Общие указания

5.2.1.1 При очередном освидетельствовании
судна для возобновления класса должно быть
проверено сохранение соответствия объектов ме­
ханической установки требованиям Правил клас­
сификации и постройки морских судов и
определено их техническое состояние.

5.2.1.2 Обобщенный объем освидетельствова­
ния объектов механической установки приведен в
табл. 2.1.1. В таблице указано в общем виде,
какие объекты и когда подлежат каким видам
освидетельствования. При производстве освиде­
тельствований учитываются сроки вскрытия и
разборки, определения износов и зазоров, про­
верки в действии и гидравлических испытаний,
указанные в технической документации (инструк­
циях по обслуживанию) заводов-изготовителей
механизмов и устройств.

5.2.1.3 Объекты механической установки ос­
видетельствуются также при ремонтах и по
требованию инспектора.

5.2.1.4 Если в период, предществующий
очередному освидетельствованию судна, или во
время очередного освидетельствования был
произведен ремонт главных механизмов, валопро-
водов, движителей, рулевого устройства, объем
которого вызывает необходимость их проверки на
ходу судна, то указанные механизмы и устройства
проверяются в действии на ходовых испытаниях.
Ходовым испытаниям должны предшествовать
швартовные испытания. Программа швартовных
и ходовых испытаний, в которой указываются
режимы и продолжительность испытаний, должна
быть представлена на одобрение инспектору.
Ходовые испытания с целью проверки в действии
главных механизмов, валопроводов, движителей и
рулевого устройства могут быть заменены испы­
таниями с использованием имитационных мето­
дов и средств или швартовными испытаниями,
если они могут обеспечить проверку работы
указанных механизмов и устройств на ходовых
режимах и обеспечить нагрузку главных механиз­
мов, валопроводов и движителей, соответст­
вующую ходовым режимам. Методики и


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




программы таких испытаний должны быть пред­ставлены на рассмотрение и одобрение в инспек­цию Регистра, осуществляющую технический над­зор за судами, на которых проводятся вышеуказанные испытания.

5.2.1.5 Определение технического состояния
объектов механической установки производится
по результатам освидетельствования с использо­
ванием актов предыдущего освидетельствования и
сведений об обнаруженных в эксплуатации изно-
сах, повреждениях, неисправностях, произведен­
ных ремонтах и заменах, отраженных в судовой
документации (формулярах технического состоя­
ния, судовых актах, машинных журналах и т.п.).

5.2.1.6 Нормы допустимых износов механиз­
мов, узлов и деталей определяются по данным,
содержащимся в инструкциях и формулярах
заводов-изготовителей и нормативных докумен­
тах, разработанных проектными и научно-иссле­
довательскими организациями и одобренных
Регистром.

5.2.1.7 Оценка вибрации главных и вспомога­
тельных механизмов и валопроводов по резуль­
татам измерений должна производиться по
техническим нормам вибрации, приведенным в
правилах.

5.2.1.8 Если при освидетельствовании объек­
тов механической установки обнаружены износы,
повреждения или неисправности, превышающие
допустимые или представляющие опасность для
плавания судна, объекты не признаются годными
к эксплуатации до устранения дефектов, а судно
не признается годным к плаванию.

5.2.2 Двигатели внутреннего сгорания. Паро­вые машины.

5.2.2.1 Очередное освидетельствование
включает в себя освидетельствование главных и
вспомогательных двигателей с их маневровыми и
пусковыми устройствами, навешенными вспомо­
гательными механизмами и оборудованием, пе­
редачами, муфтами, демпферами и антивибрато­
рами и главных и вспомогательных паровых
поршневых машин с их маневровыми устройст­
вами и приводными механизмами.

5.2.2.2 При очередном освидетельствовании
двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в ком­
плекте с передачами, муфтами и редукторами,
маневровыми, пусковыми, валоповоротными ус­
тройствами, вспомогательными механизмами,
приводимыми от двигателей, и оборудованием
предъявляются для детального осмотра с необхо­
димым вскрытием и разборкой узлов и деталей.

5.2.2.3 В соответствии с 5.2.2.2 у главного
двигателя освидетельствуются следующие части
и узлы: фундаментная рама, стойки, картер,
анкерные связи, фундаментные болты и клинья,


крепление двигателя, блок цилиндров, крышки цилиндров, цилиндровые втулки, поршни, штоки поршней, крейцкопфы с цапфами и ползунами, направляющие (параллели), шатуны, поршневые пальцы, телескопическая система, крейцкопфные, головные, мотылевые, рамовые подшипники, их болты и шпильки, упорный подшипник, встроен­ный в двигатель, мотылевые и рамовые шейки коленчатого вала, щеки мотылей, шпильки кре­пления противовесов на щеках мотылей коленча­того вала, распределительные устройства, включая распределительные валы, кулачковые шайбы на распределительных валах, подшип­ники, механизмы привода клапанов, всасы­вающие, выпускные и пусковые клапаны, при­воды распределительных валов (зубчатые и цеп­ные передачи), предохранительные клапаны, ус­тройства для смазки, маневровые и пусковые устройства, регулятор частоты вращения и пре­дельный выключатель, вспомогательные меха­низмы, приводимые от главного двигателя, валоповоротное устройство, демпфер крутиль­ных колебаний и антивибратор, газотурбонагне­татели, охладители наддувочного воздуха. У среднеоборотных дизелей разборка рамовых и мотылевых подшипников и их замена при очеред­ных освидетельствованиях могут быть отложены до окончания срока службы этих подшипников, указанного в технической документации завода-изготовителя дизелей. Приемлемые интервалы между вскрытиями подшипников определяются Регистром с учетом технической документации заводов-изготовителей. Объем освидетельствова­ния частей и узлов вспомогательных двигателей определяется в соответствии с применимыми к ним указаниями данного пункта и 5.2.2.2.

5.2.2.4 При освидетельствовании инспектору предъявляются результаты замеров и определе­ния износов цилиндровых втулок, поршней, пол­зунов и направляющих (параллелей), цапф крейцкопфов, поршневых пальцев, мотылевых и рамовых шеек, крейцкопфных (головных), моты­левых, рамовых и упорного подшипников, ра­спределительных валов, их деталей и приводов. При необходимости инспектор требует проведе­ния замеров и определения износов других узлов и деталей. Инспектору должны быть пре­дъявлены результаты измерения раскепов, ве­личины которых не должны превышать норм, указанных в технической документации заводов-изготовителей двигателей, результаты замера просадки коленчатого вала, измерения длины болтов мотылевых и крейцкопфных подшипни­ков. Такие замеры, определение износов и измер­ение раскепов у вспомогательных двигателей внутреннего сгорания производятся в зависимое-



Правила классификационных освидетельствований судов



ти от конструкции двигателей и по требованию инспектора, а также при плановых ремонтах и наступлении сроков, указанных в инструкциях по обслуживанию и технической документации за­водов-изготовителей двигателей.

5.2.2.5 При осмотре блоков цилиндров и
цилиндровых втулок проверяется их состояние.
Осмотр охлаждаемых поверхностей цилиндро­
вых втулок, а также поверхностей блоков может
производиться через смотровые люки в блоке.
При отсутствии такой возможности или при
необходимости более подробного осмотра повер­
хностей блоков и цилиндровых втулок одна из
втулок выпрессовывается. При наличии на повер­
хности втулок или блока значительных эрозион­
ных и коррозионных разъеданий, влияющих на
прочность этих узлов, выпрессовке и осмотру
подлежат все втулки, а также подлежат осмотру
все поверхности блока цилиндров.

Блок цилиндров в сборе с цилиндровыми втулками подвергается гидравлическому испыта­нию на плотность, если втулки были выпрессованы. Пробное давление принимается равным рабочему давлению в системе охлаждения двигателя.

5.2.2.6 В коленчатых валах проверяются сос­
тояние рабочих поверхностей мотылевых и ра-
мовых шеек, посадка мотылевых и рамовых шеек
в составных и полусоставных коленчатых валах, а
также состояние щек колен. При необходимости
проверка состояния мотылевых и рамовых шеек
выполняется одобренным методом нераз-
рушающего контроля.

5.2.2.7 Проверяется крепление противовесов
коленчатых валов и маховика двигателя. Прове­
ряется состояние демпферов крутильных колеба­
ний. Демпферы механического типа предъяв­
ляются к освидетельствованию в разобранном
виде. У жидкостных демпферов производится
отбор проб силиконовой жидкости (или иной
вязкой жидкости, примененной в демпфере со­
гласно его конструкции) и признанной лабора­
торией, и выполняется анализ этой жидкости.
Демпферы, выработавшие установленный заво­
дом-изготовителем ресурс (не более 30000 ч),
заменяются или ремонтируются по одобренной
Регистром технической документации с после­
дующей проверкой крутильных колебаний сис­
темы «главный двигатель — движитель» («вало-
провод»). После ремонта или замены демпфера
крутильных колебаний или антивибратора, если в
них внесены изменения, существенно меняющие
их демпфирующие или упругие характеристики,
производятся измерения крутильных колебаний
системы «главный двигатель — движитель» («ва-
лопровод»).


5.2.2.8 Проверяется прилегание рамовых шеек
к нижним вкладышам подшипников. Проверка
прилегания производится выкатыванием вкла­
дышей, а при необходимости производится по­
дъем коленчатого вала.

5.2.2.9 При осмотре шатунов проверяется
отсутствие забоин и трещин, особенно в местах
наибольшей концентрации напряжений (в перехо­
дах от стержня к головке и пятке шатуна), а также
в районах зубчатых разъемов нижней головки
шатуна. Проверяется состояние антифрикционно­
го слоя крейцкопфных, мотылевых, рамовых
подшипников или вкладышей подшипников.

Для шатунов с тонкостенными вкладышами мотылевых подшипников, имеющих зубчатый разъем нижней головки, проверяется геометрия постели мотылевых подшипников и прилегание зубчатых разъемов. Тонкостенные многослойные вкладыши рамовых и мотылевых подшипников проверяются на наличие гарантированного натя­га. При наработке, превышающей 50000 ч, или по требованию инспектора зубчатые разъемы шату­нов проверяются на наличие трещин одобренным методом неразрушающего контроля.

5.2.2.10 Шатунные болты заменяются после
истечения срока эксплуатации в соответствии с
инструкцией завода-изготовителя, либо после
наработки 20000 ч, если отсутствуют данные по
их удлинению. Шатунные болты четырехтактных
дизелей проверяются одобренным Регистром
методом на отсутствие усталостных трещин и
остаточных деформаций в следующих случаях:

в соответствии с рекомендациями и инструк­цией по обслуживанию завода-изготовителя ди­зелей,

после 20000 ч работы шатунных болтов,

в случаях, вызывающих сомнение.

О результатах проверки судовладелец должен представить инспектору соответствующий акт.

5.2.2.11 При осмотре передач к распредели­
тельным валам и навешенным механизмам у
зубчатых передач проверяется состояние рабочей
поверхности зубьев и их приработка; у цепных
передач проверяется состояние рабочих повер­
хностей роликов цепей, зубьев звездочек, соеди­
нительных звеньев цепей, а также удлинение
цепей.

5.2.2.12 При осмотре газотурбонагнетателей
проверяется состояние корпусных частей турбины
и компрессора, соплового аппарата, ротора,
рабочих колес турбины и компрессора, рабочих
лопаток турбины, крепления лопаток, подшипни­
ков опорных и опорно-упорных, диффузора,
лабиринтных уплотнений. Положение ротора,
его осевой разбег, осевые и диаметральные
зазоры ответственных узлов проверяются в соот-


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




ветствии с инструкциями заводов-изготовителей и представляются инспектору в виде карт обмер­ов и таблиц.

5.2.2.13 При осмотре фундаментов и рам
двигателей в необходимых случаях проверяются
сомнительные места одобренным методом не-
разрушающего контроля. Затяжка анкерных
связей контролируется по нормам завода-изгото­
вителя.

5.2.2.14 Регулировка предохранительных кла­
панов, установленных на двигателях (на крышках
цилиндров, ресиверах наддувочного воздуха)
проверяется на стенде. Результаты регулировки
предъявляются инспектору.

5.2.2.15 После завершения очередного осви­
детельствования и устранения выявленных при
этом дефектов двигатели предъявляются для
проверки в действии. Главные двигатели при
очередном освидетельствовании предъявляются
для проверки в действии на ходовых испытаниях
судна с учетом условий, определенных в 5.2.1.4.

5.2.2.16 Проверка двигателей в действии
производится в комплекте с муфтами и редукто­
рами, маневровыми, пусковыми и защитными
устройствами, обслуживающими насосами и
компрессорами (включая резервные), теплооб-
менными аппаратами, сосудами под давлением,
системами, трубопроводами и оборудованием.

Проверка в действии свободнопоршневых гене­раторов газа (СПГГ) производится в соответствии с изложенным в настоящем пункте и в после­дующих пунктах настоящего раздела применитель­но к конструкциям, типам и назначению СПГГ.

5.2.2.17 При проверке главных двигателей в
действии производится проверка основных ха­
рактеристик работы двигателей, в том числе
частоты вращения, максимального давления
сгорания и давления сжатия (для заданных
режимов), температуры выпускных газов, давле­
ния смазочного масла и охлаждающей воды,
температуры смазочного масла и охлаждающей
воды и других показателей.

При необходимости инспектор требует на ходовых испытаниях определения мощности главных двигателей. Рекомендуется проверка нагрузки по цилиндрам. Проверяется действие реверсивных устройств и время реверсирования. Двигатели, работающие через реверс-редукторы, гидравлические муфты и электромагнитные муфты, проверяются в действии совместно с указанными механизмами, в том числе во время действия реверсивных устройств.

5.2.2.18 Предельные выключатели двигателей,
работающие на гребные винты через реверс-
редукторы, гидромуфты, работающие на ВРШ, а
также двигатели главных и вспомогательных


генераторов, проверяются на срабатывание при предельной частоте вращения.

5.2.2.19 Системы защиты и аварийно-преду­
предительной сигнализации двигателей про­
веряются в процессе испытаний двигателей. Эту
проверку допускается производить имитацией
условий срабатывания устройств защиты и сиг­
нализации.

5.2.2.20 Пуск, остановка, реверсирование, из­
менение режима работы двигателей при наличии
дистанционного управления проверяются с мест­
ного и дистанционных постов управления. Однов­
ременно проверяется работа блокировки
местного и дистанционных постов, действие
приборов и перевод управления с одного поста
на другой. Проверяется работа блокировки при
включении валоповоротного устройства.

5.2.2.21 Двигатели с непосредственной пере­
дачей на гребные винты проверяются в работе
при минимально устойчивой частоте вращения.

5.2.2.22Вспомогательные двигатели при про­
верке в действии испытываются по своему назначе­
нию при спецификационной частоте вращения и
других спецификационных параметрах.

5.2.2.23Проверяется эффективность средств
связи между ходовым мостиком и постами
управления главными двигателями.

5.2.2.24 Общие положения по определению
технического состояния ДВС и паровых машин
изложены в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.

5.2.2.25Ремонт или замена узлов и деталей
двигателей производится, если в процессе осви­
детельствования были обнаружены опасные де­
фекты и износы, превышающие предельно
допустимые нормы.

К таким дефектам относятся:

.1 повреждения ответственных узлов и деталей:

трещины в элементах двигателя — фунда­ментных рамах и станинах, блоках цилиндров, крышках цилиндров, цилиндровых втулках, поршнях, шейках коленчатого вала и на щеках кривошипов, обрыв анкерных связей;

деформация (погибь) коленчатых валов, шатунов, штоков поршней, распределительных валов;

подплавление, выкрашивание, растрескива­ние, отставание антифрикционного слоя под­шипников двигателя;

выкрашивание, повреждения зубьев колес и шестерен привода распределительных валов, вык­рашивание кулачных шайб распределительных валов;

чрезмерное удлинение шатунных болтов (ос­таточная деформация болтов превышает допус­тимые значения);

.2 износы ответственных узлов и деталей:



Правила классификационных освидетельствований судов



износ, выработка мотылевых и рамовых шеек коленчатого вала, цапф крейцкопфов, шеек ра­спределительных валов, эллиптичность, конус­ность шеек и цапф, выходящие за пределы допустимых норм, износ кулачных шайб распре­делительных валов;

износ поршней и износ поршневых пальцев, выходящие за пределы допустимых норм;

износ подшипников, увеличение зазоров в крейцкопфных (головных), мотылевых, рамовых и упорных подшипниках, превышающее предель­но допустимые нормы, уменьшение толщины антифрикционного слоя подшипников, выход­ящее за пределы допустимых норм;

износ цилиндровых втулок, выходящий за пределы допустимых норм;

.3 неисправности ответственных узлов и де­талей:

величины раскепов коленчатого вала и про­садки вала превышают допустимые нормы, ука­занные в технической документации;

нарушение плотности посадки мотылевых и рамовых шеек составных и полусоставных коле­нчатых валов и кулачных шайб на распредели­тельных валах;

пропуски и течь в уплотнениях цилиндровых втулок;

неправильное прилегание шеек вала в по­дшипниках и, вследствие этого, уменьшение опорных поверхностей вкладышей подшипников;

расцентровка свыше допустимых норм.

5.2.2.26 Двигатели не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:

повышенная вибрация двигателей;

ненормальные удары, стуки и шумы в двига­телях;

неправильное распределение нагрузки по ци­линдрам;

повышенный нагрев подшипников;

температуры масла, охлаждающей воды пре­вышают предельно допустимые значения, указан­ные в инструкциях заводов-изготовителей двигателей;

температуры выпускных газов превышают предельно допустимые значения, указанные в инструкциях заводов-изготовителей двигателей;

прорыв газов в картеры двигателей;

неисправности маневровых, пусковых ус­тройств, регуляторов частоты вращения, пре­дельных выключателей, топливной аппаратуры, предохранительных клапанов;

неисправности вспомогательных механизмов, обслуживающих двигатели и приводимых от двигателей;

неисправности контрольно-измерительных


приборов.

Причины появления вышеуказанных неис­правностей должны быть установлены и дефекты устранены.

При обнаружении повышенной вибрации дви­гателей производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации.

При оценке износов узлов и деталей двигате­лей внутреннего сгорания, определении допускае­мых зазоров в узлах используется техническая документация и инструкции по обслуживанию механизмов заводов-изготовителей, а также одо­бренные нормы.

5.2.2.27 При очередном освидетельствовании
паровые поршневые машины (в дальнейшем —
«паровые машины») с маневровыми и другими
устройствами, оборудованием, механизмами,
приводимыми от паровой машины, предъ­
являются для детального осмотра с необходи­
мым вскрытием и разборкой узлов и деталей
согласно табл. 2.1.1.

5.2.2.28 С учетом 5.2.2.27 у главной паровой
машины освидетельствуются следующие части и
узлы: фундаментная рама, стойки (колонны),
картер, фундаментные болты и клинья, блоки
цилиндров, крышки цилиндров, цилиндровые
втулки, золотниковые коробки, клапанные ко­
робки (у паровых машин с клапанным парорас­
пределением), ресиверы, поршни со штоками,
золотники со штоками, парораспределительные
клапаны, крышки золотниковых коробок и кла­
панных коробок, крейцкопфы с цапфами, на­
правляющие (параллели), шатуны, крейц-
копфные (головные), мотылевые и рамовые по­
дшипники, их болты и шпильки, упорный по­
дшипник, встроенный в паровую машину,
мотылевые и рамовые шейки коленчатого вала,
щеки мотылей, золотниковые и клапанные тяги,
кулисы, эксцентрики, бугели эксцентриков, рас­
пределительные валы (у паровых машин с кла­
панным парораспределением), предохранитель­
ные клапаны, главный стопорный и главный
маневровый клапаны, реверсивные механизмы,
регулятор частоты вращения и штормовая за­
слонка, валоповоротное устройство, механизмы,
приводимые от главной паровой машины.

Объем освидетельствования частей и узлов вспомогательных паровых машин определяется в соответствии с применимым к ним указаниям данного пункта и 5.2.2.27'.

При освидетельствовании главных и вспомо­гательных паровых машин следует также руко­водствоваться применимым к ним указаниям 5.2.2.5 — 5.2.2.13.


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




5.2.2.29 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров и определения
износов следующих узлов и деталей: цилиндров и
золотниковых коробок, поршней и золотников,
парораспределительных клапанов (у машин с
клапанным устройством), ползунов и параллелей,
шеек крейцкопфных подшипников, рамовых и
мотылевых шеек, крейцкопфных, рамовых и мо-
тылевых подшипников, эксцентриков, под-шипни-
ков привода золотников упорного под-шипника.
При необходимости инспектор требует проведе­
ния замеров по другим узлам и деталям. Инспек­
тору предъявляются результаты измерения
раскепов коленчатого вала. Указанные выше
замеры и определение износов узлов и деталей
вспомогательных паровых машин производятся
по требованию инспектора, а также при произ­
водстве планового ремонта и при наступлении
сроков выполнения замеров, указанных в инструк­
ции по обслуживанию данного механизма.

5.2.2.30 При необходимости проверка состоя­
ния мотылевых и рамовых шеек коленчатого
вала, щек мотылей, посадки мотылевых и рамо­
вых шеек у составных валов выполняется одо­
бренным методом неразрушающего контроля.

5.2.2.31 Проверяется состояние рабочих повер­
хностей цилиндров, золотниковых коробок, эксцен­
триков, антифрикционного слоя крейцкопфных
(головных), мотылевых и рамовых подшип-ников,
вкладышей подшипников, бугелей эксцентриков. У
паровых машин с клапанным парорас-пределением
проверяется состояние посадочных мест парора­
спределительных клапанов и гнезд клапанов, сос­
тояние кулачных шайб распределительных валов и
роликов толкателей.

5.2.2.32 Предохранительные клапаны на ци­
линдрах и золотниковых коробках должны быть
отрегулированы на 1,25 рабочего давления в
цилиндре или коробке.

5.2.2.33 Освидетельствование турбин отрабо­
тавшего пара производится в соответствии с
применимым к ним указаниями 5.2.3.

5.2.2.34 После завершения очередного осви­
детельствования и устранения выявленных при
этом дефектов паровые машины предъявляются
для проверки в действии. Главные паровые
машины при очередном освидетельствовании
предъявляются для проверки в действии при
ходовых испытаниях судна (см. 5.2.1.4).

5.2.2.35 Проверка паровых машин в действии
производится в комплекте с маневровым и
другими устройствами, обслуживающими насо­
сами (включая резервные), теплообменными ап­
паратами, системами, трубопроводами и обо­
рудованием.


5.2.2.36 При проверке главных паровых
машин в действии производится проверка основ­
ных характеристик работы паровых машин, в том
числе частоты вращения, давления пара перед
паровыми машинами и в золотниковых короб­
ках, температуры перегретого пара на входе в
паровые машины, разрежения в конденсаторе
пара, давления и температуры смазочного масла
при циркуляционной смазке. При необходимости
инспектор требует на ходовых испытаниях опре­
деления мощности главных паровых машин.

5.2.2.37 Проверяются в действии предохрани­
тельные устройства, регуляторы, штормовые
заслонки, системы блокировки и управления. О
проверке системы защиты и АПС — см. 5.2.2.19.
Проверяется эффективность средств связи с хо­
довым мостиком постов управления главными
паровыми машинами.

5.2.2.38 Вспомогательные паровые машины
при проверке в действии испытываются по своему
назначению при спецификационной частоте
вращения и других спецификационных параме­
трах.

5.2.2.39 Проверяются в действии реверсивные
устройства главных паровых машин и время
реверсирования.

5.2.2.40 Производится ремонт или замена
узлов и деталей паровых машин, если в процессе
освидетельствования обнаружены опасные де­
фекты и износы, превышающие предельно допус­
тимые нормы, изложенные в соответствующей
технической документации и инструкциях по
обслуживанию паровых машин. К опасным де­
фектам должны быть отнесены трещины, задиры
и раковины в цилиндрах, золотниковых и кла­
панных коробках, на поршнях и золотниках, на
других деталях парораспределения, а также де­
фекты, указанные в 5.2.2.25 применительно к
соответствующим узлам и деталям паровых
машин.

5.2.2.41 Паровые машины не признаются
годными к эксплуатации, если при проверке в
действии были обнаружены неисправности, ука­
занные в 5.2.2.26, применительно к паровым
машинам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: