Правильный отбор проб масла является исключительно важной процедурой для полу-чения достоверных результатов анализа. Необходимо строго соблюдать следующие правила:
.1 отбор проб масла должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации дейдвудного устройства.
Пробы масла должны отбираться при вращающемся гребном вале на режиме, близком к номинальному, или сразу после остановки гребного вала, но обязательно при температуре масла выше 20 °С.
Отбор проб производится не менее, чем через 12 ч после долива масла при нормальном рабочем уровне масла в напорной цистерне;
.2 пробы всегда должны отбираться из одного и того же места. Рекомендуется брать пробы через пробоотборный кран трубопровода на выходе масла из дейдвудного устройства до фильтра. Перед отбором пробы необходим продуть пробоотборник, слив — не менее 5 л масла;
.3 отбор проб осуществляется в сухую чистую емкость примерно на 3/4 ее объема.
Количество отбираемого масла должно быть:
для судового анализа — 200 мл,
для лабораторного анализа — 500 мл1;
.4 емкость с отобранным маслом для лабораторного анализа должна быть плотно закрыта пробкой.
На этикетке необходимо указать:
название судна;
место отбора пробы;
марку масла;
продолжительность работы масла с момента первоначальной заливки его в систему;
количество масла, добавленного в систему с момента последнего отбора пробы для анализа;
дату отбора пробы;
фамилию и должность лица, отобравшего пробу;
а также на этикетке должна стоять подпись старшего механика;
.5 проба масла подлежит сдаче на лабораторный анализ в течение двух дней после отбора.
5.4.2. Каждый лабораторный анализ масла из
системы смазки дейдвудных подшипников дол
жен быть выполнен по следующим показателям:
содержанию металлических частиц;
содержанию воды;
содержанию хлоридов;
показателю старения масла.
Содержание металлических частиц связано с изнашиванием подшипников и отдельных узлов дейдвудного устройства (см. табл. 5.4.3, 5.4.4, 5.4.5).
Остальные показатели (см. табл. 5.4.7) позволяют судить о качестве масла, в котором работают подшипники, характеризуют состояние уплотнений и используются как косвенные показатели ухудшения состояния подшипников.
5.4.3. Нормы концентрации металлов в масле
дейдвудных подшипников
Таблица 5.4.3
| № | Контролируемый показатель | Нормы | Периодич- |
| п/п | по спектральному анализу | допустимых значе- | ность |
| ний, ррш | анализа | ||
| Железо (Fe) | не реже | ||
| Медь (Си) | 1 раза в | ||
| Свинец (РЬ) | 6 мес. | ||
| Олово (Sn) | |||
| Никель (Ni) | |||
| Хром (Сг) | |||
| Кремний (Si) | |||
| Натрий (Na) | |||
| Магний (Mg) |
1 Лаборатория, выполняющая анализ масла, может установить другое количество пробы.
Приложение 17
Определение концентрации металлов в пробах масла дейдвудного устройства (см. табл. 5.4.3) производится спектральным анализом (атомно-аб-сорбционные и эмиссионные спектрофотометры), могут также применяться рентгеновские сканирующие кристалл-дифракционные спектрометры.
5.4.4. В качестве дополнительного метода контроля износа дейдвудных подшипников рекомендуется используется феррографический анализ (см. табл. 5.4.4), позволяющий определять частицы металла размером более 5 мкм, которые появляются при разрушении узлов, но не определяются спектральным анализом, оценивать качественный состав продуктов износа в масле дейдвудного устройства. Кроме того, на результаты феррографического анализа не влияют доливы свежего масла.
Таблица 5.4.4
| № | К онтр о лиру емый | Единица | Нормы | Перио- |
| п/п | показатель по | измере- | допусти- | дич- |
| феррографическому анализу | ния | мых значений | ность анализа | |
| Концентрация частиц | частиц/мл | не реже | ||
| износа WPC=(DL + DS)/V | 1 раза в | |||
| относит. | 6 мес. | |||
| Индекс износа | ед. | |||
| J=(D2L-D2S)/V2, | ||||
| где: DL — количество | ||||
| частиц износа размерами | ||||
| более 5 мкм; | ||||
| Ds — количество частиц | ||||
| износа размерами менее | ||||
| 5 мкм; | ||||
| V — объем пробы, мл |
5.4.5. Результаты спектрального и феррографического анализов позволяют по превышению норм допустимых значений отдельных металлов обнаружить износ определенных узлов дейдвудного устройства (см. табл. 5.4.5).
Таблица 5.4.5
5.4.6. Спектральный и феррографический ана
лиз проб масла должны производиться на опре
деление тех металлов, которые отражают
металлургический состав деталей подшипнико
вого узла и смежных с ним деталей.
Например, если заливка подшипника — свинцовистый баббит, то нет необходимости определять олово,и наоборот.






