5.2.1.1 При очередном освидетельствовании
судна для возобновления класса должно быть
проверено сохранение соответствия объектов ме
ханической установки требованиям Правил клас
сификации и постройки морских судов и
определено их техническое состояние.
5.2.1.2 Обобщенный объем освидетельствова
ния объектов механической установки приведен в
табл. 2.1.1. В таблице указано в общем виде,
какие объекты и когда подлежат каким видам
освидетельствования. При производстве освиде
тельствований учитываются сроки вскрытия и
разборки, определения износов и зазоров, про
верки в действии и гидравлических испытаний,
указанные в технической документации (инструк
циях по обслуживанию) заводов-изготовителей
механизмов и устройств.
5.2.1.3 Объекты механической установки ос
видетельствуются также при ремонтах и по
требованию инспектора.
5.2.1.4 Если в период, предществующий
очередному освидетельствованию судна, или во
время очередного освидетельствования был
произведен ремонт главных механизмов, валопро-
водов, движителей, рулевого устройства, объем
которого вызывает необходимость их проверки на
ходу судна, то указанные механизмы и устройства
проверяются в действии на ходовых испытаниях.
Ходовым испытаниям должны предшествовать
швартовные испытания. Программа швартовных
и ходовых испытаний, в которой указываются
режимы и продолжительность испытаний, должна
быть представлена на одобрение инспектору.
Ходовые испытания с целью проверки в действии
главных механизмов, валопроводов, движителей и
рулевого устройства могут быть заменены испы
таниями с использованием имитационных мето
дов и средств или швартовными испытаниями,
если они могут обеспечить проверку работы
указанных механизмов и устройств на ходовых
режимах и обеспечить нагрузку главных механиз
мов, валопроводов и движителей, соответст
вующую ходовым режимам. Методики и
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
программы таких испытаний должны быть представлены на рассмотрение и одобрение в инспекцию Регистра, осуществляющую технический надзор за судами, на которых проводятся вышеуказанные испытания.
5.2.1.5 Определение технического состояния
объектов механической установки производится
по результатам освидетельствования с использо
ванием актов предыдущего освидетельствования и
сведений об обнаруженных в эксплуатации изно-
сах, повреждениях, неисправностях, произведен
ных ремонтах и заменах, отраженных в судовой
документации (формулярах технического состоя
ния, судовых актах, машинных журналах и т.п.).
5.2.1.6 Нормы допустимых износов механиз
мов, узлов и деталей определяются по данным,
содержащимся в инструкциях и формулярах
заводов-изготовителей и нормативных докумен
тах, разработанных проектными и научно-иссле
довательскими организациями и одобренных
Регистром.
5.2.1.7 Оценка вибрации главных и вспомога
тельных механизмов и валопроводов по резуль
татам измерений должна производиться по
техническим нормам вибрации, приведенным в
правилах.
5.2.1.8 Если при освидетельствовании объек
тов механической установки обнаружены износы,
повреждения или неисправности, превышающие
допустимые или представляющие опасность для
плавания судна, объекты не признаются годными
к эксплуатации до устранения дефектов, а судно
не признается годным к плаванию.
5.2.2 Двигатели внутреннего сгорания. Паровые машины.
5.2.2.1 Очередное освидетельствование
включает в себя освидетельствование главных и
вспомогательных двигателей с их маневровыми и
пусковыми устройствами, навешенными вспомо
гательными механизмами и оборудованием, пе
редачами, муфтами, демпферами и антивибрато
рами и главных и вспомогательных паровых
поршневых машин с их маневровыми устройст
вами и приводными механизмами.
5.2.2.2 При очередном освидетельствовании
двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в ком
плекте с передачами, муфтами и редукторами,
маневровыми, пусковыми, валоповоротными ус
тройствами, вспомогательными механизмами,
приводимыми от двигателей, и оборудованием
предъявляются для детального осмотра с необхо
димым вскрытием и разборкой узлов и деталей.
5.2.2.3 В соответствии с 5.2.2.2 у главного
двигателя освидетельствуются следующие части
и узлы: фундаментная рама, стойки, картер,
анкерные связи, фундаментные болты и клинья,
крепление двигателя, блок цилиндров, крышки цилиндров, цилиндровые втулки, поршни, штоки поршней, крейцкопфы с цапфами и ползунами, направляющие (параллели), шатуны, поршневые пальцы, телескопическая система, крейцкопфные, головные, мотылевые, рамовые подшипники, их болты и шпильки, упорный подшипник, встроенный в двигатель, мотылевые и рамовые шейки коленчатого вала, щеки мотылей, шпильки крепления противовесов на щеках мотылей коленчатого вала, распределительные устройства, включая распределительные валы, кулачковые шайбы на распределительных валах, подшипники, механизмы привода клапанов, всасывающие, выпускные и пусковые клапаны, приводы распределительных валов (зубчатые и цепные передачи), предохранительные клапаны, устройства для смазки, маневровые и пусковые устройства, регулятор частоты вращения и предельный выключатель, вспомогательные механизмы, приводимые от главного двигателя, валоповоротное устройство, демпфер крутильных колебаний и антивибратор, газотурбонагнетатели, охладители наддувочного воздуха. У среднеоборотных дизелей разборка рамовых и мотылевых подшипников и их замена при очередных освидетельствованиях могут быть отложены до окончания срока службы этих подшипников, указанного в технической документации завода-изготовителя дизелей. Приемлемые интервалы между вскрытиями подшипников определяются Регистром с учетом технической документации заводов-изготовителей. Объем освидетельствования частей и узлов вспомогательных двигателей определяется в соответствии с применимыми к ним указаниями данного пункта и 5.2.2.2.
5.2.2.4 При освидетельствовании инспектору предъявляются результаты замеров и определения износов цилиндровых втулок, поршней, ползунов и направляющих (параллелей), цапф крейцкопфов, поршневых пальцев, мотылевых и рамовых шеек, крейцкопфных (головных), мотылевых, рамовых и упорного подшипников, распределительных валов, их деталей и приводов. При необходимости инспектор требует проведения замеров и определения износов других узлов и деталей. Инспектору должны быть предъявлены результаты измерения раскепов, величины которых не должны превышать норм, указанных в технической документации заводов-изготовителей двигателей, результаты замера просадки коленчатого вала, измерения длины болтов мотылевых и крейцкопфных подшипников. Такие замеры, определение износов и измерение раскепов у вспомогательных двигателей внутреннего сгорания производятся в зависимое-
Правила классификационных освидетельствований судов
ти от конструкции двигателей и по требованию инспектора, а также при плановых ремонтах и наступлении сроков, указанных в инструкциях по обслуживанию и технической документации заводов-изготовителей двигателей.
5.2.2.5 При осмотре блоков цилиндров и
цилиндровых втулок проверяется их состояние.
Осмотр охлаждаемых поверхностей цилиндро
вых втулок, а также поверхностей блоков может
производиться через смотровые люки в блоке.
При отсутствии такой возможности или при
необходимости более подробного осмотра повер
хностей блоков и цилиндровых втулок одна из
втулок выпрессовывается. При наличии на повер
хности втулок или блока значительных эрозион
ных и коррозионных разъеданий, влияющих на
прочность этих узлов, выпрессовке и осмотру
подлежат все втулки, а также подлежат осмотру
все поверхности блока цилиндров.
Блок цилиндров в сборе с цилиндровыми втулками подвергается гидравлическому испытанию на плотность, если втулки были выпрессованы. Пробное давление принимается равным рабочему давлению в системе охлаждения двигателя.
5.2.2.6 В коленчатых валах проверяются сос
тояние рабочих поверхностей мотылевых и ра-
мовых шеек, посадка мотылевых и рамовых шеек
в составных и полусоставных коленчатых валах, а
также состояние щек колен. При необходимости
проверка состояния мотылевых и рамовых шеек
выполняется одобренным методом нераз-
рушающего контроля.
5.2.2.7 Проверяется крепление противовесов
коленчатых валов и маховика двигателя. Прове
ряется состояние демпферов крутильных колеба
ний. Демпферы механического типа предъяв
ляются к освидетельствованию в разобранном
виде. У жидкостных демпферов производится
отбор проб силиконовой жидкости (или иной
вязкой жидкости, примененной в демпфере со
гласно его конструкции) и признанной лабора
торией, и выполняется анализ этой жидкости.
Демпферы, выработавшие установленный заво
дом-изготовителем ресурс (не более 30000 ч),
заменяются или ремонтируются по одобренной
Регистром технической документации с после
дующей проверкой крутильных колебаний сис
темы «главный двигатель — движитель» («вало-
провод»). После ремонта или замены демпфера
крутильных колебаний или антивибратора, если в
них внесены изменения, существенно меняющие
их демпфирующие или упругие характеристики,
производятся измерения крутильных колебаний
системы «главный двигатель — движитель» («ва-
лопровод»).
5.2.2.8 Проверяется прилегание рамовых шеек
к нижним вкладышам подшипников. Проверка
прилегания производится выкатыванием вкла
дышей, а при необходимости производится по
дъем коленчатого вала.
5.2.2.9 При осмотре шатунов проверяется
отсутствие забоин и трещин, особенно в местах
наибольшей концентрации напряжений (в перехо
дах от стержня к головке и пятке шатуна), а также
в районах зубчатых разъемов нижней головки
шатуна. Проверяется состояние антифрикционно
го слоя крейцкопфных, мотылевых, рамовых
подшипников или вкладышей подшипников.
Для шатунов с тонкостенными вкладышами мотылевых подшипников, имеющих зубчатый разъем нижней головки, проверяется геометрия постели мотылевых подшипников и прилегание зубчатых разъемов. Тонкостенные многослойные вкладыши рамовых и мотылевых подшипников проверяются на наличие гарантированного натяга. При наработке, превышающей 50000 ч, или по требованию инспектора зубчатые разъемы шатунов проверяются на наличие трещин одобренным методом неразрушающего контроля.
5.2.2.10 Шатунные болты заменяются после
истечения срока эксплуатации в соответствии с
инструкцией завода-изготовителя, либо после
наработки 20000 ч, если отсутствуют данные по
их удлинению. Шатунные болты четырехтактных
дизелей проверяются одобренным Регистром
методом на отсутствие усталостных трещин и
остаточных деформаций в следующих случаях:
в соответствии с рекомендациями и инструкцией по обслуживанию завода-изготовителя дизелей,
после 20000 ч работы шатунных болтов,
в случаях, вызывающих сомнение.
О результатах проверки судовладелец должен представить инспектору соответствующий акт.
5.2.2.11 При осмотре передач к распредели
тельным валам и навешенным механизмам у
зубчатых передач проверяется состояние рабочей
поверхности зубьев и их приработка; у цепных
передач проверяется состояние рабочих повер
хностей роликов цепей, зубьев звездочек, соеди
нительных звеньев цепей, а также удлинение
цепей.
5.2.2.12 При осмотре газотурбонагнетателей
проверяется состояние корпусных частей турбины
и компрессора, соплового аппарата, ротора,
рабочих колес турбины и компрессора, рабочих
лопаток турбины, крепления лопаток, подшипни
ков опорных и опорно-упорных, диффузора,
лабиринтных уплотнений. Положение ротора,
его осевой разбег, осевые и диаметральные
зазоры ответственных узлов проверяются в соот-
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
ветствии с инструкциями заводов-изготовителей и представляются инспектору в виде карт обмеров и таблиц.
5.2.2.13 При осмотре фундаментов и рам
двигателей в необходимых случаях проверяются
сомнительные места одобренным методом не-
разрушающего контроля. Затяжка анкерных
связей контролируется по нормам завода-изгото
вителя.
5.2.2.14 Регулировка предохранительных кла
панов, установленных на двигателях (на крышках
цилиндров, ресиверах наддувочного воздуха)
проверяется на стенде. Результаты регулировки
предъявляются инспектору.
5.2.2.15 После завершения очередного осви
детельствования и устранения выявленных при
этом дефектов двигатели предъявляются для
проверки в действии. Главные двигатели при
очередном освидетельствовании предъявляются
для проверки в действии на ходовых испытаниях
судна с учетом условий, определенных в 5.2.1.4.
5.2.2.16 Проверка двигателей в действии
производится в комплекте с муфтами и редукто
рами, маневровыми, пусковыми и защитными
устройствами, обслуживающими насосами и
компрессорами (включая резервные), теплооб-
менными аппаратами, сосудами под давлением,
системами, трубопроводами и оборудованием.
Проверка в действии свободнопоршневых генераторов газа (СПГГ) производится в соответствии с изложенным в настоящем пункте и в последующих пунктах настоящего раздела применительно к конструкциям, типам и назначению СПГГ.
5.2.2.17 При проверке главных двигателей в
действии производится проверка основных ха
рактеристик работы двигателей, в том числе
частоты вращения, максимального давления
сгорания и давления сжатия (для заданных
режимов), температуры выпускных газов, давле
ния смазочного масла и охлаждающей воды,
температуры смазочного масла и охлаждающей
воды и других показателей.
При необходимости инспектор требует на ходовых испытаниях определения мощности главных двигателей. Рекомендуется проверка нагрузки по цилиндрам. Проверяется действие реверсивных устройств и время реверсирования. Двигатели, работающие через реверс-редукторы, гидравлические муфты и электромагнитные муфты, проверяются в действии совместно с указанными механизмами, в том числе во время действия реверсивных устройств.
5.2.2.18 Предельные выключатели двигателей,
работающие на гребные винты через реверс-
редукторы, гидромуфты, работающие на ВРШ, а
также двигатели главных и вспомогательных
генераторов, проверяются на срабатывание при предельной частоте вращения.
5.2.2.19 Системы защиты и аварийно-преду
предительной сигнализации двигателей про
веряются в процессе испытаний двигателей. Эту
проверку допускается производить имитацией
условий срабатывания устройств защиты и сиг
нализации.
5.2.2.20 Пуск, остановка, реверсирование, из
менение режима работы двигателей при наличии
дистанционного управления проверяются с мест
ного и дистанционных постов управления. Однов
ременно проверяется работа блокировки
местного и дистанционных постов, действие
приборов и перевод управления с одного поста
на другой. Проверяется работа блокировки при
включении валоповоротного устройства.
5.2.2.21 Двигатели с непосредственной пере
дачей на гребные винты проверяются в работе
при минимально устойчивой частоте вращения.
5.2.2.22Вспомогательные двигатели при про
верке в действии испытываются по своему назначе
нию при спецификационной частоте вращения и
других спецификационных параметрах.
5.2.2.23Проверяется эффективность средств
связи между ходовым мостиком и постами
управления главными двигателями.
5.2.2.24 Общие положения по определению
технического состояния ДВС и паровых машин
изложены в 5.2.1.5 — 5.2.1.7.
5.2.2.25Ремонт или замена узлов и деталей
двигателей производится, если в процессе осви
детельствования были обнаружены опасные де
фекты и износы, превышающие предельно
допустимые нормы.
К таким дефектам относятся:
.1 повреждения ответственных узлов и деталей:
трещины в элементах двигателя — фундаментных рамах и станинах, блоках цилиндров, крышках цилиндров, цилиндровых втулках, поршнях, шейках коленчатого вала и на щеках кривошипов, обрыв анкерных связей;
деформация (погибь) коленчатых валов, шатунов, штоков поршней, распределительных валов;
подплавление, выкрашивание, растрескивание, отставание антифрикционного слоя подшипников двигателя;
выкрашивание, повреждения зубьев колес и шестерен привода распределительных валов, выкрашивание кулачных шайб распределительных валов;
чрезмерное удлинение шатунных болтов (остаточная деформация болтов превышает допустимые значения);
.2 износы ответственных узлов и деталей:
Правила классификационных освидетельствований судов
износ, выработка мотылевых и рамовых шеек коленчатого вала, цапф крейцкопфов, шеек распределительных валов, эллиптичность, конусность шеек и цапф, выходящие за пределы допустимых норм, износ кулачных шайб распределительных валов;
износ поршней и износ поршневых пальцев, выходящие за пределы допустимых норм;
износ подшипников, увеличение зазоров в крейцкопфных (головных), мотылевых, рамовых и упорных подшипниках, превышающее предельно допустимые нормы, уменьшение толщины антифрикционного слоя подшипников, выходящее за пределы допустимых норм;
износ цилиндровых втулок, выходящий за пределы допустимых норм;
.3 неисправности ответственных узлов и деталей:
величины раскепов коленчатого вала и просадки вала превышают допустимые нормы, указанные в технической документации;
нарушение плотности посадки мотылевых и рамовых шеек составных и полусоставных коленчатых валов и кулачных шайб на распределительных валах;
пропуски и течь в уплотнениях цилиндровых втулок;
неправильное прилегание шеек вала в подшипниках и, вследствие этого, уменьшение опорных поверхностей вкладышей подшипников;
расцентровка свыше допустимых норм.
5.2.2.26 Двигатели не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии обнаружено следующее:
повышенная вибрация двигателей;
ненормальные удары, стуки и шумы в двигателях;
неправильное распределение нагрузки по цилиндрам;
повышенный нагрев подшипников;
температуры масла, охлаждающей воды превышают предельно допустимые значения, указанные в инструкциях заводов-изготовителей двигателей;
температуры выпускных газов превышают предельно допустимые значения, указанные в инструкциях заводов-изготовителей двигателей;
прорыв газов в картеры двигателей;
неисправности маневровых, пусковых устройств, регуляторов частоты вращения, предельных выключателей, топливной аппаратуры, предохранительных клапанов;
неисправности вспомогательных механизмов, обслуживающих двигатели и приводимых от двигателей;
неисправности контрольно-измерительных
приборов.
Причины появления вышеуказанных неисправностей должны быть установлены и дефекты устранены.
При обнаружении повышенной вибрации двигателей производятся замеры ее параметров для оценки по техническим нормам и для разработки и осуществления мер по снижению вибрации.
При оценке износов узлов и деталей двигателей внутреннего сгорания, определении допускаемых зазоров в узлах используется техническая документация и инструкции по обслуживанию механизмов заводов-изготовителей, а также одобренные нормы.
5.2.2.27 При очередном освидетельствовании
паровые поршневые машины (в дальнейшем —
«паровые машины») с маневровыми и другими
устройствами, оборудованием, механизмами,
приводимыми от паровой машины, предъ
являются для детального осмотра с необходи
мым вскрытием и разборкой узлов и деталей
согласно табл. 2.1.1.
5.2.2.28 С учетом 5.2.2.27 у главной паровой
машины освидетельствуются следующие части и
узлы: фундаментная рама, стойки (колонны),
картер, фундаментные болты и клинья, блоки
цилиндров, крышки цилиндров, цилиндровые
втулки, золотниковые коробки, клапанные ко
робки (у паровых машин с клапанным парорас
пределением), ресиверы, поршни со штоками,
золотники со штоками, парораспределительные
клапаны, крышки золотниковых коробок и кла
панных коробок, крейцкопфы с цапфами, на
правляющие (параллели), шатуны, крейц-
копфные (головные), мотылевые и рамовые по
дшипники, их болты и шпильки, упорный по
дшипник, встроенный в паровую машину,
мотылевые и рамовые шейки коленчатого вала,
щеки мотылей, золотниковые и клапанные тяги,
кулисы, эксцентрики, бугели эксцентриков, рас
пределительные валы (у паровых машин с кла
панным парораспределением), предохранитель
ные клапаны, главный стопорный и главный
маневровый клапаны, реверсивные механизмы,
регулятор частоты вращения и штормовая за
слонка, валоповоротное устройство, механизмы,
приводимые от главной паровой машины.
Объем освидетельствования частей и узлов вспомогательных паровых машин определяется в соответствии с применимым к ним указаниям данного пункта и 5.2.2.27'.
При освидетельствовании главных и вспомогательных паровых машин следует также руководствоваться применимым к ним указаниям 5.2.2.5 — 5.2.2.13.
Часть П. Проведение и объемы освидетельствований
5.2.2.29 При освидетельствовании инспектору
предъявляются результаты замеров и определения
износов следующих узлов и деталей: цилиндров и
золотниковых коробок, поршней и золотников,
парораспределительных клапанов (у машин с
клапанным устройством), ползунов и параллелей,
шеек крейцкопфных подшипников, рамовых и
мотылевых шеек, крейцкопфных, рамовых и мо-
тылевых подшипников, эксцентриков, под-шипни-
ков привода золотников упорного под-шипника.
При необходимости инспектор требует проведе
ния замеров по другим узлам и деталям. Инспек
тору предъявляются результаты измерения
раскепов коленчатого вала. Указанные выше
замеры и определение износов узлов и деталей
вспомогательных паровых машин производятся
по требованию инспектора, а также при произ
водстве планового ремонта и при наступлении
сроков выполнения замеров, указанных в инструк
ции по обслуживанию данного механизма.
5.2.2.30 При необходимости проверка состоя
ния мотылевых и рамовых шеек коленчатого
вала, щек мотылей, посадки мотылевых и рамо
вых шеек у составных валов выполняется одо
бренным методом неразрушающего контроля.
5.2.2.31 Проверяется состояние рабочих повер
хностей цилиндров, золотниковых коробок, эксцен
триков, антифрикционного слоя крейцкопфных
(головных), мотылевых и рамовых подшип-ников,
вкладышей подшипников, бугелей эксцентриков. У
паровых машин с клапанным парорас-пределением
проверяется состояние посадочных мест парора
спределительных клапанов и гнезд клапанов, сос
тояние кулачных шайб распределительных валов и
роликов толкателей.
5.2.2.32 Предохранительные клапаны на ци
линдрах и золотниковых коробках должны быть
отрегулированы на 1,25 рабочего давления в
цилиндре или коробке.
5.2.2.33 Освидетельствование турбин отрабо
тавшего пара производится в соответствии с
применимым к ним указаниями 5.2.3.
5.2.2.34 После завершения очередного осви
детельствования и устранения выявленных при
этом дефектов паровые машины предъявляются
для проверки в действии. Главные паровые
машины при очередном освидетельствовании
предъявляются для проверки в действии при
ходовых испытаниях судна (см. 5.2.1.4).
5.2.2.35 Проверка паровых машин в действии
производится в комплекте с маневровым и
другими устройствами, обслуживающими насо
сами (включая резервные), теплообменными ап
паратами, системами, трубопроводами и обо
рудованием.
5.2.2.36 При проверке главных паровых
машин в действии производится проверка основ
ных характеристик работы паровых машин, в том
числе частоты вращения, давления пара перед
паровыми машинами и в золотниковых короб
ках, температуры перегретого пара на входе в
паровые машины, разрежения в конденсаторе
пара, давления и температуры смазочного масла
при циркуляционной смазке. При необходимости
инспектор требует на ходовых испытаниях опре
деления мощности главных паровых машин.
5.2.2.37 Проверяются в действии предохрани
тельные устройства, регуляторы, штормовые
заслонки, системы блокировки и управления. О
проверке системы защиты и АПС — см. 5.2.2.19.
Проверяется эффективность средств связи с хо
довым мостиком постов управления главными
паровыми машинами.
5.2.2.38 Вспомогательные паровые машины
при проверке в действии испытываются по своему
назначению при спецификационной частоте
вращения и других спецификационных параме
трах.
5.2.2.39 Проверяются в действии реверсивные
устройства главных паровых машин и время
реверсирования.
5.2.2.40 Производится ремонт или замена
узлов и деталей паровых машин, если в процессе
освидетельствования обнаружены опасные де
фекты и износы, превышающие предельно допус
тимые нормы, изложенные в соответствующей
технической документации и инструкциях по
обслуживанию паровых машин. К опасным де
фектам должны быть отнесены трещины, задиры
и раковины в цилиндрах, золотниковых и кла
панных коробках, на поршнях и золотниках, на
других деталях парораспределения, а также де
фекты, указанные в 5.2.2.25 применительно к
соответствующим узлам и деталям паровых
машин.
5.2.2.41 Паровые машины не признаются
годными к эксплуатации, если при проверке в
действии были обнаружены неисправности, ука
занные в 5.2.2.26, применительно к паровым
машинам.