Принцип необходимости специального педагогического руководства

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым откло­нением в развитии отличается от учебно-познавательной деятель­ности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глу­бокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-ком-пенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком.

Особенности развития обучающихся заставляют вносить специ­фические изменения в содержание и способы их учебно-позна­вательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельно­сти вызывают необходимость перекодировки или особого структу­рирования учебной информации в соответствии с познавательными


розможностями детей; нарушения мыслительной деятельности тре­буют такой организации обучения, в которой обеспечивается фор­мирование конкретной (чувственной и действенной) основы умст­венных действий; потребность в компенсаторных путях и механиз­мах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического воздействия и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития.

Естественно, что только специальный педагог, зная законо­мерности и особенности развития и познавательных возможно­стей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и спо­собы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс учебно-познавательной деятельно­сти и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследст­вие глубокого своеобразия развития детей с особыми образова­тельными потребностями самостоятельная учебно-познаватель­ная деятельность их затруднена или не возможна.

Вопросы и задания

1. Перечислите дидактические принципы специальной педагогики и рас­кроите их сущность.

2. Подумайте над тем, какую специфическую реализацию получают обще­педагогические дидактические принципы в системе специального образования.

Литература для самостоятельной работы

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Во-ронковой.- М.,1994.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. -Т. 5.

3. Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников.-М., 1985.

4. Моргулис И. С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефек­тология. - 1989.-№5.

5. Назарова Н.М.. Батов Г.Н. Математика с методикой преподавания: Лекции. -М.,1998.

6. Сурдопедагогика / Под ред. М.И.Никитиной. - М., 1989.

7. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: