1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра
вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо
кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер
жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине
ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.
3. Глазодвигательное упражнение. То же, И.п. — сидя на полу.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу.
• «Змейки». Предложите ребенку представить, что его
пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать
ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу
вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла
дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на
друга. При этом сначала прорабатываются одно
именные пальцы рук, а затем разноименные (напри
мер, большой палец правой руки и мизинец левой
руки).
• «Кулак—ребро—ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо—нос».
5. Когнитивное упражнение «Ритм». Цель: ритмирование
правого полушария. И.п. — сидя на полу. Инструктор задает
|
|
ритм, отстукивая его Одной рукой,-например, «2—2—3» (в-начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 — правой рукой, 2 — левой рукой, 3 — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
6. Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоцио
нальное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник
упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выра
жение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает»
соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить
это выражение, поменять на новое и «передать» следующе
му участнику упражнения. Так же делают все остальные.
Выражение лица может быть страшным, смешным, коми
ческим, угрожающим и т.д.
7. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз
витие концентрации внимания и двигательного контроля,эли-
минация импульсивности, развитие навыков удержания про
граммы. И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе — руки врозь. Ноги врозь — руки вместе. Ноги вместе — руки вместе. Ноги врозь — руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
8. Релаксация «Загораем». Цель: расслабление мышц ног.
Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на сол
нышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите
|
|
ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать; какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными": Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо,-приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем! Держим...Держим... Напрягаем... Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, расслаблены».
Занятие 5
1. Растяжка «Половинка». И. п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Ребе
нок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует вни
мание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе —
опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он пока
зывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня
груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен
плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки
одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет
(на 8, на 12).
3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу.
• «Змейки».
• «Кулак— ребро— ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо — нос».
5. Функциональное упражнение -«Крик в пустыне». Цель:
элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в
круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструкто-
pa начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.
6. Функциональное упражнение «Дракон». Цель:развитие
двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверст
никами. Участники стоят друг за другом, держась за талию
впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова
дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ло
вить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться
друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за опреде
ленное время, то на место головы дракона встает другой ре
бенок.
7. Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз
витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли
минация импульсивности, развитие навыков удержания про
граммы. И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
8. Релаксация «Штанга». Цель: расслабление мышц рук, ног,
корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте,
что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми
те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они
напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки
резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло
вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко
дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.:
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали И еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно: Расслабление приятно.