16.4.2.1. При первоначальном освидетельствовании (см. 16.1.12) объем разборки узлов и деталей может быть уменьшен, или разборка может не требоваться при наличии сертификата признанного классификационного общества, и
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра
если по результатам проверки в действии и данным имеющихся обмеров не возникает сомнений в техническом состоянии узлов ГТД.
16.4.2.2. Главные ГТД подлежат проверке в действии на ходовых испытаниях (см. 16.1.1 и 16.1.14). Во время этих испытаний должна производиться проверка пусковых, реверсивных, маневровых качеств, подключение и отключение теплоутилизационного контура.
16.4.3. Очередное освидетельствование.
16.4.3.1. При очередном освидетельствовании
ГТД в комплекте с муфтами, редукторами (см.
гл. 16.5) и маневровыми устройствами должны
быть предъявлены для детального осмотра со
вскрытием и разборкой узлов и деталей. Учиты
вая эффективность осмотра деталей ГТД эндос
копом, вскрытие этих узлов может не
производиться при таком осмотре.
ГТД при агрегатном ремонте вскрытию не подлежат; освидетельствование производится при плановых ремонтах в условиях специализированного предприятия.
16.4.3.2. При освидетельствовании инспектору
должны быть предъявлены результаты замеров и
определения износов (М) рабочих шеек валов
роторов турбин и зазоров в упорных и опорных
подшипниках скольжения. Пригодность подшип
ников определяется по срокам выработки мотор
есурса, по уровню вибрации на опорах ГТД и по
результатам проверки магнитных пробок в тру
бопроводах слива масла из подшипников на
наличие металла. При необходимости инспектор
может потребовать проведения замеров и по
другим узлам и деталям.
16.4.3.3. При освидетельствовании корпусов
турбин и компрессоров должны быть освиде
тельствованы направляющие лопатки, диафраг
мы, плоскости разъемов, состояние уплотнений,
мастики в корпусах компрессоров и чистота
охлаждающих каналов направляющих лопаток
турбин.
Проводится гидравлическое испытание полостей водяного охлаждения корпусов турбин.
Проверяется крепление корпусов компрессоров и турбин к фундаменту или фундаментной раме, состояние навешенных механизмов, амортизирующих элементов и узлов, компенсирующих тепловые деформации.
16.4.3.4. Если в процессе эксплуатации наблю
далась повышенная вибрация ГТД, при освиде
тельствовании роторов должна быть проведена
проверка их прогиба на станке или в штатных
подшипниках.
Должны быть также представлены данные по выработке ресурса дисками и лопатками турбин и компрессоров.
При осмотре ротора особое внимание необходимо обратить на выявление возможных трещин на дисках, состояние штифтов, шлицев, стяжных болтов и других деталей составных роторов.
При осмотре торсионных валов должно быть обращено внимание на выявление трещин и износ мест соединения валов с муфтами. В сомнительных случаях следует проводить дефектоскопию.
После правки или проточки ротор и валы подлежат динамической балансировке.
16.4.3.5. Для выявления трещин в рабочих
лопатках турбин и компрессоров кроме осмотра
в сомнительных случаях необходимо проводить
дефектоскопию (магнитную, вихретоковую ка
пиллярную, ультразвуковую и др.). Лопатки,
имеющие незначительные разрушения тонких
кромок, могут допускаться к работе после зачист
ки. Мелкие местные деформации выходных кро
мок компрессорных лопаток могут устраняться
правкой. На лопатках, имеющих поверхностное
покрытие, проверяется его состояние, зачистка и
правка кромок не допускается.
При необходимости лопатки заменяются. После замены лопаток или бандажей ротор испы-тывается на балансировку. Если заменяется не более четырех лопаток, и вновь устанавливаемые лопатки с замками каждая соответствуют по массе снимаемой лопатке, балансировка ротора может не проводиться. В месте крепления лопатки к диску не должно быть люфтов, если это не предусмотрено инструкцией. При свободной посадке проверяется качание каждой лопатки; необходимые зазоры должны быть восстановлены.
16.4.3.6. К подшипникам скольжения должны
применяться требования 16.3.3.6, к диафрагмам
— требования 16.3.3.7, к уплотнениям — требо
вания 16.3.3.8.
16.4.3.7. Жаровые трубы камер сгорания не
должны иметь трещин, если их допустимость не
оговорена заводом-строителем. В корпусе ка
меры сгорания не должно быть отложений.
16.4.3.8. При осмотре воздушных шахт необ
ходимо выявить незаконтренный крепеж и места,
не защищенные антикоррозионным покрытием,
проверить крепление фильтрующих элементов и
защитных сеток.
16.4.3.9. К теплоутилизационному контуру, со
стоящему из котла и паровой турбины, должны
применяться требования гл. 16.3 и 16.8, к тепло-
обменным аппаратам — требования гл. 16.9.
16.4.3.10. После устранения дефектов, уста
новленных при детальном осмотре, ГТД должен
быть предъявлен для проверки в действии (см.
16.4.4). Главный ГТД при очередном освиде
тельствовании подлежит проверке в действии на
ходовых испытаниях судна (см. 16.1.14.1).
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
16.4.4. Проверка в действии.
16.4.4.1. Проверка ГТД в действии произво
дится в комплекте с редукторами, маневровыми
устройствами, обслуживающими вспомогатель
ными механизмами (навешенными, автономны
ми, резервными), теплоутилизационным конту
ром, теплообменными аппаратами, системами,
трубопроводами, оборудованием, системой под
готовки топлива, системой очистки проточных
частей компрессоров и турбин, фильтрами возду
ха и другим оборудованием, входящим в состав
главной энергетической установки.
16.4.4.2. При проверке главного ГТД в дейст
вии на ходовых испытаниях должно быть обе
спечено проведение диагностирования и снятие
основных характеристик, позволяющих опреде
лить техническое состояние и работоспособность
ГТД. Должны быть определены запасы устойчи
вости компрессоров по помпажу, потери давле
ния на всасывании и выпуске и другие данные для
выявления соответствия параметров ГТД пас
портным данным. Должно быть выполнено из
мерение уровней вибрации ГТД и сравнение их с
нормами.
16.4.4.3. Во время ходовых испытаний про
веряется исправность действия всех устройств
управления, защиты, сигнализации и аварийной
остановки всех узлов, входящих в состав уста
новки с ГТД.
16.4.4.4. Системы защиты и сигнализации
проверяются по назначению на действующем
агрегате.
В отдельных случаях, как исключение, по согласованию с Регистром может быть допущена имитация условий срабатывания по отдельным параметрам.
16.4.4.5. При наличии дистанционного управ
ления пуск, остановка, маневрирование и ревер
сирование должны проводиться с местного и
дистанционного постов управления. Одновремен
но проверяется работа блокировки местного и
дистанционного постов, перевод управления с
одного поста на другой, совпадение показаний
приборов разных постов и правильность показа
ний температуры газа перед турбиной.
16.4.4.6. Для оценки пусковых качеств произ
водятся: определение времени пуска, четыре после
довательных пуска, повторный пуск при неостано-
вившихся роторах, выход на режим «стоп винт».
16.4.4.7. Проверка реверсивных качеств
производится при последовательном применении
режимов:
полный ход вперед — полный ход назад (из режима «море»),
полный ход вперед — полный ход назад (из режима «порт»),
средний ход вперед — полный ход назад (из режима «море»),
средний ход вперед — полный ход назад (из режима «порт»),
холостой ход — полный ход назад и обратно (только в режиме «порт»).
16.4.4.8. Проверка маневровых качеств производится проведением последовательных переходов: холостой ход — самый малый вперед — самый малый назад — самый малый вперед — малый назад — малый вперед — средний вперед — средний назад — полный вперед — полный назад — полный вперед.
16.4.5. Ежегодное освидетельствование.
При ежегодном освидетельствовании (см. 16.1.15) газотурбинные двигатели подлежат наружному осмотру и проверке в действии (см. 16.1.14.3).
Порядок освидетельствования ГТД, подлежащих агрегатному ремонту, должен быть согласован с инспектором.
16.4.6. Определение технического состояния.
16.4.6.1. Общие положения по определению
технического состояния ГТД изложены в 16.1.18.
16.4.6.2. Ремонт или замена деталей и узлов
ГТД могут быть потребованы, если в процессе
освидетельствования установлены опасные из-
носы, превышающие допустимые нормы, или
другие дефекты, снижающие надежность детали
до недопустимых пределов. К таким дефектам
могут быть отнесены:
.1 повреждения:
трещины в ответственных деталях ГТД: корпусах, дисках, лопатках, диафрагмах, жаровых трубах;
нарушение или выкрашивание внутренней изоляции;
трещины и деформации роторов и валов роторов;
подплавление, выкрашивание, трещины в заливке и отставание заливки в подшипниках скольжения;
трещины, цвета побежалости на шариках или обоймах подшипников качения;
опасные натиры, наработки, задиры, забоины и риски на сопрягающихся ответственных деталях;
разрывы или трещины связующей проволоки и бандажей;
.2 чрезмерные износы:
выработка рабочих шеек валов ротора или посадочных мест под шарикоподшипники, эллиптичность или конусность;
уменьшение толщины стенок корпусов, кожухов, находящихся под внутренним давлением;
уменьшение толщины антрифрикционной заливки подшипников больше допустимых пределов;
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра
коррозионные и эрозионные повреждения лопаток;
.3 неисправности:
просадка или осевое смещение роторов;
нарушение плотности посадочных мест сборных роторов;
нарушение в хвостовом креплении лопаток;
недостаточное прилегание шеек вала в подшипниках;
ослабление посадочных мест под шарикоподшипники;
неплотности в разъемах корпусов.
16.4.6.3. ГТД не признаются годными к эксплуатации, если при проверке в действии и проведении диагностирования обнаружены:
повышенная вибрация ГТД или отдельных узлов (по результатам измерений и сравнения с нормами согласно Правилам PC). При превышении норм вибрации ГТД должны быть разработаны и осуществлены мероприятия по ее снижению;
ненормальные стуки и шумы в турбинах, компрессорах, редукторе или других узлах;
повышение нагрева подшипников или температуры масла на выходе из подшипников;
неисправности маневровых устройств, регуляторов, систем защиты и сигнализации;
повышение температуры газа или недопустимое снижение мощности ГТД, давление по проточной части;
нарушение указанных в технических условиях времени реверса, запаса устойчивости компрессоров, числа пусков ГТД;
нарушение автоматического пуска резервных насосов и остановки ранее работавших;
нарушение автоматического пополнения воз-духохранителей для питания систем автоматики.
Причины неисправностей должны быть выявлены, и дефекты устранены.