Психодиагностика и коррекция аномального развития и ЗПР, психология отклоняющегося поведения, работа психолога в школе.
Используемая литература
Базовым литературным источником является:
Специальная психология / В.И.Лубовского.- М., 2005.- 464 с.
Дополнительная литература:
Умственно отсталые дети и дети с ЗПР
1. Венгер АА., Выготская Г.Л.. Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
2. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1982.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.
4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
5. Журба Л.Г., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.
6. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности: Принцип развития в психологии/Под ред. Л.И. Анцыферовой.—М.,1978.
7. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
|
|
8. Коломинский Я.Л., Панько ЕА. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М, 1988.
9. Летуновская С.В. Развитие наглядного мышления дошкольников с нарушением интеллекта в ходе овладения модельными представлениями//Дефектология. — 1995. — №5.
10. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. — М.,1985.
11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
12. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 1978.
13. ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1979.
14. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978.
15. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие/Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Заринь, Н.Д. Соколовой. — СПб.. 1996.
16. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1984.
17. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М..1969.
18. Петрова ВТ. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
19. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 1983.
20. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Г рафические методы в психологической диагностике. – М.,1991.
21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1970.
22. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб.: Питер, 2005.- 304 с.
23. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994
24. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. – СПб.,1996
|
|
25. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах//Избр. Психол. Труды. – М.; Воронеж,1995
Дети с нарушениями слуха
26. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
27. Власова ТА. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. — М., 1954.
28. Венгер А.Л. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. - М.,1972.
29. Венгер АА„ Выготская Г.Л„ Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
30. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1982.
31. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М.,1975.
32. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. — М., 1991.
33. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.
34. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова ЕА. Я не хочу молчать: Из опыта работы. — М., 1990.
35. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.
36. Носкова Л Л. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М., 1987.
37. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.
38. Психология глухих детей/Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 1971.
39. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения/Под ред. Т.В. Розановой. —М.,1991.
40. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
41. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. — М.,1979.
42. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.
43. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. — М., 1995.
Дети с нарушениями зрения
44. Волкова Л.С. Общее и особенное в проявлениях нарушений устной речи и их причинности у зрячих и незрячих детей//Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей: Межвузовский сборник научных трудов. — Л.,1985.
45. Волкова Л.С. Актуальность и практическая значимость изучения проблемы нарушений речи и их коррекция у слепых детей и слабовидящих//Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. — Л., 1984.
46. Дидро Д. Письма о слепых в назидание зрячим//Избр. филос. произведения. — М.,1941.
47. Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. — М.,1988.
48. Жаринцева ЮД. Методика обучения слабовидящих детей. — М., 1933.
49. Жильцова ОЛ. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубокими нарушениями зрения// Дефектология. — 1971. — № 2.
50. Ковалева Л.П. К вопросу о психолого-педагогическом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в детский саду/Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. —Л.»1981.
51. ЛитвакА.Г. Соотношение коррекции и компенсации в развитии слепых и слабовидящих: Сб. научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1976.
52. Пакутнева СЛ. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения/ Автореферат канд. дисс. ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1988.
53. Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению//0собенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. — Л., 1983.
54. Свиридюк Т.П. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста. — Киев, 1981.
55. Свиридюк Л.И. Подготовка слабовидящих детей к школе. — Киев, 1984.
56. Слабовидящие дети/Под ред. Ю.А. Кулагина, Н.Г. Морозовой, М.Б. Эйдиновой. —М., 1967.
57. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми детьми-дошкольниками//Дефектология. — 1983. — № 2.
Дети с нарушениями ОДА
58. Бадалян Л.О. Невропатология. —М., 1987.
59. Гуменная Г.С. Формирование первоначальных понятий о числе у детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1978. — № 6.
60. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, 1987.
|
|
61. Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 1969.
62. Мамайчук И.И., Бахматова ЕЛ. Комплексное психологическое исследование больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата//Дефектология. —1984. —№6.
63. Мамайчук И.Н., Пятакова Г.В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1990. — № 3.
64. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральным параличом//Дефектология. — 1980. — № 3.
65. Мастюкова Е.М. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников//Дефектология. — 1982. — № 2.
66. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1982. — № 4.
67. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1983. — № 1; 1984. — № 2; 1985.—№2.
68. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. —М.,1985.
69. Особенности психофизического развития учащихся спецшкол для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1985.
70. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /Под ред. М.В. Ипполитовой. — М., 1989.
71. Семенова КЛ., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.
72. Семенова КА., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.
73. Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1980. — № 6.
74. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1981. — № 4.
75. Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у детей с церебральным параличом//Дефектология. — 1985. — № 3.
76. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика.- М., 2004.- 232 с.
77. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб., 2004.- 400 с.
78. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации.- М., 2005.- 960 с.
|
|
79.. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М., 2001.
80. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.
81. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М., 1980.
82. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.
Технические Навыки и Оборудование*
Студенты должны уметь пользоваться компьютерными программами MS Office - Word, Excel, Power Point; Internet, для выполнения заданий по курсу.