16.9.1.1. Требования настоящей главы рас
пространяются на теплообменные аппараты и
сосуды под давлением с установленной на них
арматурой и контрольно-измерительными при
борами, такие, как:
испарители главных котлов и вспомогательных котлов ответственного назначения;
конденсаторы главных и вспомогательных механизмов;
деаэраторы и подогреватели питательной воды;
воздухохранители;
прочие теплообменные аппараты и сосуды под давлением, подлежащие надзору Регистра при изготовлении и монтаже на судне в соответствии с номенклатурой объектов надзора, приведенной в части I Руководства по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий.
16.9.1.2. При освидетельствовании углеки-
слотных баллонов, резервуаров для хранения
огнетушащей жидкости, пневмогидравлических
цистерн и других сосудов и резервуаров под
давлением в составе систем пожаротушения
должны выполняться требования гл. 15.3.
16.9.1.3. Обобщенный объем освидетельство
ваний теплообменных аппаратов и сосудов под
давлением при периодических освидетельствова
ниях судна приведен в табл. 16.1.8.
|
|
16.9.1.4. Наружный осмотр и проверка в
действии сосудов под давлением должны прово
диться при каждом ежегодном освидетельствова
нии судна, а также после каждого гидравли
ческого испытания или внутреннего освиде
тельствования.
16.9.1.5. Наружный осмотр и проверка в
действии теплообменных аппаратов проводятся
при проверке в действии обслуживаемых ими
механизмов и систем, а также после каждого
гидравлического испытания, внутреннего освиде
тельствования, или после существенного ремонта.
16.9.1.6. Внутреннее освидетельствование те-
плообменного аппарата и сосуда под давлением
должно проводиться при каждом очередном
освидетельствовании судна и перед каждым ги
дравлическим испытанием.
16.9.1.7. Гидравлическое испытание теплооб-
менного аппарата и сосуда под давлением должно
проводиться при очередном освидетельствовании
судна через два периода между ними (пропуская
одно очередное освидетельствование), однако со
суды, заполняемые выпускными газами, должны
подвергаться гидравлическому испытанию при
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра
каждом очередном освидетельствовании судна.
Гидравлические испытания воздухохраните-лей в указанные выше сроки могут не проводиться, если по результатам внутреннего освидетельствования их состояние будет признано удовлетворительным.
16.9.1.8. Теплообменные аппараты и сосуды,
недоступные для полного внутреннего освиде
тельствования, должны быть подвергнуты вну
треннему осмотру, насколько это возможно, и
после такого частичного осмотра взамен вну
треннего освидетельствования должны быть под
вергнуты гидравлическому испытанию. Указан
ное испытание может не производиться, если, по
мнению инспектора, частичный внутренний ос
мотр достаточен для определения их техническо
го состояния.
|
|
Теплообменные аппараты и сосуды считаются недоступными для внутреннего освидетельствования если:
диаметр отверстия под головку сосуда составляет в свету 30 мм и менее;
длина сосуда 2,5 м и более при отсутствии лаза или горловин на обоих донышках;
для осмотра теплообменных аппаратов изнутри требуется удаление труб и трубных досок с нарушением неразъемных соединений;
Аппараты и сосуды, недоступные для внутреннего освидетельствования вследствие своего расположения, должны быть сняты или сдвинуты с места. Замена внутреннего освидетельствования гидравлическим испытанием в этом случае не допускается.
16.9.1.9. После существенных ремонтов и за
мен аппараты и сосуды должны быть подверг
нуты гидравлическому испытанию в соответст
вии с Правилами.
16.9.1.10. Периодическим освидетельствова
ниям инспектором Регистра подлежат:
испарители главных котлов и вспомогательных котлов ответственного назначения;
конденсаторы главных и вспомогательных механизмов;
деаэраторы и подогреватели питательной воды;
воздухохранители.
Прочие сосуды под давлением и теплообменные аппараты подлежат освидетельствованию инспектором при первоначальном освидетельствовании механической установки, а также после существенных ремонтов.
Периодические освидетельствования и испытания этих сосудов под давлением и теплообменных аппаратов должны проводиться компетентным лицом судовладельца в сроки и в объеме, предусмотренными настоящей главой.
Результаты освидетельствований и испыта-
нии, проведенных компетентным лицом судовладельца, контролируются инспектором по записям в судовой документации.
16.9.2. Первоначальное освидетельствование.
16.9.2.1. При первоначальном освидетельствовании (см. 16.1.12) теплообменных аппаратов и сосудов под давлением на судне должно прово-диться внутреннее освидетельствование (О), гидравлическое испытание (Н) и наружный осмотр (Р).
При наличии сертификата признанного классификационного общества может быть зачтено внутреннее освидетельствование и гидравлическое испытание, проведенное ранее в пределах сроков установленной периодичности. Срок следующего внутреннего освидетельствования и гидравлического испытания в этом случае отсчитывается от даты, указанной в сертификате, с учетом последующего совмещения с периодическим освидетельствованием судна.
16.9.3. Внутреннее освидетельствование.
16.9.3.1. При предъявлении теплообменного
аппарата или сосуда под давлением к внутреннему
освидетельствованию должны быть вскрыты лазы,
горловины и другие смотровые отверстия, сняты
клапанные головки сосудов, удалена (если позво
ляет конструкция) трубная решетка; при необходи
мости снимается изоляционное покрытие.
16.9.3.2. До начала освидетельствования необ
ходимо убедиться в том, что приняты надежные
меры, исключающие попадание пара, воздуха или
жидкостей в осматриваемый аппарат или сосуд.
16.9.3.3. При освидетельствовании должен
быть проведен осмотр внутренних и наружных
поверхностей, змеевиков, трубных досок, протек
торов, а также фундаментов и креплений.
Особое внимание должно быть обращено на посадочные места клапанных головок сосудов, арматуры, крышек лазов и смотровых лючков, трубных досок, на поверхности в местах возможного скопления влаги и в районах изменения скорости потока жидкости, где наиболее вероятно появление дефектов: коррозионного разъеда-ния, трещин и т.п.
|
|
16.9.3.4. Если конструкцией воздухохрани-
теля или другого сосуда или аппарата пре
дусмотрена внутренняя трубка продувания,
следует обратить внимание на ее состояние и
правильность установки в рабочее положение.
16.9.4. Гидравлическое испытание.
16.9.4.1. Гидравлическое испытание теплообменных аппаратов и сосудов под давлением проводится после внутреннего освидетельствования, а для сосудов, недоступных для внутреннего освидетельствования, — после частичного внутреннего осмотра (см. 16.11.1.8).
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
До начала гидравлического испытания должны быть устранены все дефекты, выявленные при внутреннем освидетельствовании, арматура должна быть перебрана, краны и клапаны притерты, посадочные места крышек лазов и смотровых лючков пригнаны, пружины предохранительных клапанов отключены.
16.9.4.2. Пробное давление при гидравличес
ком испытании аппаратов и сосудов принимается
равным 1,25 рабочего давления, но в любом
случае оно должно быть не менее Рраб+ 100 кПа.
16.9.4.3. Если значения пробного давления для
гидравлического испытания системы и обслужи
вающего аппарата или сосуда совпадают, гидрав
лические испытания системы и теплообменного
аппарата или сосуда могут быть совмещены.
16.9.4.4. Условия и порядок проведения ги
дравлических испытаний должны соответство
вать указаниям 16.8.4.
16.9.4.5. Аппараты и сосуды признаются
выдержавшими испытание, если не будет обна
ружено падения давления, трещин, разрывов,
видимых остаточных деформаций, течи и подоб
ных дефектов.
16.9.5. Наружный осмотр.
16.9.5.1. Теплообменные аппараты и сосуды
под давлением должны предъявляться к наруж
ному осмотру с установленной штатной армату
рой и всеми устройствами и системами, обслужи
вающими их.
При наружном осмотре производится проверка аппаратов и сосудов в действии (см. 16.9.1.4 и 16.9.1.5).
16.9.5.2. При наружном осмотре и проверке в
действии проверяются:
состояние арматуры, манометров, наружных поверхностей и креплений;
|
|
исправность автоматики сигнализации и защиты (при наличии);
действие предохранительных и редукционных клапанов и наличие легкоплавких пробок;
предохранительные мембраны (при наличии).
16.9.5.3. Предохранительные клапаны дол
жны быть отрегулированы на давление, пре
вышающее рабочее не более чем на 10%, если
иное не оговаривается особо.
Предохранительные клапаны воздухохрани-телей главных и вспомогательных двигателей и систем пожаротушения после подрыва должны полностью прекращать выход воздуха при снижении давления в воздухохранителе более, чем на 15 % от рабочего давления.
Отрегулированные и проверенные в действии предохранительные клапаны, установленные на воздухохранителе или на нагнетательном воздухопроводе, должны быть опломбированы инспек-
тором.
16.9.5.4. Если при наружном осмотре обнаружены дефекты, причина появления которых не может быть установлена данным осмотром, инспектор может потребовать проведения внутреннего освидетельствования или гидравлического испытания.
16.9.6. Определение технического состояния.
16.9.6.1. Определение технического состояния
теплообменных аппаратов и сосудов под давле
нием проводится по результатам освидетельство
ваний и испытаний. Если при осмотре обнаружен
значительный износ, инспектор может потребо
вать определения остаточной толщины корпусов,
труб и других элементов аппарата и сосудов
контрольным сверлением или при помощи то
лщиномеров.
16.9.6.2. Если средний износ стенок корпу
сов, труб и других ответственных элементов,
определенный по нескольким замерам оста
точных толщин, превышает 10% первоначаль
ной толщины, либо местный износ в виде язв
превышает 20% первоначальной толщины,
должна быть проведена замена или ремонт
изношенного элемента; при этом может быть
учтено наличие избыточных толщин по срав
нению с требуемыми Правилами.
Аппараты и сосуды с износом, превышающим указанные нормы, при достаточных обоснованиях могут быть допущены к эксплуатации на пониженном рабочем давлении, определенном по расчету прочности с учетом износа. Указанное не относится к углекислотным баллонам для которых понижение рабочего давления не допускается.
Использование воздухохранителей главных и вспомогательных двигателей на пониженном рабочем давлении допускается только в том случае, если это не приводит к снижению количества пусков двигателей, требуемых 5.1.3 — 5.1.5 части VIII «Системы и трубопроводы» Правил классификации и постройки морских судов.
16.9.6.3. Аппараты и сосуды не допускаются к
эксплуатации при установлении недостаточной
прочности, а также при следующих характерных
дефектах:
уменьшении остаточных толщин более указанных в 16.9.6.2;
наличии трещин и свищей в корпусах и трубах;
деформации корпусов и труб;
пропусках в соединениях;
неисправности предохранительных и редукционных клапанов и другой ответственной арматуры;
отсутствии или неисправности контрольно-измерительных приборов.
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 101