Освидетельствование корпуса, механизмов и оборудования

3.3.1. Для любого грузового судна освиде­тельствование должно включать:



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



.1 для судов возрастом более 5 лет — внутренний осмотр характерных отсеков, исполь­зуемых под водяной балласт;

.2 для судов возрастом более 10 лет, иных, нежели суда, занятые перевозкой исключительно сухих грузов, — внутренний осмотр выбранных грузовых помещений;

.3 для судов, возрастом более 15 лет, занятых перевозкой исключительно сухих грузов, — внут­ренний осмотр выбранных грузовых помещений;

.4 проверку состояния подводной части судна, включая места наружной обшивки бортов и днища, штевни, киль, скуловые кили, руль, замеры зазоров в рулевом и гребном устройст­вах, кингстонных ящиков с решетками и филь­трами, донно-бортовой арматуры и крепления их к корпусу;

.5 общее освидетельствование корпуса, средств закрытия отверстий в нем, комингсов люков, надстроек и рубок;

.6 освидетельствование и испытания якорного и швартовного устройств для чего якоря должны быть отданы и подняты с помощью шпилей;

.7 освидетельствования и, если это необходи­мо, испытание таранной и других водонепрони­цаемых переборок;

.8 проверку каждого из осушительных насо­сов и подтверждение того, что осушительные системы каждого из водонепроницаемого отсеков функционируют удовлетворительным образом;

.9 проверку и испытания (на месте и при помощи дистанционного управления) всех водо­непроницаемых дверей в водонепроницаемых переборках;

.10 подтверждение того, что осушение закры­тых грузовых помещений, расположенных на палубе надводного борта, может быть выполнено должным образом;

.11 подтверждение того, что механизмы, котлы и другие сосуды под давлением и их трубопроводы и арматура установлены и защищены таким образом, чтобы свести к минимуму любую опасность для людей, на­ходящихся на борту судна, учитывая при этом движущиеся части механизмов, нагре­тые поверхности и другие источники опаснос­ти;

.12 подтверждение того, что нормальная работа главных механизмов может быть поддер­жана или возобновлена даже в случае выхода из строя одного из вспомогательных механизмов ответственного назначения;

.13 подтверждение того, что предусмотрены средства, обеспечивающие ввод в действие меха­низмов при нерабочем состоянии судна без помощи извне;


.14 проверку механизмов, котлов, всех паровых, гидравлических и пневматических систем и их арматуры с целью удостовериться в том, что их состояние поддерживается должны образом, уделяя особое внимание возможностям пожара и взрыва и другим источникам опасности (пр. II-1/27);

.15 подтверждение того, что главная турбинная пропульсивная установка и, в соответствующих случаях, главная пропульсивная установка с двига­телями внутреннего сгорания и вспомогательные механизмы оборудованы для их автоматической остановки в случае возникновения неисправностей, таких как отказ системы подачи смазочного масла, ведущей к серьезным повреждениям, полному вы­ходу из строя или к взрыву (пр. П-1/27);

.16 проверку способности механизмов ма­шинной установки в течение достаточно малого времени изменять направление упора гребного винта и останавливать судно на приемлемой дистанции, включая проверку эффективности работы средств и органов управления для этой цели (пр. П-1/28);

.17 проверку того, что главный и вспомога­тельный рулевые приводы устроены таким обра­зом, что выход из строя одного из них не приводит к потере работоспособности другого привода (пр. II-1/29);

.18 проверку того, что там, где это необходи­мо, ответственные элементы рулевого устройства постоянно смазываются, или что они обеспечены устройствами для смазки (пр. II-1/29);

.19 проверку наличия предохранительных клапанов в любой части гидравлической системы рулевого устройства, которая может быть изо­лирована от других частей этой системы, и в которой давление создается от источника элек­троэнергии или от внешнего источника, а также проверку регулировки этих клапанов (пр. П-1/29);

.20 проверку способности главного рулевого привода перекладывать руль при максимальной эксплуатационной скорости судна на переднем ходу с 35° одного борта на 35° другого борта при наибольшей осадке судна и, при тех же условиях, с 35° одного борта на 30° другого борта за время не более 28 с (пр. П-1/29);

.21 проверку способности вспомогательного рулевого привода управлять судном при скорос­ти, обеспечивающей его управляемость, и быстро приводиться в действие в экстренных случаях; проверку способности этого привода переклады­вать руль с 15° одного борта на 15° другого борта за время 60 с при максимальной эксплуатацион­ной скорости переднего хода судна или 7 уз, смотря по тому, что больше (пр. П-1/29);

.22 проверку автоматического запуска глав­ного и вспомогательного рулевых приводов при


Часть III. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с международными конвенциями 207


восстановлении питания энергией после его по­тери, а также того, что эти приводы приводятся в действие с поста управления на ходовом мостике, и что в случае потери питания энергией любым из силовых агрегатов рулевого привода на ходовом мостике подаются световой и звуковой аварийно-предупредительные сигналы (пр. П-1/29);

.23 проверку того, что при наличии у главного рулевого привода двух или более силовых агре­гатов и при отсутствии при этом на судне вспомогательного рулевого привода любой еди­ничный дефект в системе гидравлики привода или в любом из агрегатов может быть изолирован с целью поддержания или быстрого восстановле­ния управляемости судна (пр. П-1/29);

.24 проверку работы постов управления глав­ным рулевым приводом на ходовом мостике и в румпельном отделении (пр. П-1/29);

.25 проверку работы двух независимых цепей главным рулевым приводом, имеющим два или более равноценных силовых агрегата (при от­сутствии вспомогательного рулевого привода) (пр. П-1/29);

.26 проверку постов управления вспомога­тельным рулевым приводом, расположенных в румпельном отделении и на ходовом мостике, если таковой имеется; проверку того, что эти посты управления независимы от постов управ­ления главным рулевым приводом (пр. П-1/29);

.27 проверку того, что система питания любой из систем управления главным и вспомогатель­ным рулевыми приводами, приводимых в дейст­вие с ходового мостика, может быть приведена в действие с поста управления на ходовом мостике, и что в румпельном отделении имеются средства ее отключения, и на ходовом мостике подаются световой и звуковой сигналы в случае исчезнове­ния напряжения в цепи питания системы управ­ления (пр. П-1/29);

.28 проверку времени автоматического вклю­чения аварийного или независимого источника энергии (при диаметре баллера более 230 мм), а также времени обеспечения непрерывной работы такого источника энергии (пр. П-1/29.14);

.29 проверку работы средств связи между ходовым мостиком и румпельным отделением; на судах, имеющих аварийный пост управления рулевой машиной, телефонная или иная связь с этим постом управления обеспечивает передачу команд и показаний курса на компасе (пр. П-1/29, V/12);

.30 подтверждение того, что угловое положе­ние пера руля фиксируется независимо от сис­темы управления рулевым приводом на ходовом мостике в случае, когда главный рулевой привод приводится в действие от источника энергии, и


что положение пера руля фиксируется в румпель­ном отделении (пр. П-1/29);

.31 проверку (в случае, если рулевая машина является гидравлической) того, что звуковой и световой сигналы нижнего уровня рабочей жидкости в каждой из масляных цистерн подаются на ходовой мостик и в машинное отделение, и что по крайней мере одна из силовых систем может быть заполнена рабочей жидкостью в румпельном отделении из стационарно установленной масляной цистерны, имеющей мерительное стекло (пр. П-1/29);

.32 проверку постоянной доступности рум-пельного отделения, и что само румпельное отделение, насколько это возможно, отделено от машинного отделения, и обеспечивается свобод­ный доступ к рулевой машине и к средствам управления ею (пр. II-1/28);

.33 проверку надлежащей работы сигнализа­ции на ходовом мостике и в главном посту управления в машинном отделении о перегрузке или потере фазы (при трехфазном питании), а также проверку средств индикации работы дви­гателей электрических и электрогидравлических рулевых приводов (пр. П-1/30);

.34 проверку работы средств и органов, обеспечивающих работу главных и вспомогатель­ных механизмов и управление ими (пр. П-1/31);

.35 проверку работы средств и органов, обеспечивающих дистанционное управление ме­ханизмами, если такое управление предусмотре­но с ходового мостика (пр. П-1/31);

.36 проверку работы средств управления главными и вспомогательными механизмами из центрального поста управления в машинном отделении (пр. П-1/31);

.37 проверку возможности ручного отключения органов систем автоматического управления меха­низмами, включая проверку отключения при вы­ходе из строя любой из таких систем (пр. П-1/31);

.38 проверку работы предохранительных ус­тройств паровых и утилизационных котлов, пар­огенераторов, паропроводов и систем сжатого воздуха (пр. П-1/32, 33, 34);

.39 проверку вентиляции машинных отделе­ний (пр. П-1/35);

.40 проверку работы машинного телеграфа (пр. П-1/37);

.41 проверку эффективности мер по борьбе с шумом в машинных помещениях (пр. П-1/36);

.42 проверку работы запасных средств связи между ходовым мостиком и машинным помеще­нием и иными постами управления скоростью и направлением упора гребных винтов (пр. П-1/37);

.43 проверку работы и степени слышимости сигнализации вызова в жилых помещениях меха­ников (пр. П-1/38);



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



.44 проверку средств предупреждения попада­ния топлива или масла из насосов, фильтров или подогревателей на нагретые поверхности;

.45 проверку работы средств измерения ко­личества топлива и масла в цистернах;

.46 проверку состояния устройств предупреж­дения переполнения и перепрессовки топливных и масляных цистерн и трубопроводов, включая наполнительные трубопроводы;

.47 проверку работы автономного аварийного источника электроэнергии вместе с обеспечи­вающим эту работу оборудованием (пр. П-1/43);

.48 проверку работы пусковых устройств каждого аварийного генераторного агрегата (пр. П-1/44);

.49 проверку эффективности мер предосто­рожности против поражения током, пожара и других опасностей, связанных с применением электрического тока (пр. П-1/45);

.50 проверку состояния устройств, предусмо­тренных для машинных помещений с период­ическим безвахтенным обслуживанием (пр. II-1/46 — 53), а именно:

проверку мер предупреждения пожара и про­верку сигнализации;

проверку мер по защите от затопления;

проверку средств управления механизмами с ходового мостика;

проверку средств переговорной связи между центральным и местным постами управления и ходовым мостиком и жилыми помещениями механиков;

проверку того, что аварийная предупреди­тельная сигнализация может быть подвергнута любой выборочной проверке в действии;

проверку работы системы автоматической защиты механизмов и котлов для случаев серьез­ных неисправностей в их работе, проверку соот­ветствующих сигналов защиты;

проверку выполнения специальных требов­аний к механическим, котельным и электричес­ким установкам;

.51 проверку мер по противопожарной кон­структивной защите, включая требования к сис­теме вентиляции, испытание средств закрытия всех вдувных и вытяжных отверстий системы вентиляции, испытание средств дистанционного отключения системы вентиляции (пр. П-2/42, 46 — 50, 52);

.52 проверку состояния трапов выхода из жилых помещений и из помещений несения вахты (кроме машинных помещений) на открытую палубу и далее к спасательным шлюпкам и плотам (пр. П-1/45);

.53 проверку состояния трапов в машинном помещении категории А, а именно: проверку того,


что имеются два максимально удаленных друг от друга выхода с обеспечением одного из трапов непрерывным укрытием от пожара от нижней части помещения до выхода на открытую палубу, и что другие машинные помещения имеют необходимые средства для выхода (пр. П-1/45);

.54 проверку состояния выхода из радиорубки на открытую палубу (либо проверку того, что имеются два выхода, одним из которых может быть окно или открывающаяся крышка доста­точных размеров);

.55 проверку устройств для использования газообразного топлива для хозяйственных нужд (пр. П-1/51);

3.3.2. Для нефтяных танкеров, в дополнение к перечисленному в 3.3.1, освидетельствование должно включать:

.1 удостоверение того, что, когда это необхо­димо, главный рулевой привод включает требуе­мые два или более равноценных силовых агрегата и соответствующие устройства для восстановле­ния управляемости судна в случае отдельного единичного повреждения (пр. II-1/28);

.2 проверку того, что система распределения с использованием корпуса в качестве второго про­вода и заземленная система распределения не применяются (пр. П-1/45);

.3 проверку отсутствия изменений расположе­ния и разделения помещений, конструктивной противопожарной защиты, включая специальные меры для комбинированных судов (пр. П-2/55 -58);

.4 осмотр отверстий грузовых танков, вклю­чая крепления, крышки, комингсы и экраны;

.5 осмотр дыхательных клапанов систем газоотвода и проверку их в работе, устройств для предупреждения проникновения пламени в грузовые танки, вентиляционные каналы, ве­дущие в топливные, топливо-балластные танки, шламовые и пустые цистерны;

.6 освидетельствование корпусов в соответст­вии с программой расширенного освидетельство­вания судов согласно резолюции ИМО А.744(18);

.7 проверку наличия комплекта документов по освидетельствованию корпуса согласно 3.3.2.6;

.8 осмотр систем отвода газа, продувки, дегазации и других вентиляционных систем тан­ков;

.9 осмотр и, если это необходимо, испытание грузовых систем, систем мойки танков сырой нефтью, балластных и зачистных систем как на палубе, так и в грузовых насосных отделениях и системы погрузки (бункеровки) топлива на па­лубе;

.10 подтверждение того, что потенциальные источники воспламенения внутри или поблизости


Часть III. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с международными конвенциями 209


грузовых насосных помещении, такие как неизо­лированное оборудование, воспламеняющиеся материалы и т.п. отсутствуют, нештатные утечки отсутствуют, и что трапы для доступа находятся в должном состоянии;

.11 осмотр всех переборок грузовых насосных помещений и, если это необходимо, испытание их с целью установления утечек топлива или пов­реждений и, в частности, уплотнительных ус­тройств всех отверстий в переборках грузовых насосных отделений;

.12 проверку грузовых, осушительных, бал­ластных и зачистных насосов с целью установле­ния протечек через уплотнения сальников, проверку должной работы средств электрическо­го и механического дистанционного управления и устройств установки, а также работы осушитель­ной системы грузовых насосных отделений и проверку того, что фундаменты насосов не имеют повреждений;

.13 подтверждение того, что система вентиля­ции грузового насосного отделения находится в рабочем состоянии, каналы не имеют поврежде­ний, заслонки находятся в рабочем состоянии, и пламегасящие экраны не загрязнены;

.14 проверку того, что устройства для изме­рения давления в трубопроводах выгрузки груза и система указания уровня груза находятся в рабочем состоянии;

.15 проверку того, что на борту имеются подробные инструкции, содержащие требования по предотвращению опасности для здоровья персонала, связанной с системой инертного газа и ее использованием в системе грузовых танков (пр. П-2/62.21);

3.3.3. Для газовозов и химовозов, в дополне­ние к перечисленному в 3.3.1, освидетельствова­ние должно включать проверку, указанную в 3.3.2.

3.4. По окончании освидетельствования, при
удовлетворительных результатах его, на судно
оформляется Свидетельство о безопасности гру­
зового судна по конструкции.

3.5. Для подтверждения Свидетельства (еже­
годное, промежуточное, периодическое) должно
быть проведено общее освидетельствование суд­
на для проверки сохранения им соответствия
требованиям Конвенции СОЛАС-74/88. Объем
его может быть уменьшен по сравнению с
вышеуказанным, учитывая техническое состояние
судна и другие обстоятельства.

3.6. На суда смешанного (река-море) плава­
ния с классом Регистра (II СП, III СП), а также с
классом Российского Речного Регистра (М-СП) в
дополнение к Свидетельству о безопасности
грузового судна по конструкции Регистр выдает


Дополнение (форму 2.1.9.3-1), в котором в раз­деле постоянных ограничений по условиям эксплуатации записываются установленные для эксплуатации судна ограничения, например: «Плавание на волнении с максимально допусти­мой высотой волны 3%-ной обеспеченности 6 ме­тров (или 5 метров) с удалением от места убежища в открытых морях не более 50 миль и с допускаемым расстоянием между местами убежища 100 миль, в закрытых морях — не более 100 миль и с допускаемым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.».

Эта практика одобрена ИМО и не требует никакого согласования или выдачи Свидетельства об изъятии, однако при выдаче на судно указанного Дополнения необходимо одновременно передать на судно копию циркулярного письма Комитета по безопасности на море ИМО № 2014 от 31 октября 1997 г., чтобы избежать возможных претензий со стороны портовых властей (см. приложение 21 к Руководству).

Раздел 4. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДЛЯ

ОФОРМЛЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА О БЕЗОПАСНОСТИ

ГРУЗОВОГО СУДНА ПО РАДИООБОРУДОВАНИЮ В

СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ

ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: