Гиперкинетическая форма ДЦП

Наблюдается у 20—25 % больных с указанной патологией. Ги­перкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде не­произвольных насильственных движений — гиперкинезов. Первые проявления гиперкинезов начинают выявляться с 4—6 мес. в мыш­цах языка, и только к 10—-18 мес. появляются в других частях телаэ достигая максимального развития к 2 — 3 годам жизни. В период

новорожденное отмечается сниженный мышечный тонус, поз­же постепенно гипотония сменяется дистонией. Гиперкинезы воз­никают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и попытках к выполнению любого двига­тельного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечно­стей.

При гиперкинетической форме произвольная моторика разви­вается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень поздно (лишь к 2 — 4 годам) начинают держать голову, садиться. Еще более сложно осваивают стояние и ходьбу. Чаще всего самостоятельное передви­жение становится возможным в 4—7 лет, иногда только в 9 —12 лет. Походка обычно не плавная, толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте боль­ным труднее, чем идти. Произвольные движения маловыразитель­ные, размашистые, дискоординированные; затруднена автомати­зация двигательных навыков, особенно навыка письма.

Речевые нарушения наблюдаются у 90—100 % больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. В 20 —30 % случаев выявля­ют снижение слуха, преимущественно на высокие тона; в 10 — 15 % — судороги. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, т. е. интеллект в боль­шинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. У 50 % детей наблюдается задержка психического развития (Т. Г. Шамарина, Г. И. Белова, 1996). Нарушение психического развития по типу умст­венной отсталости имеет место у 25 % детей (К. А. Семенова, 1991).

Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности ги-перкинезов. В 60—70 % случаев дети обучаются самостоятельно хо­дить, однако произвольная двигательная активность, в особенно­сти тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: