Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы-монополии; создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство (помогают созданию новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее).
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления (аспекта): 1)разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2)формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
Классификация экономических систем предопределяется объективным многообразием их свойств.
В укрупненном виде критерии можно разделить на следующие группы:
- структурообразующие, то есть критерии на основе выделения структурных элементов. Например, производственных отношений, функциональных экономических связей;
- социально-экономические, основанные на выделении ключевых, содержательных сторон экономической системы. Например, способа соединения производства и потребления, способа соединения производителей со средствами производства;
- объемные, характеризующие сложность. Например, простые и сложные системы;
- динамические, обусловливающие изменчивость, степень и характер подвижности экономической системы. Например, стационарные и исторически-изменяющиеся.
Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие. Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.
Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.
Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.
Необходимость обращения к проблеме макроэкономического регулирования процессов формирования социально ориентированного рынка обусловливается, прежде всего, особенностью современного состояния российской экономики, которая характеризуется:
- нестабильностью на различных временных отрезках, что, в частности, проявляется в весьма коротких периодах макроэкономического равновесия на фоне его перманентных нарушений;
4
- сокращением масштабов производства, и его влиянием на уровень жизни населения, дифференциацию доходов, уменьшением возможностей обеспечения воспроизводства населения;
- спецификой переходного периода, выражающейся в усложнении процессов управления экономикой, непоследовательностью и противоречивостью в принятии и применении на практике основных экономических принципов макроэкономического регулирования; последние обстоятельства требуют серьезной работы по формированию динамичной и социально ориентированной модели рынка.
На рубеже XXI века ускорился процесс глобализации мировой экономики.
Международное разделение труда (МРТ):
1. Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
2. Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.
Мировое хозяйство — это совокупность национальных хозяйств, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономических отношений.
Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся и постепенно развивающаяся система из национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями, развивающимися на основе международного географического разделения труда (МГРТ). Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями,коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда[1][2].
В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.
Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.
Международное движение факторов производства» Одной из основных форм международных связей является международное движение факторов производства — миграция капитала и миграция рабочей силы. Миграция капитала — это перемещение капитала из одной страны в другую в поисках более прибыльного приложения. Миграция капитала без перемещения собственника получила название вывоз капитала. Можно выделить следующие причины вывоза капитала: • избыточное накопление капитала в стране, откуда
он вывозится; • несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства; • существование в странах, куда экспортируется капитал, более дешевых сырья и рабочей силы; • интернационализация производства. Выделяются еще и такие мотивы вывоза капитала: «низкая доходность в своей стране; • лучшие условия за рубежом; • объединение фирм разных стран; • расширение рынков сбыта; • снижение транспортных издержек. Мотивами ввоза капитала являются: а) получение дополнительных кредитов; б) внедрение передового
опыта; в) расширение производства; г) создание дополнительных рабочих мест. Миграция капитала началась на базе миграции товаров. В начале XX в. миграция капитала начинает опережать миграцию товаров и одновременно способствует ей. Вывоз капитала осуществляется в двух формах: предпринимательской и ссудной. Предпринимательская форма вывоза капитала имеет место, когда вывозимый капитал непосредственно вкладывается