3.3.1. Для любого грузового судна освидетельствование должно включать:
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
.1 для судов возрастом более 5 лет — внутренний осмотр характерных отсеков, используемых под водяной балласт;
.2 для судов возрастом более 10 лет, иных, нежели суда, занятые перевозкой исключительно сухих грузов, — внутренний осмотр выбранных грузовых помещений;
.3 для судов, возрастом более 15 лет, занятых перевозкой исключительно сухих грузов, — внутренний осмотр выбранных грузовых помещений;
.4 проверку состояния подводной части судна, включая места наружной обшивки бортов и днища, штевни, киль, скуловые кили, руль, замеры зазоров в рулевом и гребном устройствах, кингстонных ящиков с решетками и фильтрами, донно-бортовой арматуры и крепления их к корпусу;
.5 общее освидетельствование корпуса, средств закрытия отверстий в нем, комингсов люков, надстроек и рубок;
.6 освидетельствование и испытания якорного и швартовного устройств для чего якоря должны быть отданы и подняты с помощью шпилей;
|
|
.7 освидетельствования и, если это необходимо, испытание таранной и других водонепроницаемых переборок;
.8 проверку каждого из осушительных насосов и подтверждение того, что осушительные системы каждого из водонепроницаемого отсеков функционируют удовлетворительным образом;
.9 проверку и испытания (на месте и при помощи дистанционного управления) всех водонепроницаемых дверей в водонепроницаемых переборках;
.10 подтверждение того, что осушение закрытых грузовых помещений, расположенных на палубе надводного борта, может быть выполнено должным образом;
.11 подтверждение того, что механизмы, котлы и другие сосуды под давлением и их трубопроводы и арматура установлены и защищены таким образом, чтобы свести к минимуму любую опасность для людей, находящихся на борту судна, учитывая при этом движущиеся части механизмов, нагретые поверхности и другие источники опасности;
.12 подтверждение того, что нормальная работа главных механизмов может быть поддержана или возобновлена даже в случае выхода из строя одного из вспомогательных механизмов ответственного назначения;
.13 подтверждение того, что предусмотрены средства, обеспечивающие ввод в действие механизмов при нерабочем состоянии судна без помощи извне;
.14 проверку механизмов, котлов, всех паровых, гидравлических и пневматических систем и их арматуры с целью удостовериться в том, что их состояние поддерживается должны образом, уделяя особое внимание возможностям пожара и взрыва и другим источникам опасности (пр. II-1/27);
|
|
.15 подтверждение того, что главная турбинная пропульсивная установка и, в соответствующих случаях, главная пропульсивная установка с двигателями внутреннего сгорания и вспомогательные механизмы оборудованы для их автоматической остановки в случае возникновения неисправностей, таких как отказ системы подачи смазочного масла, ведущей к серьезным повреждениям, полному выходу из строя или к взрыву (пр. П-1/27);
.16 проверку способности механизмов машинной установки в течение достаточно малого времени изменять направление упора гребного винта и останавливать судно на приемлемой дистанции, включая проверку эффективности работы средств и органов управления для этой цели (пр. П-1/28);
.17 проверку того, что главный и вспомогательный рулевые приводы устроены таким образом, что выход из строя одного из них не приводит к потере работоспособности другого привода (пр. II-1/29);
.18 проверку того, что там, где это необходимо, ответственные элементы рулевого устройства постоянно смазываются, или что они обеспечены устройствами для смазки (пр. II-1/29);
.19 проверку наличия предохранительных клапанов в любой части гидравлической системы рулевого устройства, которая может быть изолирована от других частей этой системы, и в которой давление создается от источника электроэнергии или от внешнего источника, а также проверку регулировки этих клапанов (пр. П-1/29);
.20 проверку способности главного рулевого привода перекладывать руль при максимальной эксплуатационной скорости судна на переднем ходу с 35° одного борта на 35° другого борта при наибольшей осадке судна и, при тех же условиях, с 35° одного борта на 30° другого борта за время не более 28 с (пр. П-1/29);
.21 проверку способности вспомогательного рулевого привода управлять судном при скорости, обеспечивающей его управляемость, и быстро приводиться в действие в экстренных случаях; проверку способности этого привода перекладывать руль с 15° одного борта на 15° другого борта за время 60 с при максимальной эксплуатационной скорости переднего хода судна или 7 уз, смотря по тому, что больше (пр. П-1/29);
.22 проверку автоматического запуска главного и вспомогательного рулевых приводов при
Часть III. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с международными конвенциями 207
восстановлении питания энергией после его потери, а также того, что эти приводы приводятся в действие с поста управления на ходовом мостике, и что в случае потери питания энергией любым из силовых агрегатов рулевого привода на ходовом мостике подаются световой и звуковой аварийно-предупредительные сигналы (пр. П-1/29);
.23 проверку того, что при наличии у главного рулевого привода двух или более силовых агрегатов и при отсутствии при этом на судне вспомогательного рулевого привода любой единичный дефект в системе гидравлики привода или в любом из агрегатов может быть изолирован с целью поддержания или быстрого восстановления управляемости судна (пр. П-1/29);
.24 проверку работы постов управления главным рулевым приводом на ходовом мостике и в румпельном отделении (пр. П-1/29);
.25 проверку работы двух независимых цепей главным рулевым приводом, имеющим два или более равноценных силовых агрегата (при отсутствии вспомогательного рулевого привода) (пр. П-1/29);
.26 проверку постов управления вспомогательным рулевым приводом, расположенных в румпельном отделении и на ходовом мостике, если таковой имеется; проверку того, что эти посты управления независимы от постов управления главным рулевым приводом (пр. П-1/29);
.27 проверку того, что система питания любой из систем управления главным и вспомогательным рулевыми приводами, приводимых в действие с ходового мостика, может быть приведена в действие с поста управления на ходовом мостике, и что в румпельном отделении имеются средства ее отключения, и на ходовом мостике подаются световой и звуковой сигналы в случае исчезновения напряжения в цепи питания системы управления (пр. П-1/29);
|
|
.28 проверку времени автоматического включения аварийного или независимого источника энергии (при диаметре баллера более 230 мм), а также времени обеспечения непрерывной работы такого источника энергии (пр. П-1/29.14);
.29 проверку работы средств связи между ходовым мостиком и румпельным отделением; на судах, имеющих аварийный пост управления рулевой машиной, телефонная или иная связь с этим постом управления обеспечивает передачу команд и показаний курса на компасе (пр. П-1/29, V/12);
.30 подтверждение того, что угловое положение пера руля фиксируется независимо от системы управления рулевым приводом на ходовом мостике в случае, когда главный рулевой привод приводится в действие от источника энергии, и
что положение пера руля фиксируется в румпельном отделении (пр. П-1/29);
.31 проверку (в случае, если рулевая машина является гидравлической) того, что звуковой и световой сигналы нижнего уровня рабочей жидкости в каждой из масляных цистерн подаются на ходовой мостик и в машинное отделение, и что по крайней мере одна из силовых систем может быть заполнена рабочей жидкостью в румпельном отделении из стационарно установленной масляной цистерны, имеющей мерительное стекло (пр. П-1/29);
.32 проверку постоянной доступности рум-пельного отделения, и что само румпельное отделение, насколько это возможно, отделено от машинного отделения, и обеспечивается свободный доступ к рулевой машине и к средствам управления ею (пр. II-1/28);
.33 проверку надлежащей работы сигнализации на ходовом мостике и в главном посту управления в машинном отделении о перегрузке или потере фазы (при трехфазном питании), а также проверку средств индикации работы двигателей электрических и электрогидравлических рулевых приводов (пр. П-1/30);
.34 проверку работы средств и органов, обеспечивающих работу главных и вспомогательных механизмов и управление ими (пр. П-1/31);
|
|
.35 проверку работы средств и органов, обеспечивающих дистанционное управление механизмами, если такое управление предусмотрено с ходового мостика (пр. П-1/31);
.36 проверку работы средств управления главными и вспомогательными механизмами из центрального поста управления в машинном отделении (пр. П-1/31);
.37 проверку возможности ручного отключения органов систем автоматического управления механизмами, включая проверку отключения при выходе из строя любой из таких систем (пр. П-1/31);
.38 проверку работы предохранительных устройств паровых и утилизационных котлов, парогенераторов, паропроводов и систем сжатого воздуха (пр. П-1/32, 33, 34);
.39 проверку вентиляции машинных отделений (пр. П-1/35);
.40 проверку работы машинного телеграфа (пр. П-1/37);
.41 проверку эффективности мер по борьбе с шумом в машинных помещениях (пр. П-1/36);
.42 проверку работы запасных средств связи между ходовым мостиком и машинным помещением и иными постами управления скоростью и направлением упора гребных винтов (пр. П-1/37);
.43 проверку работы и степени слышимости сигнализации вызова в жилых помещениях механиков (пр. П-1/38);
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
.44 проверку средств предупреждения попадания топлива или масла из насосов, фильтров или подогревателей на нагретые поверхности;
.45 проверку работы средств измерения количества топлива и масла в цистернах;
.46 проверку состояния устройств предупреждения переполнения и перепрессовки топливных и масляных цистерн и трубопроводов, включая наполнительные трубопроводы;
.47 проверку работы автономного аварийного источника электроэнергии вместе с обеспечивающим эту работу оборудованием (пр. П-1/43);
.48 проверку работы пусковых устройств каждого аварийного генераторного агрегата (пр. П-1/44);
.49 проверку эффективности мер предосторожности против поражения током, пожара и других опасностей, связанных с применением электрического тока (пр. П-1/45);
.50 проверку состояния устройств, предусмотренных для машинных помещений с периодическим безвахтенным обслуживанием (пр. II-1/46 — 53), а именно:
проверку мер предупреждения пожара и проверку сигнализации;
проверку мер по защите от затопления;
проверку средств управления механизмами с ходового мостика;
проверку средств переговорной связи между центральным и местным постами управления и ходовым мостиком и жилыми помещениями механиков;
проверку того, что аварийная предупредительная сигнализация может быть подвергнута любой выборочной проверке в действии;
проверку работы системы автоматической защиты механизмов и котлов для случаев серьезных неисправностей в их работе, проверку соответствующих сигналов защиты;
проверку выполнения специальных требований к механическим, котельным и электрическим установкам;
.51 проверку мер по противопожарной конструктивной защите, включая требования к системе вентиляции, испытание средств закрытия всех вдувных и вытяжных отверстий системы вентиляции, испытание средств дистанционного отключения системы вентиляции (пр. П-2/42, 46 — 50, 52);
.52 проверку состояния трапов выхода из жилых помещений и из помещений несения вахты (кроме машинных помещений) на открытую палубу и далее к спасательным шлюпкам и плотам (пр. П-1/45);
.53 проверку состояния трапов в машинном помещении категории А, а именно: проверку того,
что имеются два максимально удаленных друг от друга выхода с обеспечением одного из трапов непрерывным укрытием от пожара от нижней части помещения до выхода на открытую палубу, и что другие машинные помещения имеют необходимые средства для выхода (пр. П-1/45);
.54 проверку состояния выхода из радиорубки на открытую палубу (либо проверку того, что имеются два выхода, одним из которых может быть окно или открывающаяся крышка достаточных размеров);
.55 проверку устройств для использования газообразного топлива для хозяйственных нужд (пр. П-1/51);
3.3.2. Для нефтяных танкеров, в дополнение к перечисленному в 3.3.1, освидетельствование должно включать:
.1 удостоверение того, что, когда это необходимо, главный рулевой привод включает требуемые два или более равноценных силовых агрегата и соответствующие устройства для восстановления управляемости судна в случае отдельного единичного повреждения (пр. II-1/28);
.2 проверку того, что система распределения с использованием корпуса в качестве второго провода и заземленная система распределения не применяются (пр. П-1/45);
.3 проверку отсутствия изменений расположения и разделения помещений, конструктивной противопожарной защиты, включая специальные меры для комбинированных судов (пр. П-2/55 -58);
.4 осмотр отверстий грузовых танков, включая крепления, крышки, комингсы и экраны;
.5 осмотр дыхательных клапанов систем газоотвода и проверку их в работе, устройств для предупреждения проникновения пламени в грузовые танки, вентиляционные каналы, ведущие в топливные, топливо-балластные танки, шламовые и пустые цистерны;
.6 освидетельствование корпусов в соответствии с программой расширенного освидетельствования судов согласно резолюции ИМО А.744(18);
.7 проверку наличия комплекта документов по освидетельствованию корпуса согласно 3.3.2.6;
.8 осмотр систем отвода газа, продувки, дегазации и других вентиляционных систем танков;
.9 осмотр и, если это необходимо, испытание грузовых систем, систем мойки танков сырой нефтью, балластных и зачистных систем как на палубе, так и в грузовых насосных отделениях и системы погрузки (бункеровки) топлива на палубе;
.10 подтверждение того, что потенциальные источники воспламенения внутри или поблизости
Часть III. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с международными конвенциями 209
грузовых насосных помещении, такие как неизолированное оборудование, воспламеняющиеся материалы и т.п. отсутствуют, нештатные утечки отсутствуют, и что трапы для доступа находятся в должном состоянии;
.11 осмотр всех переборок грузовых насосных помещений и, если это необходимо, испытание их с целью установления утечек топлива или повреждений и, в частности, уплотнительных устройств всех отверстий в переборках грузовых насосных отделений;
.12 проверку грузовых, осушительных, балластных и зачистных насосов с целью установления протечек через уплотнения сальников, проверку должной работы средств электрического и механического дистанционного управления и устройств установки, а также работы осушительной системы грузовых насосных отделений и проверку того, что фундаменты насосов не имеют повреждений;
.13 подтверждение того, что система вентиляции грузового насосного отделения находится в рабочем состоянии, каналы не имеют повреждений, заслонки находятся в рабочем состоянии, и пламегасящие экраны не загрязнены;
.14 проверку того, что устройства для измерения давления в трубопроводах выгрузки груза и система указания уровня груза находятся в рабочем состоянии;
.15 проверку того, что на борту имеются подробные инструкции, содержащие требования по предотвращению опасности для здоровья персонала, связанной с системой инертного газа и ее использованием в системе грузовых танков (пр. П-2/62.21);
3.3.3. Для газовозов и химовозов, в дополнение к перечисленному в 3.3.1, освидетельствование должно включать проверку, указанную в 3.3.2.
3.4. По окончании освидетельствования, при
удовлетворительных результатах его, на судно
оформляется Свидетельство о безопасности гру
зового судна по конструкции.
3.5. Для подтверждения Свидетельства (еже
годное, промежуточное, периодическое) должно
быть проведено общее освидетельствование суд
на для проверки сохранения им соответствия
требованиям Конвенции СОЛАС-74/88. Объем
его может быть уменьшен по сравнению с
вышеуказанным, учитывая техническое состояние
судна и другие обстоятельства.
3.6. На суда смешанного (река-море) плава
ния с классом Регистра (II СП, III СП), а также с
классом Российского Речного Регистра (М-СП) в
дополнение к Свидетельству о безопасности
грузового судна по конструкции Регистр выдает
Дополнение (форму 2.1.9.3-1), в котором в разделе постоянных ограничений по условиям эксплуатации записываются установленные для эксплуатации судна ограничения, например: «Плавание на волнении с максимально допустимой высотой волны 3%-ной обеспеченности 6 метров (или 5 метров) с удалением от места убежища в открытых морях не более 50 миль и с допускаемым расстоянием между местами убежища 100 миль, в закрытых морях — не более 100 миль и с допускаемым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.».
Эта практика одобрена ИМО и не требует никакого согласования или выдачи Свидетельства об изъятии, однако при выдаче на судно указанного Дополнения необходимо одновременно передать на судно копию циркулярного письма Комитета по безопасности на море ИМО № 2014 от 31 октября 1997 г., чтобы избежать возможных претензий со стороны портовых властей (см. приложение 21 к Руководству).
Раздел 4. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДЛЯ
ОФОРМЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА О БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОВОГО СУДНА ПО РАДИООБОРУДОВАНИЮ В
СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ
ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 Г.