5.1.7.4.3 Если при освидетельствовании об
наружены места с чрезмерным коррозионным
износом, инспектор принимает меры к выясне
нию причин такого чрезмерного износа, а также,
по возможности, дает судовладельцу рекоменда
ции по его предотвращению.