Атонически-астатическая форма ДЦП

При данной форме церебрального паралича имеет место пора­жение мозжечка и лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдается следующая патология: низкий мышечный то­нус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

На 1-м году жизни выявляются гипотония и задержка темпов психо-моторного развития (затруднены или практически не раз­виваются контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы). Функции хватания и манипулирования с предметами формируют­ся в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремо­ром рук и расстройствами координации движений. Сидение фор­мируется к 1 —2 годам, стояние и ходьба — к 6-—8 годам или поз­же. Длительное время эти функции остаются несовершенными. Ре­бенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка не­устойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, тело совер­шает много избыточных качательных движений с целью сохране­ния равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, не­соразмерны, нарушены их синхронность и ритм. Расстройство ко­ординации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и выполнение трудовых и учеб­ных операций (письмо, рисование).

У 60 — 80 % детей отмечаются речевые нарушения в виде задер­жки речевого развития, дизартрии; может иметь место моторная ал алия.

Интеллект варьирует от задержанного психического развития до умственной отсталости различной степени тяжести. Определен­ную специфику на структуру психического дефекта накладывает основная локализация поражения мозга, от которой зависит сте­пень снижения интеллекта. При поражении мозжечка психические нарушения проявляются в безынициативности, агрессивности, неустойчивости внимания, слабости памяти. Чаще всего отмечает­ся задержка психического развития, которая корригируется при систематическом, направленном обучении. При поражении лоб­ных отделов мозга дети малоэмоциональны, безразличны к окру­жающим, малоинициативны, могут быть очень агрессивными. Обычно у них имеет место умственная отсталость.

В 55 % случаев (по данным К. А. Семеновой) помимо тяжелых двигательных нарушений у детей с атонически-астатической фор­мой ДЦП обнаруживается умственная отсталость (в степени выра­женной дебильности или имбецильцости).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: