Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков»

«Виды поведенческих расстройств у детей и подростков с УО»

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество выявляются у 4 % от всей популяции умственно отсталых детей. Среди выпускников вспомогательных школ их 16,5 %, а среди направленных в сихиатрическую больницу 70% детей и подростков с побегами. В трети случаев уходы из дома сочетаются с делинквентностью. Большая часть из убегающих детей – мальчики.

Первые побеги происходят из страха наказания или как реакция против чрезмерных требований, жестокого обращения, расправ со стороны родителей или товарищей, а также из-за опасной для ребенка ситуации в семье.

Позже уходы преобретают условно-рефлекторный стереотип. В редких случаях у детей с УО, обычно вызванной органическим поражением ЦНС, уходы из дома являются выражением истинной дромомании.

Дети начинают убегать в 8-10 лет, максимальное же количество уходящих из дома падает на младший подростковый возраст.

Агрессия

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно от­сталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий на­носимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отме­чается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 2,5% учеников выпускного класса вспомогательной школы. Часто их агрес­сивное поведение — прямое повторение того, что дети сами испыты­вают от других людей. Упрочению этого поведения способствует нега­тивный пример родителей, старших ребят в интернате или школе.

Аутоагрессия

Аутоагрессия, как правило, возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще наблюдается удевочек, чем у мальчиков.

Повышенная аффективная возбудимость

Встречается у 11,8% всех детей с умственной отсталостью, обычно сочетается с проявлениями общей психомоторной расторможенности. Среди учеников последнего класса вспомогательной школы это нару­шение поведения отмечается в 23,7% случаев. Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманны­ми поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушени­ем поведения не увеличивается.

Грубость

Грубость, как правило возникающая на фоне аффективной неустой­чивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в со­стоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость стар­шие дети и подростки.

Недисциплинированность

Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений просьб и нежеланием об­служивать себя.

Отказ от обучения

Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные за­дания, затем появляется тенденция избежать под благовидными пред­логами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распростра­нено больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают мальчики.

Параутистическое поведение

Параутистическое поведение — своеобразное стойкое девиантное поведение. Характерная особенность этого состояния — снижение ак­тивности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам деятель­ности, выраженная интравертированность, формальное общение с окружающими лицами, общая или избирательная потеря контактов (преимущественно речевых), пассивный протест (негативизм), сопро­вождающийся гримасами. Ограничение представлений, недостаточ­ность чувственной насыщенности. Отсутствие эмоциональных реак­ций при общении с окружающими сочетается с эпизодически возни­кающими состояниями двигательного возбуждения, развязным и дурашливым поведением. Развивается это состояние у умственно от­сталыхдетей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недоста­точность. Этот синдром снижает возможности приобретения знаний, увеличивает интеллектуальную и речевую недостаточность (Була-хов Л. А. и сотр., 1984).

Дисфорическое расстройство поведения

Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти по­стоянным эмоциональным напряжением с нарастающей раздражитель­ностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью или хму­рым недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося напряжения в форме бурных аффективных вспышек с разрушитель­ными действиями или агрессией.

Неустойчивое расстройство поведения

Неустойчивое расстройство поведения отличается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выра­женной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие са­мостоятельности и инициативы, повышенная внушаемость приводят, как правило, к антиобщественным формам поведения: бродяжниче­ству, алкоголизации, воровству, раннему началу половой жизни, воз­никающим главным образом по механизму имитации.

Патологически измененные влечения

Патологически измененные влечения обнаруживаются у 21,3% вы­пускников вспомогательной школы. В популяции умственно отсталых детей наиболее часто выявляются агрессивные садистические прояв­ления (1,3%). Другие патологически измененные влечения, клептома­ния и пиромания, встречаются реже. Воровство

Воровство у мальчиков отмечается в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом количество детей, берущих чужие вещи, возрастает вдвое. Меняется и характер краж. Старшие воруют более ценные вещи и де­лают это нередко совместно с другими. Вначале уносят из дома мелкие деньги или малоценные вещи. Затем воруют продукты и вещи в мага­зинах и на рынках, угоняют велосипеды. Умственно отсталые дети пер­воначально выполняют пассивную роль, поддаваясь уговорам старших. В дальнейшем некоторые подростки сами пытаются «организовать» младших на ограбление киосков, пустующих дач или других объектов. Как правило, в процессе любого воровства или грабежа умственно от­сталые берут малоценные безделушки, а не дорогостоящие вещи. Они не могут распорядиться попавшими в их руки вещами, бросают, выме­нивают с убытком для себя или отдают случайным людям.

Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение

Наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у мальчиков. Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Девочек младшего школьного возраста с сексуально рас­пущенным поведением поступаете психиатрическую больницу в три раза больше, чем мальчиков. Это девочки, мастурбирующие, обнажающие­ся, стремящиеся к лицам противоположного пола в состоянии сексу­ального возбуждения, рассказывающие о своем сексуальном опыте или забирающиеся в постели к другим девочкам. В подавляющем большин­стве случаев они сами в прошлом подвергались совращению. Наряду со сверстниками или старшими мальчиками умственно отсталых девочек развращают взрослые, в том числе и в собственной семье. Среди старших девочек — чаще отмечается раннее начало половой жизни, промискуи­тет. Как правило, их половая жизнь начинается после изнасилования.

Госпитализация мальчиков нередко также бывает связана с сексу­альной активностью, проявляемой в отношении представителей того же пола. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуслав­ливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведе­ниях. У младших подростков эта девиация может обуславливаться совращением, развращением, подражанием и принуждением. Эта де­виация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у жен­ского. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. Однако чаще это следствие совращения старшими подростками и даже взрослыми. Истинный сексуальный интерес этих подростков, как правило, сосре­дотачивается на лицах противоположного пола. В отличие от девочек, мальчики меньше ведут разговоров на сексуальные темы. Они предпо­читают действие: раздевают других, рисуют картинки порнографичес­кого содержания.

Начало половой жизни до полного физического созревания также рассматривается как девиация. К сексуальным девиациям относят и подростковый промискуитет.

Алкоголизация

Первая проба алкогольных напитков обычно происходит в 13-14 лет, причем у умственно отсталых мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом аддиктивное поведение охватывает в три раза больше старших подростков, чем вначале. В связи с тем, что у умствен­но отсталых подростков плохая переносимость алкоголя, у них дольше сохраняются защитные реакции (рвота, тошнота и т. д.). Этим, по-ви­димому, отчасти можно объяснить, что только у пятой части госпита­лизированных подростков обнаруживается зависимость от алкоголя.

Токсикоманическое поведение

Вдыхание паров бензина, клея, гуталина и зубной пасты, как пола­гают, встречается только у умственно отсталых мальчиков. При этом у младших школьников это пристрастие наблюдается чаще, чем у под­ростков.

Возрастные и другие особенности поведения умственно отсталых

В младшем дошкольном возрасте поведенческие нарушения обна­руживаются лишь у 0,3% детей. При этом преобладают импульсивно-эпилептоидные проявления и повышенная аффективная возбудимость.

В старшем дошкольном возрасте число таких детей увеличивается до 2,9%. Возрастает число детей с повышенной аффективной возбуди­мостью (76,9%). Наряду с импульсивными и эпилептоидными прояв­лениями возникают психическая неустойчивость, «клептомания», бу-лимия, агрессивно-садистическое поведение.

Во многих случаях этиология нарушенного поведения — те же по­следствия органических повреждений головного мозга, которые вы­звали и интеллектуальную неполноценность. Аффективная возбуди­мость у многих умеренно и тяжело умственно отсталых лиц именно такого происхождения.

3. А.В. Чудов

«Психолого-педагогическое изучение готовности школе учащимися с нарушениями интеллектуального развития»

1 группа (10 учащихся)

Без опыта специальной подготовки (домашние дети), нигде не обучались

2 группа (13 учащихся)

Дети, поступившие в первый класс из специальных детских садов

3 группа (12 учащихся)

Дети из общеобразовательных школ

Задания:

1. повторение заданного ритма

2. Картинки с нелепыми ситуациями

3. Методика оценки первоначальных математических представлений у детей

4. Задания для определения уровня сформированности первоначальных математических у детей с нарушением интеллекта

5. Срисовка с доски и самостоятельное продолжение узора

6. Классификационный анализ сюжетной картинки

7. Чтение схем-слов (звуко-буквенный анализ)

Таким образом получилось:

1 группа – 3,8 баллов – самый низкий

2 группа – 2 балла – самый высокий

4.

Схема развития продуктивных видов деятельности

В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка (у нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных).

В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: