Ультразвуковой метод неразрушающего контроля

7.5.1. Ультразвуковой метод неразрушающего
контроля (УЗК) должен выполняться в соответствии
с требованиями следующих ГОСТов: 12503-75,
21397-81, 22727-77, 24507-80, 14782-86.

7.5.2. Ультразвуковой контроль проводится с
целью обнаружения внутренних дефектов типа
трещин, газовых пор, расслоения, неприставания,
непроваров и др. без расшифровки характера
этих дефектов, но с указанием их количества,
условных размеров и координат расположения.

7.5.3. Для контроля следует применять уль­
тразвуковые дефектоскопы и искатели, удовлет­
воряющие требованиям ГОСТ 14782-86.

7.5.4. Использование УЗК основано на зако­
нах распространения, преломления и отражения
упругих волн частотой 1 — 25 МГц. При наличии
дефектов в металле поле упругой волны изменяет
свою структуру в окрестностях дефекта.

7.5.5. Ультразвуковой контроль подразде­
ляется на теневой, зеркально-теневой и эхометод,
а также их модификации.

Тип искателя выбирают, исходя из заданной схемы прозвучивания: совмещенный, раздельный или раздельно-совмещенный.


7.5.6. По результатам ультразвукового кон­троля производится оценка допустимости дефек­тов в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

7.6. Радиационный метод неразрушающего
контроля

7.6.1. Радиационный метод неразрушающего
контроля должен выполняться в соответствии с
требованиями ГОСТ 20426-82, ГОСТ 24034-80,
ГОСТ 7512-75.

7.6.2. Радиационный метод дефектоскопии
применяется для обнаружения в объектах кон­
троля следующих внутренних дефектов: раковин,
пор, включений неметаллов, нарушений сплош­
ности и однородности материала.

7.6.3. Радиационный неразрушающий кон­
троль основан на регистрации и анализе прони­
кающего ионизирующего излучения после
взаимодействия с контролируемым объектом.

7.6.4. Радиационный контроль подразделяет­
ся на радиографический, радиоскопический и
радиометрический.

7.6.5. Радиографический метод основан на пре­
образовании радиационного изображения контро­
лируемого объекта в радиографический снимок или
записи этого изображения на запоминающем ус­
тройстве с последующим преобразованием в свето­
вое изображение. При этом методе получается
фиксированное статическое изображение внутренней
структуры контролируемого изделия при просвечи­
вании ионизирующим излучением.

7.6.6. Радиоскопический метод основан на пре­
образовании радиационного изображения контро­
лируемого объекта в световое изображение на
выходном экране радиационно-оптического пре­
образователя. При этом анализ полученного изо­
бражения проводится в процессе контроля.

При этом методе получается на экране види­мое статическое или динамическое изображение структуры контролируемого изделия.

7.6.7. Радиометрический метод основан на
измерении одного или нескольких параметров
ионизирующего излучения после его взаимо­
действия с контролируемым объектом.

При этом методе получается информация о внутренней структуре контролируемого изделия, представленной в цифровой или графической форме.

7.7. Другие методы неразрушающего контроля
7.7.1.
Помимо отмеченных в 7.2 — 7.6

методов неразрушающего контроля при ремонте и освидетельствовании деталей и узлов механиз­мов могут применяться и другие методы.

При использовании следующих методов не­разрушающего контроля необходимо руководст­воваться:


Приложение 15




теплового метода — ГОСТ 23487-79, ГОСТ 25314-82;

акустических методов — ГОСТ 20415-82, ГОСТ 23829-79;

оптических методов — ГОСТ 23479-796, ГОСТ 24521-80;

магнитоферрозондового метода — ГОСТ 21104-75;

радиоволновых методов — ГОСТ 23480-79, ГОСТ 25313-82.


.3 червяк вертикального вала;.4 подшипники качения баллера.

8.6. Рулевые машины:
.1
плунжеры;

.2 тяги, соединяющие баллер с плунжерами;.3 пальцы (болты) тяг.

8.7. Вентиляторы:
.1
вал вентилятора;
.2 рабочее колесо.



8. ПЕРЕЧЕНЬ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ И ДЕТАЛЕЙ

СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИ РЕМОНТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ НА

ОТСУТСТВИЕ ТРЕЩИН

8.1. Дизели:

.1 тронк поршня;

.2 головка поршня;

.3 поршневой палец;

.4 вставка поршня;

.5 вкладыш нижней головки шатуна;

.6 болт шатуна;

.7 нижний вкладыш рамового подшипника;

.8 вкладыш упорного подшипника;

.9 подшипники распределительного вала;

.10 днище (огневая часть) крышки цилиндров;

.11 седло выпускного клапана;

.12 клапан выпускной;

.13 шпиндель клапана впускного;

.14 ролик толкателя топливного насоса;

.15 ось ролика толкателя;

.16 вал ротора газотурбонагнетателя в сборе;

.17 улитка газоприемная газотурбонагнетателя;

.18 коленчатый вал;

.19 цилиндровая втулка;

.20 блок цилиндров (опорные бурты);

.21 шатун (тело, район зубчатых разъемов);

.22 втулка цилиндра (опорный бурт).

8.2. Насосы:
.1
вал насоса;
.2 крылатка.

8.3. Редукторы:

.1 валы ведущий, промежуточные и ведомый;

.2 шестерни;

.3 подшипники скольжения и качения.

8.4. Воздушные компрессоры:
.1
пальцы поршневые;

.2 подшипники коленчатого вала;

.3 подшипники нижней головки шатуна;

.4 болты шатунные;

.5 клапаны нагнетательные и всасывающие.

8.5. Сепараторы:

.1 вал вертикальный;.2 барабан;


9. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕФЕКТАЦИИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

9.1. Подшипники качения подлежат дефекта-
ции и контролю только в том случае, если срок их
работы не вышел за допустимые пределы, ука­
занные в фирменной инструкции по эксплуатации
и обслуживанию механизма.

9.2. Дефектация подшипников качения может
быть выполнена безразборным методом ударных
импульсов при помощи приборов фирмы SPM
(Швеция), прибора Кон. Текст 77Д (ЦНИИМФ,
Санкт-Петербург) и др.

Методика выполнения работы, а также нор­мы допустимого состояния подшипников качения изложены в РД 31.20.50-87 «Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство».

9.3. Демонтаж подшипников должен произво­
диться с помощью специальных приспособлений:
съемников, винтовых или гидравлических прессов
и др.

При демонтаже должны быть приняты меры, исключающие повреждения подшипников.

9.4. После демонтажа подшипника он должен
быть промыт в специальных промывочных жид­
костях, либо в уайтспирите (ГОСТ 3134-78) с
6 — 8 %-ным содержанием масла МС-20 или
МК-22 (ГОСТ 21749-76).

9.5. Дефектация подшипников качения заклю­
чается в тщательном внешнем осмотре с исполь­
зованием лупы 4 — 7-кратного увеличения, а
также проверке осевого и радиального зазоров.
При внешнем осмотре проверяется состояние
шариков (роликов), сепараторов, колец подшип­
ников.

9.6. Замене подлежат подшипники, имеющие
следующие дефекты:

трещины или сколы металла на кольцах, шариках или роликах;

выбоины или вмятины на беговых дорожках колец;

усталостное выкрашивание, шелушение или отслаивание металла на беговых дорожках колец, шариках (роликах);



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



цвета побежалости и следы зацепления на шариках (роликах) и беговых дорожках;

разъедания, раковины;

царапины или глубокие риски, надломы, сквозные трещины на сепараторе, отсутствие или ослабление заклепок крепления сепаратора или выработка его прорезей, приводящая к выпаданию роликов;

заклинивание, заедание, тугое вращение по­дшипника.

9.7. Проверка радиального и осевого зазоров в подшипниках производится в специальном приспо­соблении с помощью индикатора часового типа. Контроль радиального зазора должен произво­диться в трех положениях наружного кольца отно­сительно внутреннего через 120° поворота.

Величины зазоров не должны превышать предельно допустимых значений.


10.3. Между поджатыми витками пружины
допускается зазор не более 0,2 мм.

10.4. Неплоскостность опорных поверхностей
должна быть не более 0,1 мм. При проверке
необходимо пружину прижать к проверочной плите.

10.5. Высота пружины в свободном состоянии
должна быть в пределах, указанных в чертеже.

10.6. Трещины, обломы концов, коррозион­
ные разъедания не допускаются. Проверка
осуществляется визуальным осмотром или де­
фектоскопией (магнитной, люминесцентной).

10.7. Пружина выбраковывается при измене­
нии ее характеристики, когда длина пружины при
установочной (браковочной) нагрузке не соот­
ветствует рекомендуемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: