Первоначальное освидетельствование

16.4.2.1. При первоначальном освидетельст­вовании (см. 16.1.12) объем разборки узлов и деталей может быть уменьшен, или разборка может не требоваться при наличии сертификата признанного классификационного общества, и


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра




если по результатам проверки в действии и данным имеющихся обмеров не возникает сом­нений в техническом состоянии узлов ГТД.

16.4.2.2. Главные ГТД подлежат проверке в действии на ходовых испытаниях (см. 16.1.1 и 16.1.14). Во время этих испытаний должна произ­водиться проверка пусковых, реверсивных, мане­вровых качеств, подключение и отключение теплоутилизационного контура.

16.4.3. Очередное освидетельствование.

16.4.3.1. При очередном освидетельствовании
ГТД в комплекте с муфтами, редукторами (см.
гл. 16.5) и маневровыми устройствами должны
быть предъявлены для детального осмотра со
вскрытием и разборкой узлов и деталей. Учиты­
вая эффективность осмотра деталей ГТД эндос­
копом, вскрытие этих узлов может не
производиться при таком осмотре.

ГТД при агрегатном ремонте вскрытию не подлежат; освидетельствование производится при плановых ремонтах в условиях специализи­рованного предприятия.

16.4.3.2. При освидетельствовании инспектору
должны быть предъявлены результаты замеров и
определения износов (М) рабочих шеек валов
роторов турбин и зазоров в упорных и опорных
подшипниках скольжения. Пригодность подшип­
ников определяется по срокам выработки мотор­
есурса, по уровню вибрации на опорах ГТД и по
результатам проверки магнитных пробок в тру­
бопроводах слива масла из подшипников на
наличие металла. При необходимости инспектор
может потребовать проведения замеров и по
другим узлам и деталям.

16.4.3.3. При освидетельствовании корпусов
турбин и компрессоров должны быть освиде­
тельствованы направляющие лопатки, диафраг­
мы, плоскости разъемов, состояние уплотнений,
мастики в корпусах компрессоров и чистота
охлаждающих каналов направляющих лопаток
турбин.

Проводится гидравлическое испытание по­лостей водяного охлаждения корпусов турбин.

Проверяется крепление корпусов компрессо­ров и турбин к фундаменту или фундаментной раме, состояние навешенных механизмов, амор­тизирующих элементов и узлов, компенси­рующих тепловые деформации.

16.4.3.4. Если в процессе эксплуатации наблю­
далась повышенная вибрация ГТД, при освиде­
тельствовании роторов должна быть проведена
проверка их прогиба на станке или в штатных
подшипниках.

Должны быть также представлены данные по выработке ресурса дисками и лопатками турбин и компрессоров.


При осмотре ротора особое внимание необхо­димо обратить на выявление возможных трещин на дисках, состояние штифтов, шлицев, стяжных бол­тов и других деталей составных роторов.

При осмотре торсионных валов должно быть обращено внимание на выявление трещин и износ мест соединения валов с муфтами. В сомнитель­ных случаях следует проводить дефектоскопию.

После правки или проточки ротор и валы подлежат динамической балансировке.

16.4.3.5. Для выявления трещин в рабочих
лопатках турбин и компрессоров кроме осмотра
в сомнительных случаях необходимо проводить
дефектоскопию (магнитную, вихретоковую ка­
пиллярную, ультразвуковую и др.). Лопатки,
имеющие незначительные разрушения тонких
кромок, могут допускаться к работе после зачист­
ки. Мелкие местные деформации выходных кро­
мок компрессорных лопаток могут устраняться
правкой. На лопатках, имеющих поверхностное
покрытие, проверяется его состояние, зачистка и
правка кромок не допускается.

При необходимости лопатки заменяются. После замены лопаток или бандажей ротор испы-тывается на балансировку. Если заменяется не более четырех лопаток, и вновь устанавливаемые лопатки с замками каждая соответствуют по массе снимаемой лопатке, балансировка ротора может не проводиться. В месте крепления лопатки к диску не должно быть люфтов, если это не предусмотрено инструкцией. При свободной посадке проверяется качание каждой лопатки; необходимые зазоры должны быть восстановлены.

16.4.3.6. К подшипникам скольжения должны
применяться требования 16.3.3.6, к диафрагмам
— требования 16.3.3.7, к уплотнениям — требо­
вания 16.3.3.8.

16.4.3.7. Жаровые трубы камер сгорания не
должны иметь трещин, если их допустимость не
оговорена заводом-строителем. В корпусе ка­
меры сгорания не должно быть отложений.

16.4.3.8. При осмотре воздушных шахт необ­
ходимо выявить незаконтренный крепеж и места,
не защищенные антикоррозионным покрытием,
проверить крепление фильтрующих элементов и
защитных сеток.

16.4.3.9. К теплоутилизационному контуру, со­
стоящему из котла и паровой турбины, должны
применяться требования гл. 16.3 и 16.8, к тепло-
обменным аппаратам — требования гл. 16.9.

16.4.3.10. После устранения дефектов, уста­
новленных при детальном осмотре, ГТД должен
быть предъявлен для проверки в действии (см.
16.4.4). Главный ГТД при очередном освиде­
тельствовании подлежит проверке в действии на
ходовых испытаниях судна (см. 16.1.14.1).



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



16.4.4. Проверка в действии.

16.4.4.1. Проверка ГТД в действии произво­
дится в комплекте с редукторами, маневровыми
устройствами, обслуживающими вспомогатель­
ными механизмами (навешенными, автономны­
ми, резервными), теплоутилизационным конту­
ром, теплообменными аппаратами, системами,
трубопроводами, оборудованием, системой под­
готовки топлива, системой очистки проточных
частей компрессоров и турбин, фильтрами возду­
ха и другим оборудованием, входящим в состав
главной энергетической установки.

16.4.4.2. При проверке главного ГТД в дейст­
вии на ходовых испытаниях должно быть обе­
спечено проведение диагностирования и снятие
основных характеристик, позволяющих опреде­
лить техническое состояние и работоспособность
ГТД. Должны быть определены запасы устойчи­
вости компрессоров по помпажу, потери давле­
ния на всасывании и выпуске и другие данные для
выявления соответствия параметров ГТД пас­
портным данным. Должно быть выполнено из­
мерение уровней вибрации ГТД и сравнение их с
нормами.

16.4.4.3. Во время ходовых испытаний про­
веряется исправность действия всех устройств
управления, защиты, сигнализации и аварийной
остановки всех узлов, входящих в состав уста­
новки с ГТД.

16.4.4.4. Системы защиты и сигнализации
проверяются по назначению на действующем
агрегате.

В отдельных случаях, как исключение, по согласованию с Регистром может быть допущена имитация условий срабатывания по отдельным параметрам.

16.4.4.5. При наличии дистанционного управ­
ления пуск, остановка, маневрирование и ревер­
сирование должны проводиться с местного и
дистанционного постов управления. Одновремен­
но проверяется работа блокировки местного и
дистанционного постов, перевод управления с
одного поста на другой, совпадение показаний
приборов разных постов и правильность показа­
ний температуры газа перед турбиной.

16.4.4.6. Для оценки пусковых качеств произ­
водятся: определение времени пуска, четыре после­
довательных пуска, повторный пуск при неостано-
вившихся роторах, выход на режим «стоп винт».

16.4.4.7. Проверка реверсивных качеств
производится при последовательном применении
режимов:

полный ход вперед — полный ход назад (из режима «море»),

полный ход вперед — полный ход назад (из режима «порт»),


средний ход вперед — полный ход назад (из режима «море»),

средний ход вперед — полный ход назад (из режима «порт»),

холостой ход — полный ход назад и обратно (только в режиме «порт»).

16.4.4.8. Проверка маневровых качеств произ­водится проведением последовательных перехо­дов: холостой ход — самый малый вперед — самый малый назад — самый малый вперед — малый назад — малый вперед — средний вперед — средний назад — полный вперед — полный назад — полный вперед.

16.4.5. Ежегодное освидетельствование.

При ежегодном освидетельствовании (см. 16.1.15) газотурбинные двигатели подлежат наружному осмотру и проверке в действии (см. 16.1.14.3).

Порядок освидетельствования ГТД, подле­жащих агрегатному ремонту, должен быть согла­сован с инспектором.

16.4.6. Определение технического состояния.

16.4.6.1. Общие положения по определению
технического состояния ГТД изложены в 16.1.18.

16.4.6.2. Ремонт или замена деталей и узлов
ГТД могут быть потребованы, если в процессе
освидетельствования установлены опасные из-
носы, превышающие допустимые нормы, или
другие дефекты, снижающие надежность детали
до недопустимых пределов. К таким дефектам
могут быть отнесены:

.1 повреждения:

трещины в ответственных деталях ГТД: кор­пусах, дисках, лопатках, диафрагмах, жаровых трубах;

нарушение или выкрашивание внутренней изоляции;

трещины и деформации роторов и валов роторов;

подплавление, выкрашивание, трещины в за­ливке и отставание заливки в подшипниках скольжения;

трещины, цвета побежалости на шариках или обоймах подшипников качения;

опасные натиры, наработки, задиры, забоины и риски на сопрягающихся ответственных деталях;

разрывы или трещины связующей проволоки и бандажей;

.2 чрезмерные износы:

выработка рабочих шеек валов ротора или посадочных мест под шарикоподшипники, эллип­тичность или конусность;

уменьшение толщины стенок корпусов, кожу­хов, находящихся под внутренним давлением;

уменьшение толщины антрифрикционной залив­ки подшипников больше допустимых пределов;


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра




коррозионные и эрозионные повреждения лопаток;

.3 неисправности:

просадка или осевое смещение роторов;

нарушение плотности посадочных мест сбор­ных роторов;

нарушение в хвостовом креплении лопаток;

недостаточное прилегание шеек вала в по­дшипниках;

ослабление посадочных мест под шарикопо­дшипники;

неплотности в разъемах корпусов.

16.4.6.3. ГТД не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии и проведении диагностирования обнаружены:

повышенная вибрация ГТД или отдельных узлов (по результатам измерений и сравнения с нормами согласно Правилам PC). При превыше­нии норм вибрации ГТД должны быть разрабо­таны и осуществлены мероприятия по ее снижению;

ненормальные стуки и шумы в турбинах, компрессорах, редукторе или других узлах;

повышение нагрева подшипников или тем­пературы масла на выходе из подшипников;

неисправности маневровых устройств, ре­гуляторов, систем защиты и сигнализации;

повышение температуры газа или недопусти­мое снижение мощности ГТД, давление по про­точной части;

нарушение указанных в технических условиях времени реверса, запаса устойчивости компрес­соров, числа пусков ГТД;

нарушение автоматического пуска резервных насосов и остановки ранее работавших;

нарушение автоматического пополнения воз-духохранителей для питания систем автоматики.

Причины неисправностей должны быть выяв­лены, и дефекты устранены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: