Принцип ранней педагогической помощи

Современная специальная педагогика считает одним из ключе­вых условий успешной коррекционно-педагогической помош" обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в


развитии ребенка для определения его особых образовательных по­требностей. Современное специальное образование предусмат­ривает максимальное сокращение разрыва между моментом выяв­ления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целена­правленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя вре­менные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

До начала 60-х гг. XX столетия необходимость оказания кор­рекционно-педагогической помощи ребенку обнаруживалась лишь тогда, когда он приходил в школу и не справлялся с программой школьного обучения. В значительной степени это было связано с разобщенностью и отсутствием единства действий медицинских и педагогических структур, необязательностью дошкольного обра­зования (в отличие от школьного всеобуча), недостаточной ин­формированностью родителей о педагогических возможностях помощи их ребенку.

Из психологии известно, что в развитии ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, т.е. периоды наиболее бла­гоприятного, легкого и быстрого развития определенных психи­ческих процессов. Эти периоды недолговременны, и если по ка­ким-либо причинам в этот период не сформировалась предпола­гаемая структура (отсутствовала адекватная окружающая среда или особенности индивидуального развития ребенка не способст­вовали этому), то по его окончании в дальнейшем потребуется много специальных усилий для того, чтобы ее сформировать. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для после­дующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.

Если, например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно специальные педагоги­ческие меры для создания условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи про­ходит у него впустую, а начатая в более поздние сроки коррекци-онно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, вызовет своеоб­разное развитие всей психической деятельности, негативно ска­жется на процессе общения и взаимодействия с окружающими, °тразится на развитии личности ребенка в целом.

Современная наука обладает необходимыми диагностически-^ и коррекционно-педагогическими технологиями, позволяю­щими предотвратить негативные тенденции развития детей ран-^го возраста, имеющих различные нарушения - сенсорные, ин­теллектуальные, эмоциональные, двигательные, речевые.


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: