1. Растяжка «Кошка». Каждый участник должен встать
на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый
шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову
назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой
руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбо
родок к груди, выгибать спину вверх.
2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубоко
вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. За
держать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным
звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки мед
ленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать
дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о,
обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и
глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать
дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки
опустить вниз, голову на грудь.
3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траекто
рии лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на
расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выпол-
няется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
— глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмер
ки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — па
уза;
— глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки:
вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;
— глаза вправо по траектории лежащей восьмерки, язык
влево: вдох — пауза — в исходное положение — выдох —
пауза;
— глаза влево по траектории лежащей восьмерки, язык
вправо: вдох — пауза — в исходное положение — выдох —
пауза;
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. —
сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или
рукой ребенок должен вслух произносить «хве».
• «Волна».
• «Лягушка».
• «Лезгинка».
• «Змейка».
Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
• «Массаж ушных раковин».
• «Паровозик».
• «Рисующий слон».
• «Сова».
5. Функциональное упражнение «Считалочки-бормоталоч-
ки». Цель:развитие концентрации внимания. И.п. — сидя на
полу. Инструктор просит детей повторить фразу: «Идет
бычок, качается». Они должны несколько раз подряд про
изнести эту фразу. В первый раз они произносят вслух все
три слова, во второй раз они произносят вслух только слова
«идет бычок», а слово «качается» произносят про себя, хло
пая при этом один раз в ладоши. В третий раз они произно
сят вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается»
произносят про себя, сопровождая каждое слово хлопком в
ладоши. В четвертый раз дети произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.
Итак, это выглядит следующим образом:
1. Идет бычок, качается.
2. Идет бычок (хлопок).
3. Идет (хлопок) — (хлопок).
4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Возможные варианты считалочек-бормоталочек:
1. Ехал грека черел реку.
2. Ехал грека через (хлопок).
3. Ехал грека (хлопок) — (хлопок).
4. Ехал (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
5. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло
пок).
1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожа
ных — сапожек.
2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожа
ных — (хлопок).
3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хло
пок) — (хлопок).
4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) —
(хлопок) — (хлопок).
5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хло
пок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хло
пок) — (хлопок) — (хлопок).
7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло
пок) — (хлопок) — (хлопок).
6. Коммуникативное упражнение с правилами «Животные».
Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: со-
бака, корова, кошка и т.д. Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.
7. Функциональное упражнение «Тух-тиби-дух». Цепь: эли
минация агрессии. В этом ритуале заложен комичный пара
докс. Дети произносят заклинание против плохого настро
ения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотич
но двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одно
го из участников, должны сердито произнести волшебное
слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать
или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух».
После этого продолжать движение по комнате, время от вре
мени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произно
ся волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а оп
ределенному человеку, стоящему напротив. Через некото
рое время дети не смогут не смеяться.
8. Функциональное упражнение «Танцы-противоположно
сти». Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участни
ки разбиваются на пары. Под ритмичную музыку один ре
бенок в паре изображает грустный танец, другой — веселый.
Через 1 —2 минуты участники меняются ролями. Затем пред
лагаются другие пары чувств: смелый — трусливый, спокой
ный — агрессивный, злой — добрый.
9. Релаксация «Море». И.п. — сидя на полу или стоя.
Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и
сопровождает ее соответствующими движениями: «На море
плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а
затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки
сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По
волнам плывут дельфины (совершает синхронные волно-
образные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапяст-ных суставах).