16.6.3.1. При очередном освидетельствовании
(см. 16.1.13) валопровод должен быть предъявлен
для детального осмотра и замеров износов и
зазоров со вскрытием подшипников валопрово
да, снятием гребного винта и выемкой гребного
вала из дейдвудной трубы (см. также 16.6.1.3).
Ступица винта регулируемого шага (ВРШ) должна быть вскрыта.
16.6.3.2. При очередном освидетельствовании
инспектору должны быть предъявлены резуль
таты замеров рабочих шеек, упорных гребней и
осевого зазора в упорном подшипнике, зазоров в
дейдвудных подшипниках и подшипниках кронш
тейнов, а также излома и смещения между
фланцами гребного и последнего промежуточно
го вала (или данные по другому одобренному
методу проверки центровки).
16.6.3.3. При осмотре упорного, промежуточ
ного и гребного валов должно быть прове-рено
состояние рабочих поверхностей шеек и упорных
гребней.
Должна быть проверена (обстукиванием) плотность прилегания облицовки гребного вала, а также состояние защитного покрытия вала между частями облицовки.
При обнаружении нарушения плотности облицовки или защитного слоя дефектные участки должны быть вскрыты для осмотра поверхности вала под ними.
Особо тщательно должны быть осмотрены участки валов в районе отверстий и вырезов, шпоночных пазов, конуса гребного вала и у концевых кромок облицовки гребного вала. При необходимости может быть потребован неразрушаю щий контроль конуса гребного вала одним из одобренных методов.
Должно быть проверено состояние фланцевых и муфтовых соединений.
При осмотре упорного и опорных подшипников должно быть проверено состояние белого металла вкладышей и упорных сегментов. У
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
подшипников качения проверяется состояние обойм, шариков, роликов и сепараторов. Должен быть произведен осмотр клиньев и проверка затяжки фундаментных болтов подшипников.
16.6.3.4. При осмотре дейдвудной трубы
должно проверяться состояние набора подшип
ников дейдвудной трубы и кронштейнов, крепле
ние дейдвудной трубы и втулок, состояние дета
лей сальника.
При наличии признаков ослабления набора, посадки трубы и втулок дефекты должны быть устранены.
При масляной смазке подшипников должно проверяться состояние белого металла подшипников, уплотнительных манжет и направляющих втулок, пружин, крепежных деталей.
После монтажа кормовые и носовые уплотнения должны быть подвергнуты испытанию давлением (по построечным данным). При освидетельствовании должно быть проверено состояние трубопровода и арматуры системы водяной или масляной смазки дейдвудных подшипников.
16.6.3.5. Уплотнение между облицовкой греб
ного вала и ступицей гребного винта, а также со
стороны обтекателя должно быть подвергнуто
детальному осмотру; непроницаемость уплотне
ния должна быть проверена давлением 200 кПа.
16.6.3.6. Лопасти гребных винтов должны
быть освидетельствованы на предмет выявления
трещин в зоне А методом цветной или люмине
сцентной дефектоскопии, если винты из сплавов
на медной основе, и методом магнитопорошко-
вой дефектоскопии или капиллярной дефектоско
пии, если винты стальные. Остальные зоны
винтов должны быть освидетельствованы ви
зуально с применением в сомнительных случаях
увеличительных луп (с 50-кратным увеличением)
или тех же методов дефектоскопии.
При установке нового гребного винта должна быть проверена пригонка его по конусу гребного вала и шпонке, затяжка, крепление и стопорение гайки винта.
При установке винтов с контролируемым натягом (в том числе при бесшпоночной посадке) правильность натяга должна проверяться по рискам или по осевым перемещениям и усилиям.
Усилия затяжки болтов соединения лопастей с лопастными заделками и ступицы винта ВРШ с фланцем гребного вала должны соответствовать указаниям чертежей и инструкций. Контроль усилий затяжки производится при помощи динамометрических ключей или другим методом, рекомендованным заводом-изготовителем. Ответственные детали гребных винтов регулируемого шага и крыльчатых движителей подлежат детальному осмотру; ступицы гребных винтов и
корпуса крыльчатых движителей подлежат гидравлическому испытанию (давлением в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя).
16.6.4. Проверка в действии.
16.6.4.1 Проверка валопровода и винта в действии производится в процессе проверки в действии главных двигателей (см. 16.1.14.1).
При необходимости может быть потребована специальная проверка валопровода и гребного винта в действии в зависимости от их технического состояния и объема ремонта.
16.6.4.2. У винтов регулируемого шага при
испытаниях производится проверка работы ме
ханизма изменения шага и системы управления
(со всех постов управления).
16.6.4.3. При испытаниях должна быть про
верена температура нагрева подшипников и ра
бота систем водяной или масляной смазки
дейдвудных подшипников.
16.6.5. Ежегодное освидетельствование.
При каждом втором или третьем ежегодном освидетельствовании судна с докованием (см.16.6.1.3.1) производится детальный осмотр гребного вала, дейдвудной трубы, уплотнений конуса гребного вала и гребного винта как при очередном освидетельствовании (см.16.6.3). Уплотнение конуса гребного вала после осмотра подлежит испытанию на плотность (см. 16.6.3.5). При этом освидетельствовании должен производиться замер осевого зазора в упорном подшипнике.
Проверка валопровода в действии при этом и других ежегодных освидетельствованиях не обязательна, однако при необходимости может быть потребована (см. 16.6.4.1).
При каждом освидетельствовании судна в доке производится осмотр винта с дефектоскопией лопастей согласно 16.6.3.6, уплотнений ступицы гребного вала, креплений дейдвудной трубы, креплений защитного кожуха вала, втулок, а при масляной смазке — креплений дейд-вудного уплотнения.
Уплотнения дейдвудного подшипника на масляной смазке, а также ВРШ испытываются на непроницаемость давлением масла изнутри, при этом производится проверка зазоров в дейдвудных подшипниках, контроль затяжки гайки ВФШ, крепления лопастей ВРШ и винтов со съемными лопастями.
Контроль затяжки деталей крепления не требуется при отсутствии повреждений деталей стопорения.
При каждом ежегодном освидетельствовании (без докования) производится наружный осмотр валопровода, сальника дейдвудной трубы, наружный осмотр и проверка в действии системы
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра
управления ВРШ и систем охлаждения и смазки подшипников гребного вала.
В случае введения на судне системы контроля состояния гребного вала инспектор рассматривает результаты замеров и анализов в соответствии с 16.6.1.5.