Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-ком-пенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком.
Особенности развития обучающихся заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы их учебно-познавательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельности вызывают необходимость перекодировки или особого структурирования учебной информации в соответствии с познавательными
розможностями детей; нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной (чувственной и действенной) основы умственных действий; потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического воздействия и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития.
|
|
Естественно, что только специальный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей с особыми образовательными потребностями самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или не возможна.
Вопросы и задания
1. Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и раскроите их сущность.
2. Подумайте над тем, какую специфическую реализацию получают общепедагогические дидактические принципы в системе специального образования.
Литература для самостоятельной работы
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Во-ронковой.- М.,1994.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. -Т. 5.
3. Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников.-М., 1985.
4. Моргулис И. С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. - 1989.-№5.
5. Назарова Н.М.. Батов Г.Н. Математика с методикой преподавания: Лекции. -М.,1998.
6. Сурдопедагогика / Под ред. М.И.Никитиной. - М., 1989.
7. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 1999.