5.1.7.5.1 Как правило, повреждения связей
корпуса в виде пробоин, разрывов, трещин,
вмятин, гофров и бухтин являются следствием
столкновений или навалов судов, посадки на мель
или касания грунта, ударов о береговые сооруже
ния, плавания во льдах, а также ударов волн.
Повреждения корпуса, явные причины которых
не установлены, подлежат особому рассмотре
нию для выяснения возможных недостатков
конструкции, определения износа связей или
неправильной эксплуатации (например, непра
вильной загрузки), которые могут привести к
разрывам, трещинам или остаточным деформа
циям. Такое особое рассмотрение во всех случаях
необходимо при массовом или при повторном
появлении повреждений.
5.1.7.5.2 При обнаружении разрывов связей
корпуса и трещин особое внимание обращается
на трещины или разрывы, которые могут быть
следствием нерациональной конструкции (места
резкого обрыва связей, вырезы с малыми радиу
сами закругления и т.п.).
Иногда трещины в напряженных связях могут быть следствием хрупкости металла, поэтому при обнаружении трещин, причина появления которых не может быть объяснена действием чрезмерных внешних нагрузок или конструктивными недостатками, необходимо произвести химический анализ и определить механические показатели металла поврежденной связи.
Появление трещин в листовых конструкциях новых или отремонтированных судов может
являться следствием чрезмерных остаточных напряжений при неправильной технологии сварки.
5.1.7.5.3 Появление (особенно массовое или
повторное) трещин или разрывов связей, а также
поперечных гофров в верхней палубе и днище в
средней части судна, возникновение которых не
может быть объяснено действием чрезмерных
местных нагрузок, может являться следствием
недостаточной общей (продольной) прочности суд
на. Уменьшение общей прочности может являться
также результатом чрезмерного износа продоль
ных связей корпуса. В обоих этих случаях требуется
контрольная проверка общей прочности корпуса
судна в соответствии с требованиями Правил, а в
необходимых случаях также разработка мероприя
тий по подкреплению корпуса.
5.1.7.5.4 Причиной повреждения днища и
бортов в носовой оконечности судна ударами
волн может оказаться слеминг, проявляющийся
при недостаточной осадке носом и чрезмерных
скоростях на волнении. При выявлении такого
рода повреждений должна быть произведена
проверка соответствия требованиям Правил
осадки в носу и усилений днища в носовой
оконечности.
В необходимых случаях может потребоваться подкрепление корпуса.
О всех случаях выявления повреждений от сле-минга инспекция сообщает в Главное управление или бассейновую инспекцию (по подчиненности).
5.1.7.5.5 Остаточные деформации связей кор
пуса характеризуются следующими видами пов
реждений:
вмятина — остаточная деформация (прогиб) наружной обшивки, настила палуб или второго дна совместно с набором. Вмятина характеризуется длиной, шириной и стрелкой прогиба в наиболее деформированном месте по отношению к первоначальной форме поверхности перекрытия;
гофрировка — остаточная деформация наружной обшивки, настила палуб или второго дна в виде удлиненных прогибов листов между смежными балками судового набора без деформации последних, которые придают перекрытию ребристый вид. Гофрировка характеризуется стрелкой наибольшего прогиба и длиной, а также районом распространения (количеством гофров);
бухтина — остаточная деформация листов наружной обшивки, настила палуб или второго дна, представляющая собой ограниченные по длине прогибы листов между смежными балками судового набора без деформации последних.