Гемипаретическая форма ДЦП

Эта форма характеризуется односторонним повреждением од­ноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги). Рука обычно поражается больше, чем нога. Имеет место поражение пре­имущественно одного полушария, его корковых отделов и бли­жайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Правосторонний гемипарез наблюдается значительно чаще, чем левосторонний.

В зависимости от локализации процесса могут наблюдаться раз­личные нарушения. При поражении левого полушария часто отме­чаются нарушения речи в форме моторной алалии, а также специ­фические корковые нарушения, выраженные в той или иной сте­пени: дислексия, дисграфия, дискалькулия. Каждое из этих рас­стройств может быть лишь частичным и проявляется только в труд­ностях освоения чтения, письма, счета. Нарушение височных от­делов левого полушария может сопровождаться патологией слуха, обычно в форме нарушения фонематического слуха. При пораже­нии правого полушария нарушения психики могут сопровождать­ся патологией эмоционально-волевой, сферы в виде агрессивнос­ти злобности, инертности.

Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками позже, чем здоровые. При формировании функции хва­тания ребенок не может больной рукой схватить игрушку, соеди­нить кисти перед грудью, поднести пораженную руку ко рту. Дети начинают ходить с опозданием на 1 — 2 года. Начиная ходить, ре­бенок обычно подает матери здоровую руку. Этим усиливается тен­денция выносить здоровую сторону вперед, а третичную остав­лять несколько сзади («ходьба сенокосца»). Со временем формиру­ется стойкая патологическая установка конечностей и туловища: приведение плеча, сгибание и пронация предплечья, сгибание и отклонение кисти, приведение большого пальца руки, сколиоз позвоночника. У детей отмечается замедление роста костей, а от­сюда — укорочение паретичных конечностей. Атрофированные конечности отстают в развитии, рука обычно в большей степени, чем нога.

Патология речи отмечается у 30—40% детей, чаще по типу дизартрии или моторной алалии. У 25 —35 % наблюдается умствен­ная отсталость (в степени дебильности, реже — имбецильности); у 45 — 50 % — задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой коррекции. Степень интеллектуальных на­рушений вариабельна от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Причем снижение интел­лекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благопри­ятный (при своевременно начатом и адекватном лечении). Прак­тически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообс­луживания зависит от степени поражения руки. Однако даже при выраженном ограничении функции руки, но сохранном интел­лекте дети обучаются пользоваться ею.

Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми. Обучаемость и уровень социальной адаптации во многом опреде­ляются не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компен­сации нарушенных психических и, прежде всего, корковых функ­ций (пространственного восприятия, счета, письма и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: