УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(Syllabus)
«Специальная психология»
Кафедра «Педагогики и психологии»
Вдовина Елена Николаевна
Учебный год
Код дисциплины | Специальность | Форма обучения | Количество кредитов | Семестр |
SP 4223 | 050503 Психология | дневная | ||
SP 3223 | 5ВО50300 Психология | Вечерняя сокращенная на базе ТИПО | ||
SP 5221 | 5ВО50300 Психология | Заочная |
Место и время проведения занятий: корпус КАСУ по ул.Ворошилова 160
Электронная почта: le.vdovina@mail.ru
Консультационные часы: согласно расписания учебных занятий.
Краткое описание дисциплины
Общие проблемы специальной психологии. Специальная психология как отрасль психологической науки. Понятие дизонтогенеза. Классификация отклонений в развитии. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта. Предмет и задачи олигофренопсихологии. Психология детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы. Дети с нарушениями анализаторских систем и речи. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Тифлопсихология как раздел специальной психологии. Особенности психического развития детей с нарушениями речи. Логопсихология. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Искаженное развитие. Психология детей с РДА. Дисгармоничное развитие. Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции. Акцентуации характера. Развитие и трансформация акцентуаций характера. Психопатии. Неврозы у детей и подростков. ПТСР. Проблемы развития детей с комплексными нарушениями. Прикладные проблемы коррекционной психологии.
Цель дисциплины
Дать студентам представление о свойствах и параметрах различных форм дизонтогенеза, психологических особенностях различных категорий аномальных детей, особенностях диагностики и коррекции детей с проблемами в развитии.
Задачи дисциплины
1. Изучить главные положения теоретических основ специальной психологии;
2. Ознакомится с особенностями психического развития детей с проблемами в развитии;
3. Формирование умения адекватно оценивать возможности психического развития младших дошкольников.
4. Применять базисные психологические методы в разработке коррекционных мероприятий, дифференцированных в зависимости от характера природы и механизма образования нарушения и направленных на их предупреждение, снятие или ослабления.
5. Ознакомить с принципами организации психологической помощи для аномальных детей.