15.1. Осуществляя надзор за ремонтом винтов регулируемого шага (ВРШ), инспектор особое внимание должен уделять выполнению требований 15.1.1 — 15.1.4.
15.1.1. Должны выполняться все требования,
предъявляемые к лопастям и ступицам, изложен
ные в предыдущих разделах настоящей Инструк
ции.
15.1.2. При надзоре за сборкой отремонти
рованного ВРШ инспектор должен проверить:
качество устанавливаемых резинотехнических изделий (уплотнений). Повторное использование резинотехнических изделий не допускается. При замене их должно быть обращено внимание на сроки хранения в соответствии с технической документацией;
затяжку ответственных резьбовых соединений с контролем моментов или другими контролируемыми величинами (удлинение, угол поворота и т.п.) в соответствии с указаниями в технической документации;
обеспечение надежного стопорения крепежных деталей. Повторное использование стопорных деталей (стопорных шайб, проволоки и т.п.) не допускается.
Требования к креплению лопастей включают в себя все регламентации разд. 14;
|
|
в случае ремонта лопастей или механизма их поворота (правка, замена сухарей и т.п.), а также в случае замены лопастей — разношаговость гребного винта в соответствии с требованиями табл. 15.1.2;
в случае ремонта или замены лопастей — статическую балансировку с учетом требований разд. 18;
обеспечение плотности стыков торца ступицы гребного винта с фланцем гребного вала, а также фланца полумуфты гребного вала с фланцем вала механизма изменения шага. Щуп толщиной 0,05 мм должен закусывать на длине не более 5 мм.
15.1.3. Перед выводом судна из дока инспек
тор должен проверить:
обеспечение герметичности винта с поворотными лопастями путем испытания его на плотность изнутри рабочим давлением масла в соответствии с технической документацией, а также обеспечение герметичности защитного кожуха, закрывающего фланец гребного вала, с деталями крепления гребного вала к ступице винта;
обеспечение кинематических параметров ВРШ (хода поршня и диапазона разворота лопастей) в соответствии с технической документацией;
отсутствие зазоров между лопастей и насадкой гребного винта (при ее наличии);
обеспечение плавности и времени перекладки лопастей;
обеспечение герметичности винта с поворотными лопастями в процессе их перекладки.
15.1.4. На швартовных и ходовых испытаниях
судна инспектор должен проверить:
обеспечение надежности работы ВРШ и его систем по прямому назначению в составе про-пульсивного комплекса;
обеспечение одинаковых показаний стрелок местного указателя шага и приборов на всех пультах дистанционного управления;
|
|
обеспечение полной загрузки главного двигателя, а также режима «стоп» судна при вращающемся винте и соответствующих положениях рукояток управления на пультах;
обеспечение времени перекладки лопастей с «полного вперед» на «полный назад» и обратно, а
Таблица 15.1.2 Отдельные требования ГОСТ 8054-81 к геометрическим элементам для трех классов гребных винтов
Класс гребного винта | ||||||
Контролируемые размеры | ||||||
и параметры | высший | средний | обычный | |||
% | мм, не менее | % | мм, не менее | % | мм, не менее | |
Радиус винта без насадки, R | + 0,25 | + 1,5 | + 0,25 | + 2,0 | + 0,25 | + 2,5 |
Шаг сечения, Нс | + 1,5 | + 1,0 | + 2,0 | + 15 | + 3,5 | + 25 |
Шаг лопасти, Ял | + 1,0 | + 7,5 | + 1,5 | + 10 | + 3,0 | + 20 |
Шаг винта, Нъ | + 0,75 | + 5,0 | + 1,0 | + 7,5 | + 2,5 | + 15 |
Разношаговость сечений на г = 0,5-^0,8; А//с | + 1,5 | — | + 2,0 | — | — | — |
Длина сечений, / | + 1,0 | + 5,0 | + 1,5 | + 10 | + 1,5 | + 10 |
Толщина сечений, t | + 2,5 | + 2,5 | + 4,0 | + 4,0 | + 6,0 | + 6,0 |
-1,5 | -1,5 | -2,0 | -1,5 | -4,0 | -4,0 | |
Толщина кромок по длине сечений 0,15й | + 0,75 | + 1,0 | + 2,0 | |||
Положение осевой линии лопасти по окружности | + 0,5 | + 10,0 | + 0,6 | + 0,15 | + 0,6 | + 15,0 |
Положение лопасти вдоль оси винта в точках 0,4R и 0,95_R | + 1,0 | + 5,0 | + 1,5 | + 7,5 | + 3,0 | + 10,0 |
Взаимное расположение осевых линий лопастей вдоль | ||||||
оси винта между двумя любыми лопастями в точке 0,5_R | 1,0 | 5,0 | 1,5 | 7,5 | 3,0 | 10,0 |
Приложение 11
также других основных параметров, предусмотренных эксплуатационной документацией (величин рабочих давлений, температур и т.п.) согласно требованиям Правил классификации и постройки морских судов;
обеспечение срабатывания аварийно-предупредительной сигнализации, блокировок, автоматического включения резервного электронасоса при имитации падения давления в гидравлической системе ВРШ.
16. МИНИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ОПЕРАЦИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ
ДО И ПОСЛЕ РЕМОНТА
16.1. До начала ремонта поверхности лопас
тей и ступиц, вызывающие сомнения инспектора
по возможному наличию скрытых дефектов или
микротрещин, должны быть подвергнуты кон
тролю методами, приведенными в разд. 10.
Дефектоскопия комлей лопастей ВРШ желатель
на при каждом периодическом освидетельствова
нии.
16.2. В процессе ремонта гребного винта
обязательному контролю со стороны инспектора
подлежит:
подготовка поверхностей под шлифовку, заварку и наплавку;
соответствие качества сварочных материалов;
соответствие технологии требованиям, предъявляемым Регистром к ремонту гребных винтов;
квалификация сварщиков;
качество сварки;
выполнение термической обработки, ее режимы и технология;
выполнение неразрушающего контроля;
геометрические характеристики лопастей после ремонта, там, где это необходимо, в соответствии с настоящей инструкцией;
статическое уравновешивание, там, где это необходимо, в соответствии с настоящей инструкцией.
16.3. Особенности устранения дефектов меха
нической обработкой или разделки их для сварки,
наплавки и приварки отдельных кусков лопастей
изложены в соответствующих разделах насто
ящей Инструкции.
16.4. Особое внимание необходимо уделять
контролю качества поверхности и всей глубины
сварного шва и прилегающей к ним зоны,
который осуществляется до термической обра
ботки и после ее выполнения. Обязательный
контроль — см. разд. 10. Сразу же после
обработки шва заподлицо, до термической обра
ботки, производится визуальный осмотр через
лупу 8 — 10-кратного увеличения. После термообработки осуществляется проверка методами неразрушающего контроля (см. разд. 10).
16.5. При нагреве металла для правки, сварки,
термической обработки необходимо непрерывно
контролировать постоянство заданной темпера
туры изложенными в инструкции способами.
|
|
16.6. Инспектор выполняет пооперационный
контроль гребных винтов до ремонта, в процессе
ремонта и после ремонта в соответствии с
согласованными техническими условиями на ре
монт, в которых предусматриваются контролир
уемые Регистром операции.
17. КОНТРОЛЬ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ НА ВАЛ
17.1. Вследствие ремонта гребного винта или
технологических операций по его обслуживанию
могут измениться геометрические характеристи
ки, что приведет к ухудшению основных эксплуа
тационных показателей судна, в частности, к
вибрации, к нарушению соответствия гребного
винта двигателю и др.
17.2. Для обеспечения эффективной и надеж
ной работы гребного винта после ремонта,
включающего нагрев лопастей, их правку, завар
ку, приварку отдельных частей, необходимо на
разметочной плите с помощью штатного заводс
кого шагомера разметить и обмерить гребной
винт. Данные измерений должны быть сопостав
лены с требованиями ГОСТ 8054-81 (см. табл.
15.1.2). Если искажения геометрии превосходят
требования допусков в соответствии с ГОСТ
8054-81, они должны быть приведены к нормам
стандарта и вновь проверены.
Основное внимание необходимо обратить на допускаемые отклонения по разношаговости лопастей и на взаимное расположение осевых лопастей вдоль оси винта (см. табл. 17.2).
17.3. Использование маятниковых шагоме
ров, реек и отвесов для контроля геометрии не
допускается.
17.4. О влиянии возможных отклонений гео
метрических элементов на конечные эксплуата
ционные свойства судна или главного двигателя
— см. табл. 17.2.
18. ТРЕБОВАНИЯ К СТАТИЧЕСКОЙ УРАВНОВЕШЕННОСТИ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ
18.1. После ремонта, связанного с корректировкой элементов гребного винта, т.е. обрезкой, сваркой, наплавкой, должна быть проведена
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации