Очередное освидетельствование

19.4.1. При очередном освидетельствовании
оборудования автоматизации судов независимо
от наличия знака автоматизации в символе
класса, а также систем ДАУ главных механизмов,
ВРШ, автоматизированных котельных установок,
общесудовых систем, холодильных установок для
всех судов производится:

детальный осмотр (О) с обеспечением, при необходимости, доступа, вскрытия или демонта­жа по указанию инспектора;

необходимые замеры (М), (Е);

проверка в действии (Р) на швартовных и/или ходовых испытаниях.

19.4.2. При детальном осмотре (О) инспектор
должен убедиться в отсутствии:

изменений в составе оборудования автомати­зации, произведенных без одобрения Регистром;

пропусков воздуха и масла из уплотнений у пневматического и гидравлического оборудова­ния, входящего в системы автоматизации;

задиров на поверхности штоков сервомото­ров, исполнительных механизмов и других дета­лей с трущимися поверхностями;

повреждений изоляции, экранировки кабелей и других неисправностей электрического и элек­тронного оборудования автоматизации;

значительной коррозии на поверхностях и внутри элементов и устройств;

пришедших в негодность или неисправных приборов местного

контроля (термометров, манометров и др.) на штатных местах;

нарушений в креплении приборов, блоков, устройств и т.п.

19.4.3. При очередном освидетельствовании
должны быть проверены уставки срабатывания
датчиков, сигнализаторов, реле, устройств в
системах защиты, автоматизации, АПС путем
достижения заданных величин контролируемых
параметров (давления, температуры, уровня и
др.) с помощью создания реальных условий
имитации. При этом должны применяться кон­
трольно-измерительные приборы, имеющие до­
кументы и клейма о своевременной поверке
компетентным органом, а точность их должна
быть выше точности контролируемого оборудо­
вания.

19.4.4. Производится проверка наличия доку­
ментов и клейм о поверке штатных контрольно-
измерительных приборов соответствующими
компетентными органами, если они подлежат
такой поверке.



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



19.4.5. Производится проверка приборов индика­
ции пара и воздуха высокого давления в ЦПУ в со­
поставлении с показаниями местных приборов, про­
шедших поверку. При значительных расхождениях
между ними производится проверка параметров, при
которых срабатывает соответствующая АПС.

19.4.6. Производится проверка в действии (Р)
оборудования автоматизации на швартовных и/или
ходовых испытаниях в объеме гл. 5.5 части II Пра­
вил классификационных освидетельствований судов.

19.4.7. Контролируемые параметры автома­
тизированных главных энергетических установок,
места замера, предельные значения параметров и
виды автоматической защиты и индикации пара­
метров приведены в табл. 19.4.7.

19.4.8. Контролируемые параметры автома­
тизированных котельных установок, места замер­
ов, предельные значения параметров и вида
автоматической защиты и индикации параметров
приведены в табл. 19.4.8.

19.4.9. Контролируемые параметры автома­
тизированных судовых электростанций, места
замера, предельные значения параметров и виды
автоматической защиты и индикации параметров
приведены в табл. 19.4.9.

19.4.10. Контролируемые параметры автома­
тизированных компрессорных установок, места
замера, предельные значения параметров и виды
автоматической защиты и индикации параметров
приведены в табл. 19.4.10

19.4.11. Контролируемые параметры автомати­
зированных осушительных установок, места замера,
предельные значения параметров, виды защиты и
индикации параметров приведены в табл. 19.4.11

19.4.12. Контролируемые параметры автомати­
зированных холодильных установок, места замера,
предельные значения параметров, вид защиты и
индикации параметров приведены в табл. 19.4.12

19.4.13. Контролируемые параметры устано­
вок и систем, места замера, предельные значения
параметров и виды автоматической защиты и
индикации параметров для судов со знаком
автоматизации A3 в символе класса приведены в
табл. 19.4.13.

19.5. Классификация оборудования автомати­зации

19.5.1. По результатам первоначального ос­
видетельствования оборудования автоматизации
определяется его соответствие требованиям Пра­
вил классификации и постройки морских судов, и
судну присваивается знак автоматизации в сим­
воле класса.

19.5.2. По результатам очередного освиде­
тельствования оборудования автоматизации знак
автоматизации в символе класса возобнов­
ляется.


19.5.3. По результатам ежегодного освидетельст­
вования оборудования автоматизации знак автома­
тизации в символе класса судна подтверждается.

19.5.4. Снятие или изменение знака автомати­
зации в символе класса судна может быть
произведено только после соответствующего
обращения судовладельца и выполнения им
конкретных мероприятий по обеспечению нор­
мальной эксплуатации силовой установки с ис­
пользованием вахтенного персонала.

19.5.5. Классификация оборудования автома­
тизации судов, не имеющих знака автоматизации
в символе класса, выполняется одновременно с
классификацией механизмов.

19.6. Определение технического состояния оборудования автоматизации

19.6.1. Общие положения по определению
технического состояния оборудования автомати­
зации изложены в гл. 10.1 — 10.14 части I Правил
классификационных освидетельствований судов.

19.6.2. Определение технического состояния
систем автоматизированного и автоматического
управления проводится по результатам освиде­
тельствований и испытаний. Если при освиде­
тельствовании обнаружены повреждения или
неисправности, препятствующие нормальной и
безопасной эксплуатации механической установ­
ки судна, она не признается годной к эксплуата­
ции до устранения дефектов. При этом, если
судно имеет в символе класса знак автоматиза­
ции Al, A2 или A3, основанием для запрещения
эксплуатации могут служить неисправности сле­
дующих систем:

автоматизации (ДАУ и ДУ) главных меха­низмов и вспомогательных механизмов ответст­венного назначения;

защиты и АПС, регулирования главных ме­ханизмов и вспомогательных механизмов от­ветственного назначения;

сигнализации об уровне воды в льялах машинных помещений и о возникновении пожара в машинном отделении.

19.6.3. При неисправностях систем автомати­
зации главных механизмов и вспомогательных
механизмов на судне без знака автоматизации в
символе класса, эксплуатация этих систем за­
прещается до приведения их в исправное состоя­
ние. В отдельных случаях в зависимости от
характера дефектов Регистр может разрешить
эксплуатацию механической установки с введе­
нием ограничений по району плавания, сроку
эксплуатации и т.п. при условии обращения
судовладельца и выполнения им конкретных
мероприятий, обеспечивающих безопасную
эксплуатацию до устранения дефектов и ввода в
действие систем автоматизации.


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 121

Таблица 19.4.7

Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
п/п     значения пара- тическая параметров  
      метров (АПС) защита1 в ЦПУ  
  Двигатели внутреннего сгора-          
  ния (малооборотные)          
1.1 Давление смазочного масла На входе в двигатель Мин. Остановка Постоянная При наличии нескольких
        двигателя   систем смазочного масла
            (для распределительного
            вала, клапанных коромы-
            сел и т.п.) это требование
            распространяется на каж-
            дую систему
1.2 Перепад давления смазоч- На фильтре Макс. По вызову
  ного масла          
1.3 Температура смазочного масла На входе в двигатель Макс. По вызову См. пояснения к 1.1
1.4 Поток смазочного масла На выходе из каждо- Мин. Снижение
  цилиндров го лубрикатора   нагрузки    
1.5 Давление смазочного масла На входе в подшип- Мин. При наличии автоном-
  турбонагнетателя ник       ного насоса смазки
1.6 Температура смазочного На выходе из под- Макс. Для подшипников сколь-
  масла турбонагнетателя шипника       жения
1.7 Уровень масла в системе В сточно-циркуля- Мин., макс. Максимальный только при
  циркуляционной смазки ционной цистерне       отсутствии индикации. См.
            также пояснения к 1.1
1.8 Уровень масла в системе В гравитационной Мин.
  смазки турбонагнетателя цистерне        
1.9 Концентрация масляного В районе каждого Макс. Снижение Для двигателей
  тумана или температура кривошипа или под-   нагрузки   мощностью более 2250
  подшипников шипника       кВт или с диаметром
            цилиндра более 300 мм
1.10 Давление жидкости в системе На входе в магистра- Мин. Снижение Постоянная Контроль по давлению
  охлаждения цилиндров льный трубопровод   нагрузки   может быть заменен
            контролем по потоку
1.11 Температура жидкости, На выходе из Макс. Снижение По вызову
  охлаждающей цилиндры каждого цилиндра   нагрузки    
1.12 Наличие масла в пресной В трубопроводе ох- Макс. При использовании
  охлаждающей воде лаждающей воды на       охлаждающей воды в
    выходе из теплооб-       теплообменных аппаратах
    менного аппарата       масла и топлива
1.13 Давление жидкости, охлаж- На входе в магистра- Мин. Снижение Снижение нагрузки не тре-
  дающей поршни льный трубопровод   нагрузки   буется, если охлаждающей
            жидкостью является цир-
            куляционное масло
1.14 Поток жидкости охлаж- На выходе из каж- Мин. Снижение
  дающей поршни дого поршня   нагрузки    
1.15 Температура жидкости, На выходе из каж- Макс. Снижение По вызову
  охлаждающей поршни дого поршня   нагрузки    
1.16 Давление жидкости в системе На входе в магистра- Мин. Постоянная Контроль за давлением
  охлаждения форсунок льный трубопровод       может быть заменен
            контролем по потоку
1.17 Температура жидкости в На выходе из магист- Макс. По вызову
  системе охлаждения форсунок рального трубопровода        
1.18 Уровень охлаждающей среды В расширительной Мин.
  цилиндров цистерне        
1.19 Уровень охлаждающей среды В расширительной Мин.
  поршней цистерне        
1.20 Уровень охлаждающей среды В расширительной Мин., макс.
  форсунок цистерне        
1.21 Давление забортной воды За насосом Мин. Постоянная
1.22 Температура продувочного На выходе из охла- Макс. По вызову
  воздуха дителя        
1.23 Давление продувочного воздуха В ресивере Постоянная
1.24 Уровень воды В ресивере проду- Макс.
    вочного воздуха        
1.25 Давление топлива Перед топливными Мин. По вызову
    насосами высокого        
    давления        
1.26 Перепад давления топлива На фильтре Макс.


Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации


Продолжение табл. 19.4.7

Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
п/п     значения пара- тическая параметров  
      метров (АПС) защита1 в ЦПУ  
1.27 Вязкость (температура) топлива На входе в двигатель Макс, мин. При работе на тяжелом топливе
1.28 Температура топлива В расходной и отс- Мин., макс. По вызову При наличии подогрева
    тойной цистернах        
1.29 Уровень топлива В расходной и отс- Мин.
    тойной цистернах        
    В переливной цистерне Макс.
1.30 Утечка топлива Из трубопроводов Наличие
    высокого давления топлива      
1.31 Температура отходящих На выходе из каж- Макс. Снижение По вызову
  газов дого цилиндра   нагрузки    
    Отклонение от сред- Макс.
    него значения        
1.32 Температура отходящих На входе и выходе Макс. По вызову
  газов из трубонагнетателя        
1.33 Температура в подпоршневых Продувочные и Макс. Снижение
  и продувочных пространствах подпоршневые   нагрузки    
  (возгорание) пространства        
1.34 Давление пускового воздуха Перед главным Мин. Постоянная
    пусковым клапаном        
1.35 Давление воздуха управления В системе управ- Мин. По вызову
    ления двигателем        
    В системе экстренной Мин.
    остановки двигателя        
1.36 Нагрузка двигателя Макс. Снижение
        нагрузки    
1.37 Частота вращения двигателя Макс. Остановка Постоянная
        двигателя    
1.38 Направление вращения дви- Противо- Постоянная
  гателя   положное      
      заданному      
1.39 Частота вращения турбо- Постоянная
  нагнетателя          
1.40 Питание систем управления, Отсутствие
  защиты и АПС   питания      
  Паровые турбины          
2.1 Давление смазочного масла За маслоохладителем Мин. Остановка Постоянная
        турбины    
2.2 Перепад давления смазочного На фильтре Макс. По вызову
  масла          
2.3 Температура смазочного На выходе из каж- Макс. Постоянная
  масла дого подшипника        
2.4 Уровень смазочного масла В гравитационной Мин. Остановка По вызову
    цистерне   турбины    
2.5 Температура пара Перед маневровым Маке, мин. По вызову При наличии вторичного па-
    устройством       роперегревателя дополните-
            льно перед входом в турбину
2.6 Давление пара Перед маневровым Макс. Постоянная
    устройством        
2.7 Давление пара В конденсаторе Макс. Остановка Постоянная
        турбины    
2.8 Давление В деаэраторе Маке, мин. По вызову
2.9 Уровень воды В деаэраторе Маке, мин. По вызову
2.10 Уровень воды В конденсаторе Маке, мин. Остановка По вызову
        турбины    
2.11 Давление воды За конденсатным Мин. По вызову
    насосом        
2.12 Соленость конденсата За конденсатором Макс.
2.13 Вибрация турбины Корпус турбины Макс. Остановка
        турбины    
2.14 Осевой сдвиг ротора Макс. Остановка
        турбины    
2.15 Давление пара В концевых уплотне- Макс. Постоянная
    ниях        
2.16 Давление забортной воды На выходе из цирку- Мин. Постоянная
    ляционного насоса        

Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 123

Продолжение табл. 19.4.7

Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
п/п     значения пара- тическая параметров  
      метров (АПС) защита1 в ЦПУ  
  Газовые турбины          
3.1 Давление смазочного масла На входе Мин. Остановка Постоянная
        турбины    
3.2 Температура смазочного масла На входе Макс. По вызову
3.3 Температура подшипников Макс. По вызову
3.4 Давление охлаждающей воды Мин. Постоянная
3.5 Температура охлаждающей На входе и выходе Макс. По вызову
  воды из турбины        
3.6 Температура газа На выходе из тур- Макс. Остановка Постоянная
    бины   турбины    
3.7 Температура воздуха Перед компрессором Макс. По вызову
    высокого давления        
3.8 Перепад давления смазочного На фильтре Макс.
  масла Перед форсунками Мин. По вызову
3.9 Давление топливо          
3.10 Температура топлива Перед форсунками Маке, мин. По вызову При наличии подогрева
3.11 Перепад давления На воздухозаборнике Макс.
3.12 Факел форсунок Обрыв факела
3.13 Вибрация турбины Макс. Остановка
        турбины    
3.14 Осевой сдвиг ротора Макс. Остановка
        турбины    
3.15 Частота вращения турбины Макс. Остановка Постоянная
        турбины    
  Валопроводы          
4.1 Температура подшипника В упорном подшип- Макс. Снижение
  (или смазочного масла) нике, включая встро-   нагрузки    
    енные в двигатель и        
    редуктор        
4.2 Температура подшипника В опорных подшип- Макс.
  (или смазочного масла) никах        
4.3 Температура подшипника В дейдвудном под- Макс. См. 2.5.3 части VII
  (или смазочного масла) шипнике       Правил классификации и
            постройки морских судов
4.4 Уровень смазочного масла В цистерне для смаз- Мин. При закрытой дейд-
    ки дейдвудной трубы       вудной трубе
4.5 Поток воды На входе в дейд- Мин. При водяной смазке
    вудную трубу        
  ВРШ          
5.1 Давление гидравлического За фильтром Мин.
  масла          
5.2 Уровень гидравлического масла В напорной цистерне Мин.
5.3 Вспомогательная энергия Питание управления Отсутствие Индикация на мостике
      энергии      
  Редукторы и муфты          
6.1 Давление смазочного масла На входе в редуктор Мин. Остановка Постоянная При наличии муфты вме-
        двигателя   сто остановки двигателя
            допускается расцепление
            муфты
6.2 Температура смазочного масла В редукторе Макс. Снижение По вызову
        нагрузки    
6.3 Температура подшипника В каждом подшип- Макс. Для двигателей мощ-
    нике скольжения       ностью более 2250 кВт
6.4 Давление гидравлического масла На входе в муфту Мин. Постоянная
  По согласованию с Регистром вместо снижения нагрузки для двигателей внутреннего сгорания допускается
предусматривать специальный световой и звуковой сигналы.      
  Для средне- и высокооборотных двигателей внутреннего сгорания контролируемые параметры, предельные значения,
виды автоматической защиты и индикацию параметров следует предусматривать в соответствии с порядковыми номерами 1.1
— 1.< , 1.9 — 1.11, 1.18, 1.21, 1.22, 1.25, 1.27, 1.29 — 1.31, 1.3 4, 1.37, 1.40, 1.41 настоящей таблицы, при этом:
i ) пункте 1.9 в графе «Автоматическая защита» вместо «Снижение нагрузки» указывается «Остановка двигателя»;
i ) пункте 1.11 в графе «Место замера» вместо «На выходе из каждого цилиндра» указывается < На выходе из двигателя»;
пункт 1.31 применим для ДВС с помощью цилиндра 500 кВт и более.      


Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации


Таблица 19А.1

Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
п/п     значения пара- тическая параметров  
      метров (АПС) защита в ЦПУ  
  Главные котлы          
1.1 Давление пара В барабане котла Макс, мин. Постоянная
1.2 Температура пара За пароперегревателем Макс. По вызову
1.3 Температура пара За пароохладителем Макс. По вызову
1.4 Уровень воды В барабане котла Мин. Остановка Постоянная
        котла    
1.5 Давление или перепад давле- За насосом Мин. Остановка Постоянная
  ния питательной воды     котла    
1.6 Давление топлива Перед форсункой Мин. По вызову
1.7 Давление воздуха или пара Перед форсункой Мин.
  для распыла          
1.8 Вязкость (температура) Перед форсункой Макс. (Мин.) По вызову
  топлива          
1.9 Давление воздуха Перед топочным Мин.
    устройством        
1.10 Соленость питательной воды За питательным Макс. По вызову
    насосом        
1.11 Факел Обрыв факела Остановка По вызову
        котла    
1.12 Уровень топлива В расходной цистерне Мин. По вызову
1.13 Температура топлива В расходной цистерне Макс.
1.14 Подача энергии для Блок питания Выход из Остановка По вызову
  управления   строя котла    
  Вспомогательные котлы и          
  котлы с органическими          
  теплоносителями          
2.1 Давление пара В барабане котла Маке, мин. Остановка По вызову
        котла    
2.2 Уровень воды В барабане котла Маке, мин. Остановка Постоянная Два независимых датчика
        котла    
2.3 Давление питательной воды За циркуляционным Мин. Остановка Постоянная
    насосом   котла    
2.4 Давление топлива Перед форсункой Мин. Остановка По вызову Кроме котлов с пози-
        котла   ционно-пропорциональ-
            ным регулированием
            подачи топлива
2.5 Вязкость (температура) Перед форсункой Макс. (Мин.) Только при работе на
  топлива         тяжелом топливе
2.6 Давление воздуха Перед топочным Мин. Остановка
    устройством   котла    
2.7 Факел Обрыв факела Остановка
        котла    
2.8 Давление воздуха или пара Перед форсункой Мин. Остановка
  для распыла     котла    
2.9 Уровень воды В теплом ящике Мин.
2.10 Соленость питательной воды После питательного Макс.
    насоса        
2.11 Подача энергии для управ- Блок питания Выход из Остановка
  ления   строя котла    
2.12 Давление теплоносителя На выходе из котла Макс. Остановка
        котла    
2.13 Температура теплоносителя На выходе из котла Макс. Остановка
        котла    
2.14 Поток теплоносителя На выходе из котла Мин. Остановка Постоянная
        котла    
2.15 Уровень теплоносителя В расширительном Мин. Остановка Постоянная
    сосуде   котла    
  В ЦПУ допускается обобщенная сигнализация, если на местном посту управления предусмотрена расшифровка.

Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 125

Таблица 19.4.9

Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
п/п     значения пара- тическая параметров  
      метров (АПС)1 защита в ЦПУ  
  Судовая сеть          
1.1 Напряжение ГРЩ Мин. Отключение Постоянная Если ГРЩрасположен в
        генератора1   ЦПУ,то показания не-
            обходимы только на ГРЩ
1.2 Частота тока ГРЩ Мин. Постоянная То же
1.3 Сопротивление изоляции ГРЩ Мин. Постоянная it
  Генераторы          
2.1 Нагрузка (ток) ГРЩ Макс. Отключение Постоянная к
        неответствен-    
        ных потребите-    
        лей, отключе-    
        ние генератора1    
2.2 Обратная мощность (ток) ГРЩ Макс. Отключение к
        генератора1    
2.3 Температура обмоток2 Генератор Макс. it
  Двигатели внутреннего сгора-          
  ния для привода генератороа          
3.1 Давление смазочного масла На входе в двигатель Мин. Остановка По вызову
        двигателя    
3.2 Температура смазочного масла На входе в двигатель Макс. По вызову
3.3 Давление или поток охлаж- На входе в двигатель Мин.
  дающей среды          
3.4 Температура охлаждающей На выходе из Макс. По вызову
  среды двигателя        
3.5 Частота вращения Макс. Остановка
        двигателя    
3.6 Уровень топлива В расходной цистерне Мин.
3.7 Утечка топлива Из трубопровода Наличие
    высокого давления топлива      
3.8 Температура отходящих газов В магистральном Макс. По вызову
    трубопроводе        
3.9 Давление или поток заборт- В системе забортной Мин.
  ной воды охлаждающей воды        
3.10 Давление топлива Перед насосом Мин.
    высокого давления        
3.11 Вязкость (температура) топ- На входе в двигатель Макс, (мин.) Только при работе на
  лива         тяжелом топливе
3.12 Уровень охлаждающей воды В расширительной Мин. По вызову В случае автономной
    цистерне       системы охлаждения
3.13 Концентрация масляного В районе каждого Макс. Остановка По вызову Для двигателей мощ-
  тумана или температура кривошипа или   двигателя   ностью более 2250 кВт
  подшипников подшипника       или с диаметром ци-
            линдра 300 мм и более
3.14 Давление пускового воздуха Перед главным Макс. По вызову
    пусковым клапаном        
  Паровые турбины для привода          
  генераторов          
4.1 Давление смазочного масла За маслоохладителем Мин. Остановка По вызову
        турбины    
4.2 Температура смазочного На выходе из Макс. По вызову
  масла подшипников        
4.3 Давление пара В конденсаторе Макс. Остановка По вызову
        турбины    
4.4 Давление пара Перед турбиной Мин. По вызову
4.5 Уровень воды В конденсаторе Макс.      
  Осуществляется системой защиты генераторов (см. гл. 8.2 части XI «Электрическое оборудование» Правил
классификации и постройки морских судов).      
  Требуется только для машин переменного тока мощностью свыше 5000 кВт или с зсевой длиной активной стали более
  мм.        


Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации


Таблица 19.4.10

Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
п/п     значения пара- тическая параметров  
      метров (АПС) защита1 в ЦПУ  
  Давление смазочного масла На входе в комп- Мин. Остановка
    рессор   компрессора    
  Поток охлаждающей среды На выходе из комп- Мин. Остановка Вместо потока допус-
    рессора   компрессора   кается контролировать
            максимальное значение
            температуры охлаж-
            дающей среды
  Температура воздуха За охладителем Макс.      
  Давление пускового воздуха На выходе воздуш- Мин. _ Постоянная _
    ного баллона        
  Давление воздуха систем За редукционным Мин.
  управления клапаном        
  В ЦПУдопускается обобщенная сигнализация, если на местном посту управления предусмотрена расшифровка.

Таблица 19.4.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Контролируемый параметр Место замера Предельные Автома- Индикация Пояснения
    значения пара- тическая параметров  
    метров (АПС) защита в ЦПУ  
Уровень воды Льяльные колодцы Мак., мин. При дистанционном
          управлении
Аварийный уровень воды Льяльные колодцы, туннели Макс.

double arrow