Требования к надзору за ремонтом гребных винтов регулируемого шага

15.1. Осуществляя надзор за ремонтом винтов регулируемого шага (ВРШ), инспектор особое внимание должен уделять выполнению требо­ваний 15.1.1 — 15.1.4.

15.1.1. Должны выполняться все требования,
предъявляемые к лопастям и ступицам, изложен­
ные в предыдущих разделах настоящей Инструк­
ции.

15.1.2. При надзоре за сборкой отремонти­
рованного ВРШ инспектор должен проверить:

качество устанавливаемых резинотехничес­ких изделий (уплотнений). Повторное использо­вание резинотехнических изделий не допускается. При замене их должно быть обращено внимание на сроки хранения в соответствии с технической документацией;

затяжку ответственных резьбовых соединений с контролем моментов или другими контроли­руемыми величинами (удлинение, угол поворота и т.п.) в соответствии с указаниями в технической документации;

обеспечение надежного стопорения крепеж­ных деталей. Повторное использование стопор­ных деталей (стопорных шайб, проволоки и т.п.) не допускается.

Требования к креплению лопастей включают в себя все регламентации разд. 14;

в случае ремонта лопастей или механизма их поворота (правка, замена сухарей и т.п.), а также в случае замены лопастей — разношаговость гребного винта в соответствии с требованиями табл. 15.1.2;

в случае ремонта или замены лопастей — статическую балансировку с учетом требований разд. 18;


обеспечение плотности стыков торца ступицы гребного винта с фланцем гребного вала, а также фланца полумуфты гребного вала с фланцем вала механизма изменения шага. Щуп толщиной 0,05 мм должен закусывать на длине не более 5 мм.

15.1.3. Перед выводом судна из дока инспек­
тор должен проверить:

обеспечение герметичности винта с поворот­ными лопастями путем испытания его на плот­ность изнутри рабочим давлением масла в соответствии с технической документацией, а также обеспечение герметичности защитного ко­жуха, закрывающего фланец гребного вала, с деталями крепления гребного вала к ступице винта;

обеспечение кинематических параметров ВРШ (хода поршня и диапазона разворота лопастей) в соответствии с технической документацией;

отсутствие зазоров между лопастей и насад­кой гребного винта (при ее наличии);

обеспечение плавности и времени перекладки лопастей;

обеспечение герметичности винта с поворот­ными лопастями в процессе их перекладки.

15.1.4. На швартовных и ходовых испытаниях
судна инспектор должен проверить:

обеспечение надежности работы ВРШ и его систем по прямому назначению в составе про-пульсивного комплекса;

обеспечение одинаковых показаний стрелок местного указателя шага и приборов на всех пультах дистанционного управления;

обеспечение полной загрузки главного двига­теля, а также режима «стоп» судна при вращаю­щемся винте и соответствующих положениях рукояток управления на пультах;

обеспечение времени перекладки лопастей с «полного вперед» на «полный назад» и обратно, а


Таблица 15.1.2 Отдельные требования ГОСТ 8054-81 к геометрическим элементам для трех классов гребных винтов

      Класс гребного винта  
Контролируемые размеры          
         
и параметры   высший   средний обычный
  % мм, не менее % мм, не менее % мм, не менее
Радиус винта без насадки, R + 0,25 + 1,5 + 0,25 + 2,0 + 0,25 + 2,5
Шаг сечения, Нс + 1,5 + 1,0 + 2,0 + 15 + 3,5 + 25
Шаг лопасти, Ял + 1,0 + 7,5 + 1,5 + 10 + 3,0 + 20
Шаг винта, Нъ + 0,75 + 5,0 + 1,0 + 7,5 + 2,5 + 15
Разношаговость сечений на г = 0,5-^0,8; А//с + 1,5 + 2,0
Длина сечений, / + 1,0 + 5,0 + 1,5 + 10 + 1,5 + 10
Толщина сечений, t + 2,5 + 2,5 + 4,0 + 4,0 + 6,0 + 6,0
  -1,5 -1,5 -2,0 -1,5 -4,0 -4,0
Толщина кромок по длине сечений 0,15й   + 0,75   + 1,0   + 2,0
Положение осевой линии лопасти по окружности + 0,5 + 10,0 + 0,6 + 0,15 + 0,6 + 15,0
Положение лопасти вдоль оси винта в точках 0,4R и 0,95_R + 1,0 + 5,0 + 1,5 + 7,5 + 3,0 + 10,0
Взаимное расположение осевых линий лопастей вдоль            
оси винта между двумя любыми лопастями в точке 0,5_R 1,0 5,0 1,5 7,5 3,0 10,0

Приложение 11




также других основных параметров, предусмо­тренных эксплуатационной документацией (ве­личин рабочих давлений, температур и т.п.) согласно требованиям Правил классификации и постройки морских судов;

обеспечение срабатывания аварийно-преду­предительной сигнализации, блокировок, автома­тического включения резервного электронасоса при имитации падения давления в гидравличес­кой системе ВРШ.

16. МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ОПЕРАЦИЙ

ПО КОНТРОЛЮ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

ДО И ПОСЛЕ РЕМОНТА

16.1. До начала ремонта поверхности лопас­
тей и ступиц, вызывающие сомнения инспектора
по возможному наличию скрытых дефектов или
микротрещин, должны быть подвергнуты кон­
тролю методами, приведенными в разд. 10.
Дефектоскопия комлей лопастей ВРШ желатель­
на при каждом периодическом освидетельствова­
нии.

16.2. В процессе ремонта гребного винта
обязательному контролю со стороны инспектора
подлежит:

подготовка поверхностей под шлифовку, за­варку и наплавку;

соответствие качества сварочных материалов;

соответствие технологии требованиям, пре­дъявляемым Регистром к ремонту гребных вин­тов;

квалификация сварщиков;

качество сварки;

выполнение термической обработки, ее режи­мы и технология;

выполнение неразрушающего контроля;

геометрические характеристики лопастей после ремонта, там, где это необходимо, в соответствии с настоящей инструкцией;

статическое уравновешивание, там, где это необ­ходимо, в соответствии с настоящей инструкцией.

16.3. Особенности устранения дефектов меха­
нической обработкой или разделки их для сварки,
наплавки и приварки отдельных кусков лопастей
изложены в соответствующих разделах насто­
ящей Инструкции.

16.4. Особое внимание необходимо уделять
контролю качества поверхности и всей глубины
сварного шва и прилегающей к ним зоны,
который осуществляется до термической обра­
ботки и после ее выполнения. Обязательный
контроль — см. разд. 10. Сразу же после
обработки шва заподлицо, до термической обра­
ботки, производится визуальный осмотр через


лупу 8 — 10-кратного увеличения. После термо­обработки осуществляется проверка методами неразрушающего контроля (см. разд. 10).

16.5. При нагреве металла для правки, сварки,
термической обработки необходимо непрерывно
контролировать постоянство заданной темпера­
туры изложенными в инструкции способами.

16.6. Инспектор выполняет пооперационный
контроль гребных винтов до ремонта, в процессе
ремонта и после ремонта в соответствии с
согласованными техническими условиями на ре­
монт, в которых предусматриваются контролир­
уемые Регистром операции.

17. КОНТРОЛЬ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ НА ВАЛ

17.1. Вследствие ремонта гребного винта или
технологических операций по его обслуживанию
могут измениться геометрические характеристи­
ки, что приведет к ухудшению основных эксплуа­
тационных показателей судна, в частности, к
вибрации, к нарушению соответствия гребного
винта двигателю и др.

17.2. Для обеспечения эффективной и надеж­
ной работы гребного винта после ремонта,
включающего нагрев лопастей, их правку, завар­
ку, приварку отдельных частей, необходимо на
разметочной плите с помощью штатного заводс­
кого шагомера разметить и обмерить гребной
винт. Данные измерений должны быть сопостав­
лены с требованиями ГОСТ 8054-81 (см. табл.
15.1.2). Если искажения геометрии превосходят
требования допусков в соответствии с ГОСТ
8054-81, они должны быть приведены к нормам
стандарта и вновь проверены.

Основное внимание необходимо обратить на допускаемые отклонения по разношаговости ло­пастей и на взаимное расположение осевых лопастей вдоль оси винта (см. табл. 17.2).

17.3. Использование маятниковых шагоме­
ров, реек и отвесов для контроля геометрии не
допускается.

17.4. О влиянии возможных отклонений гео­
метрических элементов на конечные эксплуата­
ционные свойства судна или главного двигателя
— см. табл. 17.2.

18. ТРЕБОВАНИЯ К СТАТИЧЕСКОЙ УРАВНОВЕШЕННОСТИ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

18.1. После ремонта, связанного с корректи­ровкой элементов гребного винта, т.е. обрезкой, сваркой, наплавкой, должна быть проведена



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: