26.3.1. До начала освидетельствования под
водной части инспектор проводит осмотр кон
струкций судна на плаву, в процессе которого
осматривает:
обшивку изнутри и набор в оконечностях (форпик, ахтерпик);
обшивку изнутри и набор в доступных местах в районе машинного отделения, днища и бортов;
с плотика (если выполнено требование 26.2.7) — обнаженную часть рулевого устройства (гельм-портовую трубу, нижний подшипник баллера, верхнюю часть пера руля, нижнюю часть баллера, соединение руля с баллером, верхний штырь руля и т.п.) и гребное устройство (см.26.3.5),
а также знакомится с технической документацией в объеме, указанном в 26.1.1 и 26.2.1.
При положительных результатах осмотра судна на плаву изнутри инспектор приступает к освидетельствованию подводной части.
26.3.2. Водолазы-специалисты с телекамерой,
оборудованием и инструментами последователь
но в соответствии с рабочей программой пока
зывают объекты освидетельствования инспек
тору, который наблюдает за изображением
объектов на экране телевизора и через руководи
теля работ направляет действия водолазов-спе
циалистов.
26.3.3. Проводится осмотр подводной части
корпуса, донных и бортовых отверстий, протек
торной защиты, бортовых килей, штевней, свар
ных швов и заклепочных соединений, обтекателей
вибраторов эхолотов и гидроакустических стан
ций, а также конструкций успокоителей качки
(если они установлены на судне).
26.3.4. Осматриваются поворотные и непо
воротные насадки, перо руля, доступная для
осмотра часть баллера, видимые части штырей
пера руля и состояние их крепления, соединение
баллера с пером руля, спускные пробки, все
сварные швы пера руля (если это не было
выполнено согласно 26.3.1 при обнажении вин
торулевого комплекса). Проводятся замеры за
зоров в нижнем и верхнем подшипниках баллера
руля, в петлях пера руля, просадки баллера. При
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 193
невозможности провести замеры зазоров в подшипниках и сомнении в надежности этих узлов инспектор может потребовать подъема баллера на высоту, достаточную для производства замеров и осмотра.
26.3.5. При осмотре гребного устройства
прежде всего обращается внимание на состояние
всех доступных наблюдению элементов гребного
устройства и их крепежа.
Особое внимание обращается на состояние уплотнения конуса гребного вала, крепления съемных лопастей, обтекателя гребного винта, кормовой дейдвудной втулки, отсутствие трещин и глубоких коррозионных разрушений корневых поверхностей лопастей.
Необходимо осмотреть нагнетательную, всасывающую поверхности кромки лопастей, а также ступицу гребного винта на отсутствие трещин.
26.3.6. В дейдвудных устройствах с водяной
смазкой необходимо провести замеры зазоров.
26.3.7. При необходимости для более деталь
ного исследования обнаруженных дефектов
производится видеозапись изображения исследуе
мого объекта или его фотографирование.
26.3.8. При обнаружении вмятин, гофрировки,
бухтиноватости на корпусе водолаз-специалист
проводит замеры стрелок прогиба указанных
деформаций с помощью бухтиномеров, мери
тельных скоб, магнитных реек и подобных ин
струментов.
26.3.9. Обнаруженные в результате освиде
тельствования отдельные дефекты по согласова
нию с инспектором могут быть устранены на
плаву (удаление изношенных и установка новых
протекторов, обрезка и частичный ремонт скуло
вых килей и т.п.).
26.3.10. При обнаружении трещин в корпусе
или винторулевом комплексе производится под
водная дефектация методом, одобренным Регис
тром, и в зависимости от ее результатов решается
вопрос о возможности устранения дефектов на
плаву или в доке.