1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария
|
|
головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
Голова фиксирована Глаза смотрят прямо перед собой. Про
должается отработка движений глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И п —
сидя на полу.
• «Колечко».
s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка».
• «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой — за противоположное ухо. Одновременно
отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».
5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного кон
троля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее опреде
ленными мануальными жестами:
«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!
На чайничке — крышечка (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,
|
|
Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:
«Гу-гу-гу!
На чайничке — крышечка и т. д.».
6. Функциональное упражнение «Черепаха». Цель:развитие
двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены
помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора
дети начинают медленное движение к противоположной сте
не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен оста
навливаться и спешить. Через 2—3 минты инструктор по
дает сигнал, по которому все участники останавливаются.
Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение
может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуж
дает с группой трудности в выполнении упражнения.
7. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро
вание двигательной памяти. Инструктор предлагает детям
несколько последовательных движений (танцевальных,
гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как
можно точнее и в той же последовательности.
8. Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы
покоя и расслабления мышц рук. Инструктору «Представьте
себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес
тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки,
уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох —
пауза, выдох — пауза.
Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.